![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология,принципы формирования и функции полит элит
Полит элита- специфич сбъект политики, который играет важную роль в регулировании полит процессов, определении стратегий, целей и приоритетов полит. Объект властвования полит элиты-рядовые граждане общества, полит группы и партии, общ-полит движения и организации. Основные функции политической элиты – руководство и управление обществом, выработка ценностных ориентаций и задач его генезиса, программ развития государства, мобилизации общества на решение актуальных задач, его стабилизация и интеграция.Типология политической элиты по вертикали: – высшая – принимающая значимые для всего государства решения; – средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры политических партий и движений; – низшая – политические деятели местного масштаба.Типология политической элиты по горизонтали: – федеральная – на уровне всего государства; – провинциальная – на уровне округов, областей.По своей структуре властная элита может быть подразделена: – на государственно-управленческую– партийно-политическую; – общественно-политическую; – корпоративно-административную и олигархическую; – военно-политическую; – научно-консультационную; – контрэлиту Политическая элита делится также: – на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью; – оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей.Политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого в значительной степени зависит направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.Цели деятельности политической элиты – создание устойчивого равновесия политических сил, формирование стабильного и эффективного режима (политической системы общества), разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития. По мере развития общества требования к уровню его управления, в том числе и к качеству политических элит, возрастают: под руководством эффективной национальной элиты и в силу ее рационального управления многие государства добиваются значительных успехов в своем развитии. Принципы формирования: антрепренерская система и система гильдии. Первая- на личных качествах кандидата и его способности управления людьмию вторая- предполагает медленное продвижение кандидата к власти, по ступеням. Номенклатурная –назначение кандидатов только согласия парт органов. 26.Политические элиты современной России. Политическая элита — относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране. Политическая элита имеет сложную структуру и отличается типологическим многообразием.В современном обществе она выполняет следующие функции: -стратегическую- определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны; -организаторскую- осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь; -интегративную- укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.-коммуникативную- эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества.Особенности эволюции политической элиты современного российского общества обусловлены переходом нашей страны от командно-административной экономике к рыночной.Исследователи выделяют два этапа в развитии современной политической элиты: «ельцинский» и «путинский».Итогом первого этапа стало, то что Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу.Б.Ельцин приблизил к себе молодых ученых, блестяще образованных городских политиков, экономистов, юристов. В его окружении резко упала доля сельских жителей. Несмотря на то, что элита всегда была одной из самых образованных групп общества, тем не менее, в 1990-е гг. произошел резкий скачок образовательного ценза элиты. Так, в состав ближайшего окружения Б.Ельцина входят известные ученые, общественные деятели. Президентская команда Б.Н.Ельцина более чем на половину состояла из докторов наук. Высоким был также процент имеющих ученую степень в правительстве и среди лидеров партий.«Путинский» этап характеризовался устранением причин, которые привели к разрушению управленческой вертикали при Б.Ельцине. Новый президент вернул федеральному центру значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, при этом формально не нарушая демократических принципов. Была создана управляемая, упорядоченная система исполнительной власти. Если при Б.Ельцине власть рассредоточивалась, перемещаясь от центра к регионам, то при В.Путине власть снова стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным.В.Путин создал некую «монархическую систему», политико-идеологическое единомыслие, убрал из политики авантюрных пассионарных представителей. При В.Путине в правящей элите значительно возрос удельный вес людей в погонах: каждый четвертый представитель элиты стал военным (при Б.Ельцине доля военных в элите составляла 11, 2%, при В.Путине – 25, 1%). Массовое привлечение военных на государственную службу было вызвано также отсутствием кадрового резерва. Главными отличительными чертами путинской элиты стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень (при Б.Ельцине – 52, 5%, при В.Путине – 20, 9%), уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите (с 2, 9% до 1, 7%), «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками» (представители вооруженных сил, федеральной службы безопасности, пограничных войск, министерства внутренних дел и т.д.). 27.полит лидерство: сущность, функции и осн теории Политическое лидерство является важным фактором стабильного и динамичного развития политических систем. Оно оказывает заметное воздействие на все политические институты и политические процессы общества. Политический лидер принимает активное участие в выработке стратегических целей и задач развития политической системы, в выборе средств и методов их достижения. 28.Типология политического лидерства. Лидерство в современной России. Политическое лидерство — вид политической деятельности, имеющий огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов, который соединяет сущностные черты политики: власть, авторитет, руководство, выражение и представительство социальных интересов. В политологии существует несколько различных типологий политического лидерства. Многообразие этих классификаций объясняется многоплановостью самого явления и возможностью применять разные подходы для выделения типов лидеров.Обычно виды политического лидерства определяются по следующим критериям — в зависимости от: 1) идеальных типов господства (М. Вебер): традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, его исключительные качества); 2) склонности к определенной модели поведения (Г. Лассуэл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером), организационное (влияющее на политический процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей структуры, организации) и теоретическое (воздействующее силой интеллекта, логики); 3) целей и воздействия на общество (Р. Такер): консервативное (базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его существующем виде), реформаторское (стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства) и революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе); 4) Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера: 1. Знаменосец — характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.2. Служитель — является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.3. Торговец — характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» ее.4. Пожарный — отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы5)Типология политических лидеров, предложенная российским исследователем Г.Авциновой.По отшению к власти она выделила оппозиционных и властных лидеров. Оппозиционное лидерство находит свое проявление в двух разновидностях: конфронтационной и конструктивной. Конфронтационно-оппозицинный лидер - непримиримый противник существующей власти. Этот вариант лидерства чаще всего имеет место в авторитарной и тоталитарной политических системах. Конструктивно-оппозиционный лидер, критикуя существующую власть, ориентирован на легитимные механизмы прихода к власти и не намерен в случае успеха резко менять политический курс.Среди властвующих лидеров также выделяют два подтипа: эгоцентрический и социоцентрический. Лидер эгоцентрического типа ориентирует власть на себя, видя в ней лишь источник личного преуспевания, обогащения, влияния, известности, получения привилегий. Лидер социоцентрического типа главный смысл деятельности видит в служении обществу, выполнении общественного долга. Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой — унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы. Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния, богатством, позволяющим ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Новые региональные лидеры отличаются тем, что они выдвинуты населением, стараются общаться с массами, завоевывать их доверие.В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции – институциализация и профессионализация. Институциализация лидерства сегодня проявляется, преждевсего в том, что процесс подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на исполнительную, законодательную и судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственным политическими партиями, контролируются ими, а так же оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач. С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства – профессионализация. Политическое лидерство сегодня – особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.
|