![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды цен и их классификация.
Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицируют по следующим основным признакам. По характеру обслуживаемого оборота выделяют: - оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям; - закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки; - цены на строительную продукцию; - розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям; - тарифы грузового и пассажирского транспорта; - тарифы на платные услуги населению; - цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. В зависимости от сферы регулирования различают: - свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения; - договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон; - цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия; - регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных: субъектов федерации. В зависимости от территории действия различают: - единые или поясные цены; - региональные (зональные) цены. Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий. В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют: - цену «франко-склад поставщика»; - цену «франко-станция отправления»; - цену «франко-склад потребителя» и др. Система франкирования доказывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы, которые соответственно включаются в цену товара. По времени действия цены подразделяются на: - твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; - текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуации на рынке; - сезонные, действующие в пределах определенного периода времени; - скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления. В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике: текущие; средние; сопоставимые; неизменные. Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации товаров, а также осуществлять анализ стоимостных показателей /8, 9/.
|