Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука как форма общественного сознания. Структура науки.Стр 1 из 47Следующая ⇒
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Методика организации экономических исследований» ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 1-21 Наука как форма общественного сознания. Структура науки. Общественное сознание в целом и его формы — политическое и правовое, научное и религиозное, нравственное и эстетическое и т.п. — являются составной частью культуры общества. Когда имеют в виду общественное сознание, то отвлекаются от чисто индивидуального, личностного и выделяют взгляды, идеи, концепции, теории, характерные для общества в целом или какой-либо социальной группы. Хотя общественное сознание прямо и опосредованно формируется людьми, личностями, оно выходит из-под их влияния и становится достоянием всего общества. В частности, открытия, сделанные конкретными учёными (например, в области химии или физики, математики или экономики, социологии или педагогики и т.п.), принадлежат всему обществу, человечеству. Наука возникла как средство разрешения сложной гносеологической задачи и преобразования природных и общественных явлений на основе познания их сущности. В этом плане проявляются две функции науки: - первая — познавательная (новационная), заключающаяся в проникновении в сущность вещей; - вторая — практическая (инновационная), суть которой в участии науки в преобразующей деятельности человека и общества. Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, составляет предмет науки. Ответ на вопрос, как осуществляется исследование, раскрывает его метод. В результате исследования конкретный учёный или научный коллектив получают новые знания, делают открытия, которые становятся прорывными для деятельности в конкретной сфере жизни. Одновременно они становятся достоянием всего общества. Становясь достоянием общества, эти знания приобретают форму общественного сознания — научного, имеющего свою номологическую специфику. Если в других формах общественного сознания рациональное познание объективной действительности, её упорядоченное и систематизированное отражение является вторичной целью, то в науке критерий рационального осознания мира занимает центральное место. Наука — это базовая форма общественной деятельности, сфера жизни общества, её исторически сложившийся системообразующий институт, целенаправленный на познание и преобразование действительности. Это такая духовная деятельность, которая имеет своим продуктом предметно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Вот они то и являются общественным знанием, формируя специфическую форму общественного сознания — научную. В частности, этому способствовали открытия, удостоенные премии Нобелевского комитета по физике, химии, экономике, физиологии и медицине. Наука – это средство и метод познания и преобразования объективной деятельности. Наука – есть основная форма систематического знания, которая постоянно развивается, опираясь на практику познания объективных существующих связей действительности, что позволяет ей предвидеть события и тем самым создавать основу целесообразной деятельности людей. Структура науки: · Теории (систематизация научных данных о фактах, явлениях и процессах) · Законы (изложение объема научных знаний в наиболее лаконичной форме) · Научные факты (основной материал для научных выводов, обобщений, законов).
|