Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Понятие и сфера действия международного права 2 страница






--------------------------------

< 29> От Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960 г.) и Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) - вплоть до Хартии экономических прав и обязанностей государств (1974 г.). В отношении последней были сделаны такие характерные оговорки, которые позволяют судить о ней как о " твердом" праве (hard law).

< 30> Согласно ст. 25 Устава ООН резолюции Совета Безопасности ООН, напротив, действуют как правовые нормы (hard law). См.: Lorinser. Bindende Resolutionen des Sicherheitsrates, 1996.

< 31> См. не подлежащие регистрации (ст. 102 Устава ООН) Заключительные акты СБСЕ от 01.08.1975 (только " политически обязательные") как прототип неюридического соглашения. См.: Tomuschat. Der Verfassungsstaat im Geflecht der internationalen Beziehungen, VVDStRL 36 (1978) 7ff. См. также абз. 68 и след. наст. разд., а также раздел 4. Кляйн. Абзац 197, 207.

< 32> См.: Fiedler. Zur Verbindlichkeit einseitiger Versprechen im , GYIL 19 (1976) 35ff. Подробнее см. абз. 149 наст. разд.

 

15. В целом сфера формирования права в настоящее время подверглась значительным преобразованиям. Необходимо отметить расширение пространства параллельного (со-)существования, с одной стороны, традиционных правовых источников и, с другой стороны, - становления новых видов согласованного волеизъявления, договоренностей и выработки консенсуса в менее формализованной и менее нормативной форме международными организациями, в том числе в их рамках. Новое развитие характеризуется тенденцией к сглаживанию качественных различий между правом и тем, что не является правом. Пленарные органы международных организаций принципиально и в силу запрещения вмешательства во внутренние дела государства (п. 7 ст. 2 Устава ООН) не обладают полномочиями по формированию норм. Но акты, возлагающие лишь политические обязательства в целом, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, являются такими же " обязывающими" для международной системы, как и любые традиционные правила позитивного права < 33>. Поэтому следует последовательно учитывать внешние, частные или внеправовые процессы ограничения воли, их содержание и качественный переход в категорию " твердого" права (hard law).

--------------------------------

< 33> Примером является lex mercatoria, то есть сформированная в основном частными лицами система норм и мирного разрешения споров в сфере транснациональной торговли.

 

16. Круг субъектов международного права расширяется еще более интенсивно, чем перечень его правовых источников < 34>. Вполне приемлемое вплоть до конца Первой мировой войны определение, в соответствии с которым международное право считалось правом, применяемым между государствами, не устояло перед нарастающей сложностью общих действий, все чаще выходящих за пределы государственных границ. Внедряясь сквозь " оболочку" государств, прежде бывшую менее проницаемой, эти отношения напрямую затрагивают важнейшие субъекты (внутри)государственного права. Указанные субъекты (индивиды, политические партии, СМИ, частные союзы, предприятия), не являясь центральным звеном международного права, в свою очередь воздействуют на другие государства < 35>.

--------------------------------

< 34> См.: Mosler. Die Erweiterung des Kreises der , 22 (1962) 1 ff.

< 35> Вопреки Вольгасту (Wolgast), государство более не является " домом только с одной дверью". Об " открытой" государственности см.: Heintzen. Beziehungen privater , 1988; Graf Vitzthum. Der Staat der Staatengemeinschaft, 2006. Правда, претензии лиц частного права предъявляются, как правило, через государство гражданства или местонахождения; если международно-правовые нормы применяются непосредственно к индивиду, то он все же является носителем международно-правовых обязанностей и прав, то есть частичным субъектом международного права.

 

17. Расширение вначале происходило на уровне самих государств, то есть по кругу первичных субъектов международного права. Причина троекратного увеличения количества государств в период 1945 - 2007 гг. прежде всего связана с самоопределением народов третьего мира и открывшей новую эру трансформацией второго, бывшего социалистического мира в 1989 - 1990 гг. В то время как в 1871 году существовало лишь 44, а в 1914 году - около 60 независимых государств < 36>, количество стран, признанных ООН, составляет уже 193; 192 из них являются членами ООН (по состоянию на 1 марта 2007 г.) < 37>.

--------------------------------

< 36> Учрежденная 28 апреля 1919 г. Лига Наций на протяжении некоторого времени включала в себя 59 членов, однако так и не ввела универсального членства. ООН, насчитывающая 192 члена (по состоянию на 1 марта 2007 г.), напротив, достигла этой цели. Не являются членами: Тайвань и Ватикан, а также признанная только немногими государствами Сахарская Демократическая Республика (бывшая испанская колония Западная Сахара, которую Марокко аннексировало в 1975 г. как " южную провинцию"). Северный Кипр признан только Турцией.

< 37> См.: Раздел 4. Кляйн. Абзац 222 и след.

 

18. Глобализация международной системы, одновременно с ее фрагментацией, ренационализацией и идеологизацией (" конфликт цивилизаций"), шла рука об руку с расширением функций международных организаций (международных [межправительственных] организаций, intenational [governmental] organizations). В настоящее время существует уже 260 международных организаций. Региональные структуры безопасности, такие как НАТО или ОБСЕ, играют важную роль. Европейское сообщество в качестве (наднационального) сообщества субъектов международного права, интегрированных в наибольшей степени, образует при этом модель наднациональной организации. Даже если государства не хотят более оставаться исключительными субъектами международного права, они до сих пор являются единственными носителями всех прав и обязанностей в международном праве. Положение абз. 1 ст. 38 Статута МС, предусматривающее правовые источники, как и прежде, ориентируется на государства, а не на иные (потенциальные или частичные) субъекты международного права. Субъекты, не являющиеся государствами (non-state actors), важны для " прогрессивного развития международного права и его кодификации" (п. " а" абз. 1 ст. 13 Устава ООН); но и в этом вопросе решающая роль, конечно, принадлежит государствам.

19. Наряду с обязательствами субъектов международного права, международных организаций, возрастающее значение в международном праве приобретают индивиды (также в качестве адресатов норм международного уголовного права), государственные и частные компании, в том числе транснациональные (мультинациональные) предприятия. Установление прямых связей между государствами и концернами явилось признаком международного экономического уклада. Мультинациональные предприятия, имеющие свое местонахождение в различных государствах, связанные между собой и подчиняющиеся единому руководству, не являясь субъектами международного права, заключают с государствами " квазимеждународные" или " транснациональные" договоры, например об освоении природных ресурсов < 38>. Государства, международные организации и предприятия отчасти получают поддержку, отчасти подпадают под контроль международных неправительственных организаций (НПО числом около 5600). Указанные негосударственные образования пока не принадлежат к субъектам международного права; речь здесь идет о некоммерческих обществах, автономно организованных на частноправовой основе и нередко действующих в глобальном масштабе. Иногда они как " компании" по защите окружающей среды, гуманитарные организации, " компании" по защите культурных ценностей или прав человека, призывают концерны < 39> или субъекты международного права скорректировать курс < 40>.

--------------------------------

< 38> В рамках Комиссии ООН по транснациональным корпорациям планировалось (безуспешно) разработать правила в форме Кодекса поведения. См.: UN Doc E/C.10/1 от 20.07.1976; см. также: Раздел 6. Дольцер. Абзац 53 и след. Принимая во внимание политико-экономическое значение транснациональных корпораций, Вильдхабер рассматривает " функциональную государственность" и задается вопросом, не должны ли они по различным соображениям стать " носителями международных прав и обязанностей". См.: Wildhaber. Internationalrechtliche Probleme multinationaler Korporationen, BerDGVR 18 (1978) 7 (300) (на с. 391 автор указывает на " переход... к функционально ограниченной международной правосубъектности). См. также абз. 151 наст. разд.

< 39> Примером служит предотвращение затопления пришедшей в негодность нефтяной платформы " Брент Спар" в северо-восточной части Атлантического океана в 1995 г., акция НПО Гринпис (на основании ложных сведений) против концерна Шелл. Всемирный банк в последние 20 лет также отказался от многих проектов в результате давления НПО, например, от проекта строительства плотины на реке Нармада в Индии.

< 40> Согласно ст. 71 Устава ООН Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) может проводить встречи с НПО в целях консультирования. В этом отношении НПО имеют ограниченную (частичную) международную правоспособность. Ряд специализированных учреждений ООН также предоставили многочисленным НПО консультативный статус. В числе особых случаев - Международный комитет Красного Креста (МККК), основанное в 1863 г. Общество швейцарских граждан. Женевские конвенции 1949 г. наделили эту НПО значительными правами и обязанностями в области международного гуманитарного права. Таким образом, МККК является частичным субъектом международного права.

 

20. Наряду с кругом источников и кругом субъектов международного права расширился также круг предметов его регулирования. Одновременно изменилась тенденция регулирования. В дополнение к формальному регулированию сосуществования государств, то есть к традиционному разграничению и регулированию суверенных сфер деятельности государств (например, межгосударственные отношения, право войны и право, регламентирующее положение иностранцев, разоружение) международное право включило в себя также постоянно увеличивающуюся сферу международного сотрудничества < 41>. Развиваются нормы международного права, регулирующие сотрудничество по существу, прежде всего в сфере " совместных" дел: в области международных экономических, финансовых и социальных отношений, помощи развитию, коммуникации и охраны природы и защиты окружающей среды и культурных ценностей. Новые освоенные сферы и ценности сообщества (полярные регионы, космос, недра морских глубин) и отрасли, в особом масштабе перешедшие в " горизонтальную" плоскость сотрудничества (международная безопасность, атомная энергия, здоровье, рост населения, дистанционная разведка из космоса, электронные носители информации), вошли в перечень существующих координационных и административных задач. " Сквозные" темы: содействие индустриализации и защита прав человека < 42>, мировая торговля, борьба с эпидемическими заболеваниями и контроль над вооружениями, коммуникации, охрана климата и защита окружающей среды - составляют главный предмет регулирования; это, в свою очередь, выдвигает вопрос о необходимости дополнительных " вертикальных", то есть иерархических структур и конституционализации международного права < 43>. На протяжении последних десятилетий в систему норм в целом вносились уточнения посредством заключения множества правоустанавливающих коллективных договоров < 44>, в основном с помощью ООН.

--------------------------------

< 41> См.: Friedmann. The Changing Structure of International Law, 1964. О расширении говорит дополненный по сравнению с Лигой Наций перечень " целей и принципов" ООН: например, названная в п. 3 ст. 1 Устава ООН цель сотрудничества " в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам...".

< 42> Сюда относится также концепция " прав человека третьей генерации" (право на развитие, защиту окружающей среды, мир, демократию и т.д.). По этой проблеме критически высказываются Зайдль-Хоенвельдерн/Штайн: " На практике борьба за эти права может стать поводом для обесценивания классических прав и свобод отдельных людей". См.: Seidl-Hohenveldern/Stein. , 10. Aufl 2000, Rn 1586.

< 43> См.: Peters. , 11f, 19.

< 44> См., например, Пакты о правах человека 1966 г.; Договор об Антарктике 1959 г. и Договор о космическом пространстве 1967 г.; Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.; Женевскую конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.; Конвенцию по морскому праву 1982 г.; Венскую конвенцию об охране озонового слоя 1985 г. и протоколы к ней.

 

21. Таким образом, несмотря на расширение пространства развития, сущность ключевого традиционного принципа международного правопорядка - суверенитета государств не подвергается сомнению. Международное право - от его формирования до исполнения - остается, по сути, межгосударственным правом < 45>. В первую очередь в случае применения силы во внутренних или внешних отношениях, а также в случае реализации международного права государства обладают совсем иным качеством, чем другие действующие лица международной системы < 46>.

--------------------------------

< 45> Об основных признаках государства см.: Seiler, Verfassungsstaat, 204ff. Они не изменяют сути правовых обязанностей, которые возникают у государства как такового перед сообществом государств и выражаются, например, в запрещении применения силы (дело " Barcelona Traction" [ICJ Rep 1970, 3, 32]). Поэтому всем государствам присущ правовой интерес в защите нарушенных прав. К таким нормам, имеющим силу erga omnes, относятся запрещение геноцида, защита фундаментальных прав человека, запрещение рабства и расовой дискриминации, право народов на самоопределение, а также ключевые обязательства по международному гуманитарному праву. См. абз. 120 наст. разд.

< 46> В принципе лишь государства могут применить военные меры принуждения, вести войну по смыслу международного права. Исключение составляет ООН (ст. 42 Устава ООН: СБ может использовать военные силы, формирование и действия которых урегулированы ст. ст. 43 - 47; эта схема, однако, не была осуществлена, и на протяжении десятилетий развивались иные формы реализации ст. 42).

 

г) Комбинированное определение международного права

 

22. Учитывая возрастающее количество и разнообразие правовых источников, субъектов и предметов регулирования международного права, не приходится удивляться, что попытки определения общего понятия до сих пор не привели к полному согласию. На фоне изменений в основополагающих областях международного права, а также новейших идеологических обременений международных отношений различия в подходах порождают трудности в определении сути правопорядка, формирование, существование и развитие которого в значительной степени ограничено конкретной ситуацией. Подходы к определению, адекватно отображающие отдельные аспекты международного права, можно соединять с помощью комбинированной дефиниции. Таким способом достигается определение понятия, в наибольшей степени позволяющее добиться консенсуса < 47>.

--------------------------------

< 47> Общий обзор положения после 1989 - 1990 гг. см.: Neuhold/Simma (Fn 3).

 

23. Ведущие подходы основаны на альтернативах:

- правовые источники международного права; с этой позиции международное право является совокупностью правовых норм, вытекающих непосредственно из источников международного права, берущих свое начало не в правовых источниках отдельных государств (" право страны"), а в источниках, созданных несколькими субъектами международного права совместно, в частности несколькими государствами;

- правовые субъекты международного права; международное право является совокупностью правовых норм, определяющих правоотношения между субъектами международного права, прежде всего между государствами;

- предмет регулирования международного права; с этой точки зрения международное право является совокупностью правовых норм, регулирующих трансграничные публично-правовые взаимоотношения субъектов международного права, не являясь их внутренним правом < 48>.

--------------------------------

< 48> Поэтому транснациональное право (Jessup), например соглашение между государством местонахождения и иностранным инвестором, не является международным правом до тех пор, пока лежащие в основе регулирования трансграничные вопросы регламентируются внутригосударственным правопорядком (правом страны). Даже если за основу транснационального права принять общность национальных правопорядков, оно не превратится в самостоятельный правопорядок. Существенным является третье значение транснационального права: комплекс норм права, на который государства не оказывают значительного влияния, например lex mercatoria (см. примеч. 33). Вопросами права мирового сообщества, частных режимов управления в глобальном контексте в первую очередь занимается (правовая) социология.

 

24. Первый подход к определению понятия акцентирует внимание на источниках международного права < 49>, прежде всего на положении абз. 1 ст. 38 Статута Международного суда, которое, в свою очередь, является нормой общего международного права; это положение имеет обязательный характер не только для МС, но и для государств и иных субъектов международного права. Причислив к названным источникам также односторонние правовые акты доверительного характера, можно отметить, что любая из категорий, как и ранее, описывает существенные формы проявления международного права < 50>.

--------------------------------

< 49> Об источниках см. абз. 113 и след. наст. разд.

< 50> Об особо " сильных" типах норм ius cogens и erga omnes см.: Peters. , 78ff.

 

25. " Международные конвенции" (п. " а" абз. 1 ст. 38 Статута МС) являются соглашениями, заключенными между субъектами международного права с целью нормативного регулирования их суверенных отношений. " Международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы" (пункт " b"), как и прежде, является важнейшим источником международного права. " Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями" (пункт " с") закрывают перечень первичных правовых источников. " Вспомогательными средствами для определения правовых норм", то есть вторичными правовыми источниками, являются судебные решения и доктрины международного права (пункт " d").

26. Таким образом, международное право - это порядок, устанавливаемый его же субъектами < 51>. В качестве продукта совместного нормотворчества оно не находится в ведении отдельных государств. Его равноправные субъекты выступают его создателями и продуктами, его адресатами, толкователями и исполнителями. В этом отношении для международного права характерны модели взаимного поведения. Оно в значительной степени учитывает и внеправовые факторы. Наряду с влиянием, в том числе естественно-правовых ценностей < 52>, следует подчеркнуть связь с фактическими обстоятельствами - особенную близость международного права к реальности < 53>. В этом смысле принцип эффективности исполняет роль его строгого надзирателя.

--------------------------------

< 51> Обоснование данного тезиса см.: Verdross, , 5. Aufl 1964, 2. По сути, здесь отражен подход к правовым источникам, ограниченный субъектным началом.

< 52> Разумеется, " естественно-правовые обязательства сами по себе были выражением властных социальных преобразований и перераспределения". См.: Huber (Fn 13) 11f.

< 53> Так как международное право должно своими силами добиваться того, чего государство добивается по праву страны, дистанция между нормой международного права и действительностью должна быть минимальной. См.: , Das Prinzip der oder: die besondere des (1957), in: ders, Staat, Wirtschaft, , 1970, 121ff.

 

27. Второй подход к определению понятия ориентируется на круг адресатов норм. Это позволяет сформулировать понятие по образцу Шарля Руссо < 54>: международное право регулирует отношения между субъектами международного права. Указанный подход исходит из того, что государства в качестве реальных властных образований < 55>, как и прежде, образуют центральное звено правопорядка. Международное право в действительности состоит из норм, имеющих своим предметом правоотношения между государствами < 56>.

--------------------------------

< 54> Droit international public, 10. Aufl 1984, 93ff.

< 55> По вопросу о faits sociaux и как факторах привязки правопорядка и элементов его нормативного действия см.: Duguit. Les transformations du droit public, 1913. По вопросу о см.: Werk von Georges Scelle im Frankreich der Zwischenkriegszeit, 2007, 121ff. О международном праве как " порядке, который учитывает социальный фундамент и который в качестве обязательного порядка одновременно является независимым от него", см.: Preiser. Die Epochen der antiken , JZ 1956, 737.

< 56> Например, масштабы и границы суверенитета (см. абз. 73 наст. разд.) и международное признание государств.

 

28. Круг лиц, правоотношения которых по меньшей мере частично урегулированы международным правом, в последние десятилетия значительно расширился. Приобрели значение, в частности, индивиды < 57>, транс- и мультинациональные корпорации < 58>, а также НПО. В случае, если они обладают соответствующей международной правосубъектностью, даже государства их гражданства или местонахождения не могут в одностороннем порядке распоряжаться международными правами и обязанностями этих лиц.

--------------------------------

< 57> Необходимо различать частичную международную правоспособность индивидов. Международные договоры предоставляют им права и обязанности тогда, когда они действуют на международном уровне, например в отношении международных организаций. См.: Раздел 3. Хайльброннер. Абзац 14 и след., 217 и след. И напротив, они не считаются субъектами международного права, если по принципу международного права, трансформированному во внутри государственное право, они подают жалобу на действия органов власти, например, в национальный суд.

< 58> Относительно международно- правового качества " мультинациональных корпораций" Вильдхабер (Wildhaber, [Fn 38] 391) допускает, что такая постановка вопроса едва ли приведет " к принципиально новым выводам" (и в дальнейшем ответ остается отрицательным). Иное мнение высказывает Петерс. См.: Peters. , 212ff.

 

29. Перечень субъектов международного права не имеет количественного ограничения. Когда-нибудь народы < 59>, меньшинства и аборигенов, возможно, будут причислять к таковым с меньшими ограничениями, чем в настоящее время. Соблюдение положений международного права по-прежнему в значительной мере зависит от воли суверенных государств, равных между собой < 60>.

--------------------------------

< 59> См.: Schmitz. Tibet und das Selbstbestimmungsrecht der , 1998.

< 60> Не последняя роль принадлежит также анализу статуса человечества как такового. В Договоре о космическом пространстве 1967 г. имеется соответствующая отсылка (в смысле " дело всего человечества"). Здесь, как и в Конвенции по морскому праву, человечество все же не выступает как субъект международного права. Сообщество людей, даже олицетворяя совокупность индивидов, также не считается таковым. См.: Paulus. Die internationale Gemeinschaft im , 2001, 142ff, 148ff, 174ff.

 

30. В центре третьего подхода к определению понятия находится предмет регулирования. Так, согласно Паулю Гуггенхайму (Paul Guggenheim) < 61> международное право является " совокупностью правовых норм, которые регулируют межгосударственные отношения". Йост Дельбрюк и Рюдигер Вольфрум характеризуют международное право как " правопорядок международной системы". Они квалифицируют универсальную международную систему как " универсальное правовое сообщество в процессе становления", как " международно-правовое сообщество" < 62>. Вопрос о том, что принадлежит к международным отношениям, а какие предметы регулирования, напротив, включаются в компетенцию государств (domaine jurisdiction) < 63>, можно решить только при помощи международного права.

--------------------------------

< 61> Lehrbuch des , Bd I, 1948, 1. Схожее мнение у Швайсфурта: международное право - это " совокупность норм, не закрепленных в национальном праве государств и признанных ими в качестве права", которые " должны регулировать" поведение субъектов международного права " в международных отношениях". См.: Schweisfurth. , Definition, in: Lexikon , 514 (516).

< 62> , I/1, 1f, 20f.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал