Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Понятие и сфера действия международного права 3 страница
< 63> См. ссылку на государства в п. 7 ст. 2 Устава ООН.
31. Все три подхода затрагивают суть вопроса. Они выделяют различные аспекты общего предмета, дополняют друг друга и имеют точки соприкосновения < 64>. Комбинация подходов обеспечивает большую гибкость правопорядка " международное право", позволяет найти консенсус при определении понятия и уменьшает опасность хождения по кругу. Это подтверждает Ханспетер Нойхольд, который определяет международное право как " совокупность правовых норм, регулирующих поведение субъектов международного права" и не включенных в их внутренние правовые системы < 65>. Такое определение понятия соединяет следующие элементы: правовые источники (в любом случае не вытекающие из национального права) < 66> и субъекты права, причем в предметном отношении речь, очевидно, идет об их межнациональном распространении. Динамика развития международного права также предполагает подобную комбинированную дефиницию < 67>. -------------------------------- < 64> Четвертый подход, исходным пунктом которого является реализация норм, определяет правопорядок как систему норм принуждения. Типичной для международного права является не возможность применения санкций (см. абз. 45 и след., 51, 61 и след., 65 наст. разд.), а отсутствие центрального аппарата принуждения. Исследование " так называемого права наций..., которое не оснащено санкциями", отражает общий недостаток международных санкций (Austin [Fn 1] 182). Однако его вывод не является достоверным (ebd, Bd II, 1911, 1123): " Позитивные международные нормы поведения (обычно называемые международным правом) являются отраслью науки позитивного права". Отсутствие принуждения международного права не исключает его правовой характер. Недостаток механизмов реализации присущ также другим сферам права. < 65> I, Rn 6. < 66> К международному праву не относятся ни " международное" корпоративное и налоговое право, ни право внешних экономических сношений (к примеру, национальные законы о внешнеэкономической деятельности). < 67> Международное право является совокупностью правовых норм, " регулирующих в первую очередь отношения между государствами и наряду с этим также правоотношения с другими субъектами международного права и между ними...". См.: Tomuschat. , Sp 3876.
32. Исходя из ограниченных целей предпринятого исследования < 68>, полученные результаты можно в сжатом виде представить в следующем определении: международное право является совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения между субъектами международного права и не являющихся их внутренним правом. -------------------------------- < 68> В определении речь идет о действиях участников как субъектов международного права, иными словами, об их публично-правовых действиях. Таким образом, в центре внимания располагаются акты государственной власти (acta iure imperii), но не акты, не являющиеся государственными (acta iure gestionis). Примером первых являются официальные акты дипломатов, примером вторых - простые торговые сделки. Акты государственной власти пользуются иммунитетом.
д) Разграничение с другими отраслями права
33. Для понимания международного права (нем. , букв. " право народов - межгосударственное право или международное публичное право. - Примеч. ред.) как правопорядка дополнительно рекомендуется определить негативное понятие. Исследуя проблему выбора наименования " международное право" в других странах, можно отметить, что во многих из них используется категория " internationales Recht " (франц. " droit international "; англ. " international law " ). В немецком словоупотреблении приведенное выражение до сих пор не закрепилось, и это связано с причинами качественного характера. Многие обозначенные прилагательным " international " явления, хотя и ориентированы на трансграничные обстоятельства, представляют собой национальное право (право страны). Эти нормы должны обратить внимание на ограничения, установленные международным правом, однако сами они не входят в его состав. Любая область права, именуемая как " international " (международная), является, по сути, национальным коллизионным правом. В каждом случае требуется ответ на вопрос: материальное частное, уголовное или административное право и т.д. какого государства подлежит применению. 34. Международное частное право (private international law/droit international ) является национальным правом < 69>. У любого государства есть собственное международное частное право (МЧП). Согласно предл. 1 абз. 1 ст. 3 Вводного закона к Гражданскому уложению Германии МЧП отвечает на вопрос, какая правовая система подлежит применению при " обстоятельствах дела, связанных с правом иностранного государства" < 70>. Иными словами, МЧП разъясняет вопрос, поставленный в связи с принятием решения по существу, с помощью коллизионных норм. Германский суд, рассматривающий дело с участием иностранного элемента, должен применить германское МЧП (автономное коллизионное право) постольку, поскольку отсутствуют унифицированные в международном масштабе материальные нормы < 71>. Если указанное германское " материальное право" отсылает к праву иностранного государства (общая отсылка), применению подлежит МЧП названного государства. Последнее может предусматривать применение национальных материальных норм, отсылать к праву третьего государства или вновь - к германскому праву. Если в итоге германский судья придет к выводу, что применению подлежит материальное право иностранного государства, он должен указать это в обосновании своего решения. Таким образом, МЧП является правом о выборе права, подлежащего применению < 72>. Конфликт законов в этом случае действует по смыслу понятия. -------------------------------- < 69> О характере МЧП как национального коллизионного права см.: PCIJ, 1929, Series A, N 20 (Serbische Anleihen). Межгосударственного МЧП не существует, но существует МЧП в международных договорах. Германское МЧП предусмотрено во Вводном законе к Гражданскому уложению Германии от 18.08.1896 и действует в ред. от 21.09.1994 (BGBl 1994 I, 2494). Статьи 38 - 49 указанного Закона введены в действие Законом от 21.05.1999 МЧП (и международное гражданско-процессуальное право) Германии и других государств-членов ЕС, находятся на пути унификации посредством европейских правовых актов (см. п. п. " a", " b" ст. 65, ст. 67 Договора о Европейском сообществе). Важнейшие новшества, как и прежде, закрепляются в межгосударственных договорах, например в Римской конвенции от 19.06.1980 о праве, применимом к договорным обязательствам (BGBl 1986 II, 809). Всеобщего наднационального МЧП не существует. < 70> Нормативное определение является неточным, поскольку такие обстоятельства дела встречаются также в международном публичном праве. " МЧП исчезает... если нет различий между институтами гражданского права иностранных государств, поскольку вводится в действие повсеместно применимое мировое гражданское право". См.: Kegel/Schurig. Internationales Privatrecht, 9. Aufl 2004, 5. < 71> Примером служит применяемая в качестве германского права купли-продажи Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи (CISG). Действие этого стандартного права ООН, касающегося купли-продажи, которое не содержит положений МЧП, по сути, ограничено случаем, когда покупатель и продавец находятся в разных странах - участницах договора (п. " а" абз. 1 ст. 1 CISG). В настоящее время (по состоянию на 1 марта 2007 г.) CISG применяется в 70 странах (в ФРГ - с 1 января 1991 г.). Это затрагивает более чем две трети мировой торговли. < 72> Любое государство оставляет за собой право применить собственное законодательство, если подлежащее применению иностранное право грубо нарушило бы национальные нормы нравственности и основополагающие принципы права (ordre public). См. ст. 6 Вводного закона к Гражданскому уложению Германии. Положения германского МЧП как национального права следует соизмерять с основными правами, если они содержат в себе оценочные нормы, которые претендуют на действие в качестве критерия правопорядка в целом. См.: BVerfGE 31, 58, 78ff (Spanier-Beschluss).
35. В отношении международного гражданского процессуального права (internationales Zivilverfahrensrecht) действуют те же положения. Как и МЧП, оно является национальным правом, частично унифицированным в международном масштабе. И в этом случае речь не идет о международном праве по смыслу права, разработанного государствами. Предметы регулирования международного гражданского процессуального права включают также международную компетенцию, оказание иностранными государствами правовой помощи и проблемы доставки, а также исследование доказательств < 73>. В рамках международного (публичного) права международное гражданское процессуальное право служит судебному исполнению материально-правового требования с иностранным элементом на национальном уровне. Множество межгосударственных договоров регламентируют международную компетенцию. Соглашения на европейском уровне касаются даже вопросов о признании решений иностранных судов (ст. 25 и след. Европейской конвенции о подсудности и приведении в исполнение решений иностранных судов; в иных случаях применяется § 328 Гражданского процессуального уложения Германии). В ходе реформы МЧП в 1986 году германские процессуальные правила были дополнены соответствующими положениями о подсудности (абз. 1 § 606 " а" Гражданского процессуального уложения Германии). -------------------------------- < 73> См.: Schack. Internationales Zivilverfahrensrecht, 4. Aufl 2006; v. Hoffmann/Thorn. Internationales Privatrecht, 8. Aufl 2005, 61 ff; Kegel/Schurig (Fn 70) 1039ff.
36. Международное уголовное право (international criminal law/droit international/das internationale Strafrecht) регулирует вопрос, уголовное законодательство какого государства подлежит применению к обстоятельствам дела с участием иностранного элемента: учитывая гражданство лица, совершившего преступление, или пострадавшего лица, или место совершения преступления. Подлежащее применению уголовное право Германии, ограниченное международным правом, предусмотрено § 3 - 7 Уголовного кодекса Германии < 74>. Вопрос о международной сфере действия уголовно-правового принуждения и принцип международного права требуют разграничения: согласно международно-правовому принципу государство не вправе осуществлять суверенные акты на территории другого государства, если только оно - в порядке исключения - не обладает соответствующими полномочиями оккупационной власти. Международное уголовно-процессуальное право (das internationale Strafverfahrensrecht), как и оказание правовой помощи или право выдачи, также является частью внутригосударственного права. Межгосударственные договоры о международной уголовной политике, а также международное уголовное право , напротив, относятся к международному (публичному) праву, к уголовному праву международно-правового сообщества. Введение постоянной международной уголовной подсудности означает, что отныне уголовное преследование на национальном уровне в " макроуголовной" ситуации дополняется международным измерением < 75>. Международный уголовный суд может осуществлять правосудие по фактам преступления (геноцид, военные преступления, преступления против человечности, агрессия) только в том случае, если компетентное государство не желает или не в состоянии осуществлять уголовное преследование за совершение таких преступлений (принцип взаимодополняемости). Кроме того, международный уголовный суд может рассматривать дело только в том случае, если его юрисдикция признана соответствующим государством. В иных случаях следует отличать ответственность государств от уголовно-правовой ответственности индивидов. -------------------------------- < 74> Основанием привязки выступает территориальный принцип, согласно которому государство вправе осуществлять свою юрисдикцию в отношении всех деяний, совершенных на его территории, даже если преступник является иностранным гражданином (см. § 3 УК Германии). Указанный принцип дополняется в части применимости германского уголовного права к деяниям, совершенным за границей, принципом гражданства (гражданство лица, совершившего преступление, или гражданство пострадавшего лица); принципом флага; в отношении правовых благ, охраняемых на международном уровне, - принципом уголовного преследования за преступные деяния, предусмотренные международными соглашениями, и принципом замещающего уголовного судопроизводства (Grundsatz der stellvertretenden Strafrechtspflege). Набирает силу движение, ориентированное на европейское уголовное право. Наднационального уголовного права, предполагающего, что в основу приговора был бы положен непосредственно состав преступления, предусмотренный европейским правом, до сих пор не существует. < 75> Международно-правовые составы преступлений, разработанные международным сообществом для защиты своих правовых благ при особо значительных нарушениях, обосновывают прямую уголовную ответственность индивидов согласно международному (публичному) праву: индивида как субъекта международного (публичного) права. В числе охраняемых благ - поддержание мира, защита жертв войны, минимальные стандарты человечности. Как часть международного (публичного) права указанное уголовное право может возникнуть только из правовых источников международного права. См.: Раздел 7. Шредер. Абзац 34 и след. Учреждение Международного уголовного суда (в Гааге) в соответствии с Римским статутом, ратифицированным 104 государствами (по состоянию на 1 марта 2007 г.), вступившим в силу 1 июля 2002 г. (Text: BGBl 2000 II, 1393), открыло новую эру. Германия как площадка для первых процессов против военных преступлений (Нюрнберг) поддержала идею создания названного суда. США, Израиль и Ливия отказались от него.
37. Международное административное право (das internationale Verwaltungsrecht) регулирует вопросы применимости или неприменимости национального административного права к делам, выходящим за пределы одного государства < 76>. Речь также идет о коллизионном праве, например, в части социально-правовых вопросов в рамках международного права < 77>. К международному административному праву (коллизионному) относится международное налоговое право (das internationale Steuerrecht). Оно касается налогообложения на основании национального законодательства, применяемого для случаев с участием иностранного элемента (§ 49 и след. Закона о подоходном налоге, Закон о налоге с предпринимателей, связанных с иностранными государствами), то есть отвечает на вопрос, подпадают ли дела с иностранным элементом под действие германского налогового права. Его важнейшими инструментами выступают соглашения, заключаемые в отношении двойного налогообложения (двусторонние международные договоры) < 78>. -------------------------------- < 76> См.: Vogel. Internationales Verwaltungsrecht, in: Lexikon , 209f. В настоящее время выработаны только основы международного административного права как самостоятельного института. < 77> Попытки гармонизации международного административного права предпринимаются с помощью правовых актов Европейского сообщества и международных соглашений (например, Регламента 1408/71/EWG о социальном обеспечении работников-мигрантов). < 78> Здесь следует также учитывать правовые акты Европейского сообщества, целью которых является гармонизация норм государств-членов.
38. Особое внимание следует уделить международному экономическому праву (das internationale Wirtschaftsrecht). Оно содержит законодательные нормы поведения субъектов права, участвующих в трансграничных экономических отношениях. Нормы МЭП включают положения национального права, права Европейского сообщества и международного (экономического) права < 79>. В соответствии с его правовыми источниками речь идет частично о международном (публичном) праве, частично - о европейском праве, частично - о национальном праве; таким образом, оно имеет и частноправовую, и публично-правовую природу. Предмет регулирования составляет право международной экономики, а не международное право экономики < 80>. В контексте настоящего учебного пособия в первую очередь нас интересует формирующееся ускоренными темпами международное экономическое право < 81>. -------------------------------- < 79> Хердеген, напротив, объединяет международное (публичное) право, европейское внешнеэкономическое право и внешнеэкономическое право государств-членов, а также частноправовые компоненты германского экономического права: " Такое толкование отвергает основывающееся на правовых источниках понятие международного экономического права, которое учитывает только комплекс международно-правовых норм". См.: Herdegen. Internationales Wirtschaftsrecht, 6. Aufl 2007, § 1 Rn 10. < 80> Fischer. Das Internationale Wirtschaftsrecht, GYIL 19 (1976) 142 (145f, 152). < 81> См.: Раздел 6. Дольцер. Абзац 1 - 13.
39. Международное (публичное) право охватывает право международных организаций как избранных субъектов, структурированных на основе членства, не входящих в суверенную компетенцию отдельного государства. Относящиеся к суверенным предметам регулирования нормы об отношениях между государствами и международными организациями (например, учредительные договоры и договоры с государствами местонахождения международных организаций), а также между самими международными организациями (договоры о сотрудничестве) являются частью международного (публичного) права. Поскольку право международных организаций основывается на международных договорах и действует в отношениях между государствами-членами соответствующей организации < 82>, то речь идет о (специальном) международном договорном праве. Действующее в рамках международной организации право (внутреннее право, регулирующее деятельность организации: например, процессуальный регламент, бюджетные правила и правила, регулирующие деятельность персонала) также относится к международному (публичному) праву, но, по сути, основывается на международном договоре (вторичное договорное право). -------------------------------- < 82> Частичное исключение представляет собой ООН (см. дело " Bernadotte" // ICJ Rep 1949, 173, 178, 185). Подтверждение международной правоспособности ООН в силу ее универсального характера; уже масштаб возложенных прав, обязанностей и задач в целом становится якобы предпосылкой международной правосубъектности ООН ( internationale objective), и, таким образом, ООН действует также в отношении нечленов. См.: Раздел 4. Кляйн. Абзац 91 и след. Группа авторов предполагает также объективную правосубъектность Европейского сообщества, но это спорный вопрос.
е) Международное право и европейское право
40. Европейское право, в узком значении являющееся правом Европейского союза, хотя и уходит своими корнями в международное право, развивалось как самостоятельное право. Во внутренних отношениях государств-членов и в отношениях между ними и Европейским союзом оно заменяет собственными нормами < 83> положения международного права, только если они не являются императивными. Относящиеся к первичному праву соглашения: Договор об учреждении Европейского сообщества и Договор о Европейском союзе (оба от 1992 года) < 84> - считаются международными договорами. Тот факт, что Договор о Европейском сообществе в " отличие от обычных международных договоров... создал собственный правопорядок" < 85>, не вызывает сомнений относительно его международного происхождения < 86>. С функциональной точки зрения договоры подобны конституции. Они составляют основу отличного от международного права автономного права Сообщества, которое имеет приоритет над правом государств-членов (принцип примата права Сообщества (supremacy/primacy/precedence). -------------------------------- < 83> См.: Oppermann, Europarecht, 3. Aufl 2005, § 7 Rn 16f, 19f; Schweitzer/Hummer, Europarecht, 5. Aufl 1996 mit Nachtrag 1999; Schwarze. Das allgemeine in den innergemeinschaftlichen Rechtsbeziehungen, EuR 1983, 1ff. О правовой квалификации Европейского сообщества см. также: Seiler, Verfassungsstaat, 250ff. Европейское право в широком значении обозначает право европейских международных организаций (Совет Европы, Северный совет, ЗЕС и др.). Это право является международным правом. < 84> Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25.03.1957 (в ред. от 07.02.1992) (BGBl 1992 II, 1253/1256), последний раз измененный Актами о присоединении к Договору от 16.04.2003 (BGBl 2003 II, 1410); Договор о ЕС от 07.02.1992 (там же). < 85> EuGH, Rs 6/64, Slg 1964, 1251, 1269 (Costa/ENEL). Ссылки на судебную практику см.: Giegerich (Bearb), Deutsche Rechtsprechung, 577ff. < 86> В Европе широко распространено политическое убеждение в необходимости обновления договорной основы, соответствующей " положению вещей", в особенности после неудачи, постигшей Договор об учреждении Конституции для Европы от 29.10.2004 (ABl EG 2004, Nr C 310/1).
41. Самостоятельность права Сообщества заложена в его наднациональном характере < 87>. Договоры предусматривают широкую компетенцию органов Сообщества по применению права в отношении государств-членов (и частично также их граждан). Они должны непосредственно исполнять обязанности, возложенные на них договорами или решениями, представляющими собой вторичное право ЕС (ст. ст. 10, 249 Договора о Европейском сообществе). -------------------------------- < 87> Сообщества в настоящее время включают лишь Европейское сообщество (бывшее ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом); они юридически самостоятельны. По Договору о слиянии (Sart II, Nr 220 " a") они имеют общие органы. Ответ на вопрос, является ли Евросоюз международной организацией, зависит в том числе от того, рассматривается ли правоспособность в качестве необходимой характеристики международной организации. Согласно господствующему мнению ЕС не является самостоятельным субъектом права (вопрос спорный). См.: Раздел 2. Куниг. Абзац 24; Раздел 4. Кляйн. Абзац 250 и след.; см. также: BVerfGE 89, 155, 195 (Maastricht). Конституционный договор (см. примеч. 86 наст. разд.) наделил бы его правосубъектностью, какой в настоящее время обладает Европейское сообщество (ст. 281 Договора о Европейском сообществе).
42. Договор о Европейском сообществе называет три типа обязательных правовых актов органов Сообщества: регламенты, директивы и решения (ст. 249 Договора о Европейском сообществе). Регламент " обязателен во всех своих составных частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах". Он адресован всем государствам-членам и (также) непосредственно гражданам Сообщества, то есть не требует принятия акта государства-члена о введении его в действие. Посредством регламента Европейское сообщество осуществляет глубокое вмешательство в суверенитет государств-членов, поскольку законодательные органы последних не влияют на принятие указанных норм. Директива адресована только государствам-членам; она обязательна лишь " в том, что касается ожидаемого результата, сохраняя за национальными властями свободу выбора форм и средств". Таким образом, директива нуждается в трансформации в национальное право. Обязательство по трансформации вытекает, в частности, из принципа верности Сообществу (ст. 10 Договора о Европейском сообществе). Если государство-член бездействует, это может привести к тому, что при определенных обстоятельствах директива приобретет непосредственное действие в государствах-членах и граждане Сообщества смогут напрямую ссылаться на нее. Европейский суд < 88> ссылается на обоснование принципа практического действия применительно к праву Сообщества (требование выполнить обязательство) и при определенных условиях признает индивидуальные требования о возмещении ущерба, обращенные к государству-члену, своевременно не исполнившему директиву о предоставлении индивиду определенных благ < 89>. Ущерб должен быть возмещен также при нарушении норм первичного права Сообщества об индивидуальных благах < 90>. Решения органов Европейского сообщества в отдельных случаях адресованы государствам-членам или непосредственно их гражданам. Ослабление принципа национального суверенитета в праве Сообщества проявляется и в том, что многие решения о мерах по реализации права не должны приниматься единогласно < 91>. -------------------------------- < 88> О постоянной практике Суда ЕС см.: EuGH, Rs 41/74, Slg 1974, 1337, 1348 (VanDuyn/Home Office); Rs 8/81, Slg 1982, 53, 71 (Becker). Указанная судебная практика одобрена решением Федерального Конституционного суда Германии (BVerfGE 75, 223). Это решение принципиально устанавливает (п. 242), что " Европейское сообщество не является суверенным государством, которое обладало бы полномочием решать вопрос о компетенции по внутренним делам. Государства-члены, как и прежде, являются " суверенами" договоров Сообщества". < 89> Решения Суда ЕС см.: EuGH, Verb Rs C 6/90 и 9/90, Slg 1991, I-5357, 5413 Rn 39f (Francovich u a); u a durch Verb Rs C 178/94 u a, Slg 1996, I-4867 (Dillenkofer u a). < 90> Решения Суда ЕС см.: EuGH, Verb Rs C 46/93 и 48/93, Slg 1996, I-1131 Rn 20ff (Brasserie du u a). < 91> См.: Договор о Европейском сообществе: ст. 94 - с одной стороны, и ст. ст. 95, 251, 252 - с другой стороны.
43. Вторичное право Европейского сообщества образует специальный, обособленный от международного права правопорядок < 92>. Оно также имеет преимущество над правом государств-членов < 93>. В то же время Европейское сообщество не является государством (прежде всего оно не является Европейским союзом). В частности, у него нет европейского народа (государства). Даже ст. 17 Договора о Европейском сообществе (гражданство Союза) не обосновывает этот элемент государства (гражданство Союза дополняет, но не заменяет национальное гражданство. - Примеч. ред.). К тому же государственная власть не является абсолютной, а ограничена по существу (принцип ограниченных индивидуальных полномочий). В судебной практике < 94> созданное Договором о Европейском сообществе право рассматривается как " вытекающее из автономного правового источника". Право решать вопрос о своей компетенции, то есть полномочие по созданию новых полномочий на основании собственного права, остается в ведении государств-членов; ст. 308 Договора о Европейском сообществе (полномочие на восполнение пробелов в договоре) относится к строго ограниченным исключениям. Таким образом, Договор о ЕС является лишь " новой ступенью в создании постоянно укрепляющего свою сплоченность союза народов Европы" (абз. 2 ст. 1) < 95>; образуется союз государств и конституций < 96> и (в отношении Европейского сообщества) " находящееся в процессе интеграции сообщество особого вида" < 97>.
|