![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Пространство в международном праве 9 страница
< 257> Сдержанно высказывается по этому вопросу Ротвелл. См.: Rothwell. Polar Environmental Protection and International Law, EJIL 11 (2000) 591ff. < 258> Они ориентируются на ранее принятые рекомендации или адаптируют международные конвенции по защите окружающей среды к особенностям Антарктики.
85. Учитывая общее количество государств, участвующих в Антарктической системе (45), можно представить себе сложности определения Антарктики как глобального пространства с международным режимом. В отличие от режима морского дна < 259>, совместное управление здесь не является универсальным и не осуществляется международными организациями, поэтому интернационализация в узком смысле этого понятия не произошла. Тот факт, что стороны Договора об Антарктике представляют около 80% населения Земли, несмотря на правило pacta tertiis означает лишь -------------------------------- < 259> См.: абз. 66 и след. наст. разд. Речь не может идти о международной территории (international territory), подчиненной ООН, или даже о международном режиме (international
86. Правовой режим Антарктики не распространяется на Арктику. В состав Арктики не входит материк, а лишь острова в море, частично покрытом дрейфующими льдами. К Арктике относятся также северные побережья Европы, Азии, Америки и Гренландия, самый крупный в мире остров. Но в основном Арктика состоит из Северного Ледовитого океана, по большей части покрытого льдами. Арктика изобилует ценными полезными ископаемыми и живыми ресурсами; они уже частично разрабатываются. Эта территория имеет большое техническое значение (в области коммерческого воздушного сообщения по маршруту, проходящему через Северный полюс), стратегическое значение (в части перемещения подводных лодок подо льдами Северного Ледовитого океана), экологическое значение (в области формирования и изучения климата). На Северный Ледовитый океан, включая его части, покрытые льдами, распространяется морской правовой режим < 260>. Примеру Канады, которая в 1925 году пыталась распространить свой контроль на существенную часть Северного Ледовитого океана посредством установления " арктического сектора", другие прибрежные государства не последовали (несмотря на определенные симпатии СССР к концепции создания секторов); Канада впоследствии сама отказалась от этого подхода. Приграничность как таковая, то есть пространственное соседство и близость, не является достаточным основанием для заявления территориальных притязаний, особенно на огромные секторы < 261>. Ограничение свободы открытого моря следует из ст. 234 КМП. В соответствии с указанной статьей прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение " законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах " в пределах их исключительной экономической зоны. Это положение имеет особое значение для Арктики, поскольку ее -------------------------------- < 260> См.: Westermeyer/Shusterich (Hrsg). United States Arctic Interests, 1984; Hafner. Regime, Rn 2211ff. < 261> См.: Schenk. Kontiguitat als Erwerbstitel im < 262> В 1968 г. США направили нефтяной танкер " Манхэттен" в пробное плавание с Аляски через Северо-западный проход, окруженный многочисленными канадскими островами; см.: Westermeyer. The Transportation of Arctic Energy Resources // Westermeyer/Shusterich (Fn 260) 105 (111ff). Протесты и односторонние юридические действия, предпринятые Канадой, привели к введению ст. 234 КМП. В связи с угрозой окружающей среде полярные страны с 1989 г. сотрудничают в области охраны этого региона, в данный момент - на основании Программы арктического мониторинга и оценки. О распространении новых представлений России, отвергаемых другими арктическими государствами, см.: Colsen. The Delimitation of the Outer Continental Shelf Between Neighboring States, AJIL 92 (2003) 91 (97ff).
87. Все арктические острова относятся к соответствующим прибрежным государствам. Например, Шпицберген (Свальбард), с обширными ограничениями суверенитета < 263>, по Парижскому договору от 9 февраля 1920 года, а также значительно меньший остров Ян-Майен относятся к Норвегии. Архипелаги Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля и Земля Франца-Иосифа принадлежат России. Постоянная Палата международного правосудия приняла в 1933 году решение о том, что на Гренландию распространяется суверенитет Дании, и отклонила территориальные претензии Норвегии на восточную часть Гренландии, несмотря на то что Гренландия фактически сравнима с Антарктикой < 264>. После вступления Дании в ЕЭС в 1973 году на Гренландию также распространялось право Сообщества, однако Гренландия вышла из состава Сообщества 1 февраля 1985 года < 265>. -------------------------------- < 263> См.: Kempen. Der < 264> PCIJ, Series A/B, N 53, 4, 62. < 265> См.: ст. 188 Договора о Европейском сообществе в сочетании с Протоколом об особом статусе Гренландии от 01.02.1985. На острове, население которого составляет 56000 человек, находится база ВВС США Туле (Thule). Остров с 1979 г. обладает широкой автономией в пределах Дании.
88. Таким образом, применительно к праву пользования арктический или северный полярный регион, в отличие от Антарктики, в значительной мере территориально разделен между прибрежными государствами. Большую часть региона составляет негосударственная территория; однако эта территория преимущественно относится к зонам действия функциональной юрисдикции прибрежных государств (исключительная экономическая зона, континентальный шельф). Такой статус и по окончании холодной войны не способствовал развитию общепризнанных правовых норм, режима совместного пользования, совместных научных исследований и совместных мер по защите окружающей среды, несмотря на множество проблем, требующих скорейшего решения (радиоактивное заражение, загрязнение нефтью, изменение климата). Только в последнее время прибрежные государства начали принимать меры, необходимые для совместного решения отдельных проблем в рамках конференций и программ по защите окружающей среды.
|