Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Окружающая среда в международном праве 7 страница
-------------------------------- < 574> BGBl 1975 II, 1209. Конвенция ратифицирована 83 государствами (по состоянию на 1 марта 2007 г.). Ответственность запускающего государства была установлена то, поскольку бывший СССР в силу своего понимания международного права как права межгосударственных отношений отвергал ответственность международных организаций, запускающих спутники. < 575> Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 1977 г, действие которой распространяется и на космическое пространство. Ранее был заключен Договор о частичном прекращении испытаний ядерного оружия 1963 г. Договор о полном прекращении испытаний ядерного оружия от 1996 г. в 1999 г. был отклонен Сенатом США. < 576> См.: проект АМП: " Buenos Aires International Instrument on the Protection of the Environment from Damage Caused by Space Debris", ILA Report of the Sixty-sixth Conference, 1994, 7, 9ff. Подробнее см.: Wins (Fn 78) 255ff.
174. Скандинавское соглашение об охране окружающей среды 1974 года является одним из редких комплексных (холистических) инструментов охраны окружающей среды. Его действие распространяется только на скандинавские государства. Соглашение приравнивает ущерб, причиненный окружающей среде других государств-участников (или на соответствующем континентальном шельфе, ст. 13), к ущербу, причиненному окружающей среде на национальной территории. Пострадавшие имеют право подать иск (ст. 3), причем иностранцы уравниваются в правах с собственными гражданами. Поскольку Соглашение запрещает нанесение ущерба самому себе, оно не использует исходные положения международного соседского права. Аналогичный подход, указывающий на относительный характер территориального суверенитета, применен в Конвенции об охране Альп 1991 года < 577>. Конвенция нацелена на охрану Альп как единого экологического и экономического пространства. -------------------------------- < 577> Burhenne, 991: 83/001.
175. В обоих договорах отсутствует привязка к мировым ресурсам (воздух, атмосфера, озоновый слой, открытое море). Широкие обязанности по охране окружающей среды в целом было бы практически невозможно выполнять на практике. Поэтому международные договоры последовательно концентрируются на охране отдельных объектов. Идеи единства и солидарности, а также возрождение идеи альменды, выраженные в понятии global commons, не получили значительного развития в правовой и реальной политике, за исключением идеи общего наследия человечества (часть XI КМП) и идеи общей задачи человечества (common concern of mankind). В целом можно отметить: и в 2007 году международное экологическое право не дифференцирует категории пространства, с одной стороны, и категории природных богатств, масштабов окружающей среды и экосистем, с другой стороны. Природные богатства, значение которых для всемирной экосистемы доказано, но которые одновременно тесно связаны с территориальным суверенитетом и территориальным верховенством (например, влажные тропические леса) < 578>, еще не стали предметом обязывающих международных договоров об охране < 579>, несмотря на существующие угрозы. Путь, который предстоит пройти от момента осознания всемирного значения окружающей среды до заключения универсального договора об охране, очень долгий, поскольку мировой порядок по-прежнему основывается на интересах отдельных государств. Конвенция ЮНЕСКО о культурном наследии 1972 года и Конвенции ЮНСЕД 1992 года < 580> являются первыми знаками надежды. -------------------------------- < 578> Ссылки см. в примеч. 355. < 579> О Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием см.: Kellersmann (Fn 358) 253ff. < 580> См.: абз. 106 и след.
|