Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Окружающая среда в международном праве 6 страница
< 530> Основным элементом европейской системы торговли квотами на выбросы является введение механизма " ограничивай и торгуй" (Cap-and-trade). Общий объем выбросов углекислого газа ограничивается абсолютной величиной, однако адресаты положений могут выполнить свои обязательства посредством закупки сертификатов. Отличие от Киотского протокола заключается в том, что торговля осуществляется не между государствами, а между предприятиями. Они могут либо сокращать выбросы своего предприятия, либо докупать права на выбросы. В Германии Директива была трансформирована в национальное право Законом о торговле квотами на выброс парниковых газов (TEHG, BGBl 2004 I, 1578). См.: Zimmer. CO2-Emissionsrechtehandel in der EU, 2004; Kobes. des Emissionshandels in Deutschland, NVwZ 2004, 513 ff; Mager. Das System fur den Handel mit Treibhausgas-Emissi-onszertifikaten und sein zum Anlagenordnungsrecht, 2004, 561ff.
159. В связи с неоднозначностью диагноза и лечения " болезни климата" и политическими разногласиями Конвенция ООН об изменении климата была разработана как рамочная конвенция. Таким образом, существует возможность адаптировать правовые инструменты к новой информации проблеме. Поэтапное внедрение регулирования стало возможным благодаря накопленному позитивному опыту по охране озонового слоя. Тем не менее на вопрос о способах мотивации государств к участию в процессе охраны климата однозначного ответа пока не найдено. Не решен и вопрос о контроле над соблюдением обязательств по сокращению выбросов (compliance) < 531>. Также не определены санкции в случае нарушения соответствующих международных обязательств (enforcement). Таким образом, охрана климата в целом, в том числе в рамках Евросоюза, составляет центральный экспериментальный объект наблюдения, который, с одной стороны, отражает динамику развития и необходимость реформирования международного экологического права, с другой стороны, демонстрирует его в высшей степени политическую и универсальную природу, в частности на примере реализации принципа общей, но дифференцированной ответственности индустриальных государств и развивающихся стран (абз. 1 ст. 3 Рамочной конвенции) < 532>. -------------------------------- < 531> См.: Ehrmann (Fn 277); Kreuter-Kirchhof. Kooperationsformen, 49: Обязательства по Киотскому протоколу " настолько конкретны, что их выполнение можно контролировать и, следовательно, предъявлять требования в случае невыполнения". Wolfrum (Hrsg). Enforcing Environmental Standards, 1996; . The Kyoto Protocol, 63 (2003) 255ff; Cameron/Werksman/Roderik (Hrsg). Improving Compliance with International Environmental Law, 1996; Holtwisch. Das Nicheinhaltungsverfahren des Kyoto-Protokolls, 2006. < 532> Отдельное государство не может решить глобальную проблему климата при помощи национальных инструментов. " Киотский протокол организует объединение [всех государств] для предотвращения и противодействия этой трансграничной опасности, конкретизирует открытость государств для международного сотрудничества с целью защиты климатической системы и умеренно ограничивает горизонтальный государственный суверенитет для достижения этой цели" (Kreuter-Kirchhof. Kooperationsformen, 558).
Охрана озонового слоя. 160. Уровень осознания проблемы охраны озонового слоя сегодня достаточно высок < 533>. Озоновый слой в стратосфере абсорбирует в пределах определенной длины волн ультрафиолетовые излучения Солнца (ультрафиолет B). Галогенные углероды или галогены разрушают этот защитный слой, вследствие чего излучение достигает поверхности Земли в большом объеме и представляет потенциальную опасность для здоровья < 534>. Оно угрожает (наряду с урожайностью) также организмам, обитающим на малой глубине морей. Центральным элементом охраны озонового слоя как общего достояния являются международные договоры об озоновом слое < 535>. По мере расширения потока информации о причинах, масштабе и последствиях вредного воздействия увеличивался и объем регулирования. -------------------------------- < 533> Umweltbundesamt (Hrsg). Verzicht aus Verantwortung, 1989; Bleischwitz. Die Globalisierung der Umweltpolitik, 1991; Lang. Die Abwehr Umweltgefahren, insbesondere durch internationale Organisationen, BerDGVR 32 (1992) 57ff; Mumelter. Der Schutz der Ozonschicht in der Gemeinschaft und in , 1993. < 534> Последствия вредного воздействия ультрафиолетового излучения вследствие его усиления проявились в Австралии, в Новой Зеландии, Антарктике, в южной части Чили и на Северном полюсе. < 535> Помимо договорных мер по охране действует общий запрет причинения значительного ущерба, основанный на международном соседском праве и поэтому являющийся репрессивным, однако его применение связано с серьезными проблемами каузальности и бремени доказывания. Кроме того, он действует только в отношении ущерба на государственной территории. См.: абз. 94 наст. разд.; Kellermanns (Fn 358) 80ff.
161. По Венской конвенции об охране озонового слоя 1985 года < 536>, являющейся рамочной, можно судить о недостатке конкретной информации по поводу взаимодействия. Конвенция содержит абстрактную обязанность защиты от опасностей, связанных с изменением озонового слоя. Кроме того, она обязывает расширить исследования проблем разрушения озона (ст. 3), сотрудничество и обмен информацией. Организационная часть Конвенции рассчитана на последующую ее детализацию < 537>. -------------------------------- < 536> BGBl 1988 II, 901. О дискуссии см.: Ott. Umweltregime im , 1998, 47ff, 1. ff. < 537> Статья 6 предусматривает конференцию государств-участников, которая, среди прочего, должна разрабатывать протоколы. Она была фактически заменена совещанием сторон договора на основании Монреальского протокола (см. абз. 162 наст. разд.).
162. В то время как Венская конвенция содержит процедурные положения, принятый на основании Конвенции и вступивший в силу в 1989 году Монреальский протокол от 16 сентября 1987 года < 538>, предусматривает поэтапное сокращение выбросов веществ, под действием которых разрушается слой атмосферного озона. Протокол как самостоятельный договор определяет детальный график сокращения галогенных углеродов (хлористофторуглеродных соединений). Таким образом, впервые было заключено соглашение всемирного масштаба, которое устанавливало конкретные цели и календарные сроки сокращения угрожающих окружающей среде веществ. Однако для развивающихся стран были предусмотрены исключения < 539>. В отношении Европейского сообщества действует особый режим < 540>. Согласно положению о динамичной корректировке (п. c абз. 9 ст. 2) государства-участники могут принять большинством в 2/3 голосов решение об изменении графика сокращений, которое без ратификации вступает в силу для всех государств-участников (законодательные полномочия - совещание сторон договора) < 541>. -------------------------------- < 538> BGBl 1988 II, 1014 (по состоянию на 1 марта 2007 г. 191 государство-участник); Kellermanns (Fn 358) 87ff. О механизме Non-compliance Монреальского протокола см.: Ohlhoff. Methoden der bei Umweltproblemen im Wandel, 2003, 309ff. < 539> При определенных обстоятельствах развивающиеся страны могут отложить все меры на срок до 10 лет (абз. 1 ст. 5 Монреальского протокола). О дифференциации обязательств индустриальных государств и развивающихся стран см.: Bloch. Technologietransfer zum internationalen Umweltschutz, 2007, 134ff, 149ff. < 540> Европейское сообщество рассматривается как единое целое. Отдельные государства-члены, таким образом, получают возможность сокращать выбросы в более длительные сроки, если другие государства-члены выполнили норму раньше. < 541> Schuppert. Neue Steuerungsinstrumente im am Beispiel des Montrealer Protokolls und des , 1998.
163. Поскольку сокращение хлористофторуглеродных соединений и других веществ-галогенов на основании Монреальского протокола сочли недостаточным (критики упоминали даже эвтаназию) < 542>, в Протокол внесли корректировки и изменения < 543>. Посредством корректировок (adjustments) были сокращены сроки в графике, посредством изменений (amendments) протокол был пересмотрен на основании традиционных процедур международного права < 544>. Институционально, на основании Лондонского пересмотра 1990 года, был учрежден Фонд по озону, в котором развивающиеся страны могли получать средства для проведения мер, предусмотренных Протоколом. Кроме того, Протокол был дополнен положениями о разрешении споров, конкретизированными Копенгагенским пересмотром 1992 года. В дальнейшем Протокол пересматривался каждые два года: в Монреале (17 сентября 1997 года), в Пекине (3 декабря 1999 года); соответственно 153 и 125 участников Протокола (по состоянию на 1 марта 2007 года). -------------------------------- < 542> Bleischwitz (Fn 533) 5; иное мнение см.: (Fn 520) 355. < 543> BGBl 1991 II, 1332 (Лондонский пересмотр от 29.06.1990 вступил в силу 10 августа 1992 г, по состоянию на 1 марта 2007 г. 185 участников). BGBl 1993 II, 2183 (Копенгагенский пересмотр от 25.11.1992 вступил в силу 14 июня 1994 г, по состоянию на 1 марта 2007 г. 177 участников). < 544> См.: ст. 39 и след. Конвенции о ПМД.
164. В целом договоры по озоновому слою отмечают постепенное улучшение охраны окружающей среды. Динамика в развитии системы международных договоров проявляется здесь так же, как (осторожное) установление относительного характера принципа равенства государств. Развивающиеся страны пользуются привилегиями, но и Евросоюз как объединение государств добился особого статуса. В долгосрочной перспективе тактические ограничения могут способствовать развитию стратегии универсальности и, таким образом, эффективности охраны окружающей среды при помощи международного права.
г) Охрана флоры и фауны
165. В то время как охрана моря, воздуха, озонового слоя и атмосферы связана с определенной категорией пространства, растительный и животный мир образуют специальные объекты охраны < 545>. Флора и фауна в силу лишь частичной связи с определенной территорией относятся к всемирному общественному достоянию. Отдельные государства могут оказывать только ограниченное влияние на мигрирующие виды диких животных, включенных в объекты охраны на основании Конвенции 1979 года < 546> (Боннская конвенция) и Соглашения 1995 года < 547>. В приложении к экономическому использованию на охрану животных распространяются также положения международного соседского права. Решение защищать определенные виды животных связано с осознанием ситуации, что заинтересованность отдельных государств в использовании указанных ресурсов отступает перед совместным интересом охраны животного мира. Если природные богатства на долгосрочной основе принадлежат определенному государству (например, лес), на них распространяется территориальный суверенитет. В отношении таких объектов международно-правовое регулирование охраны практически не развивается. Например, Вашингтонская конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 1973 года (СИТЕС) < 548> составляет лишь исключение из этого ряда. Международно-правовая защита видов в этом случае одновременно служит экономическим интересам отдельных государств, поскольку животные составляют также их капитал, который благодаря туризму и торговле приносит проценты. СИТЕС обеспечивает ощутимую пользу в части сохранения отдельных видов животных (африканский слон, леопард и др.). В приложения к Конвенции, в которые включены охраняемые виды растений и животных в соответствии со статусом охраны, на сегодняшний день включены 8000 видов животных и 40000 видов растений < 549>. -------------------------------- < 545> Stoll/Schillhorn. Das Instrumentarium und transnational im Recht der Lebenswelt, NuR 1998, 625ff. < 546> Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных от 23.06.1979 (BGBl 1984 II, 569); актуальная информация об участниках Конвенции и о видах животных в Приложениях I и II размещена в Интернете (https://www.cms.int/documents/convtxt/cms_convtxt.htm) (по состоянию на 1 марта 2007 г. 101 участник). < 547> См.: абз. 65. < 548> BGBl 1975 II, 773. < 549> Приложение I содержит виды, которым угрожает исчезновение; торговля этими видами может осуществляться только в исключительных случаях. Приложение II содержит виды, которые могут оказаться под угрозой исчезновения, если торговля не будет строго регламентирована. Приложение III включает все виды, международная торговля которыми подлежит ограничениям.
166. К конвенциям по охране флоры и фауны, в которых в наибольшей степени проявляется экологическая ориентация, относятся Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях 1971 года, а также Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 года < 550>. Кроме того, известны различные конвенции нового типа, которые преследуют цель охраны отдельных видов или сортов с точки зрения их экологического значения. Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года < 551> заслуживает особого внимания. Она нацелена на охрану видов как в естественной среде обитания, так и вне ее (ex situ: в зоопарках, генных банках данных и т.д.). Конвенция признает, что сохранение разнообразия генетических ресурсов как объектов национального суверенитета объединяет все государства на уровне общей задачи человечества (common concern of humankind) < 552>. В этой связи на все государства возлагаются обязательства, дифференцированные по принципу близости к предмету и уровня развития < 553>. Картахенский протокол по биологической безопасности от 29 января 2000 года < 554> послужил поводом для ожесточенных политических дискуссий. США, крупнейший экспортер генетически измененных продуктов, не подписали указанный Протокол. Кроме того, США пытаются лишить Протокол оснований с помощью международных торговых соглашений. -------------------------------- < 550> BGBl 1976 II, 1265 (водно-болотные угодья); BGBl 1984 II, 618 (дикие растения и животные). < 551> BGBl 1993 II, 1742. < 552> Это понятие означает, что меры по охране должны приниматься также в интересах всего человечества. См.: Krohn (Fn 355) 277. < 553> Maffei. Evolving Trends in the International Protection of Species, GYIL 36 (1993) 131ff; Wolfrum/Matz (Fn 374) 64ff; Kellermanns (Fn 358) 205ff. < 554> Вступил в силу 11 сентября 2003 г. Текст: ILM 39 (2002) 1027. См.: Bockenforde (Fn 396) 313ff; Weifi/Herrmann (Fn 274) § 12 Rn 599f; Herrmann. EG-AuBenkompetenzen im Schnittbereich zwischen internationaler Umwelt- und Handelspolitik, NVwZ 2002, 1170f.
д) Защита от отходов и вредных веществ
167. Функциональный подход дополняет приведенные правила охраны окружающей среды, ориентированные на категорию пространства или на объект. В качестве нейтральных пунктов обмена информацией и управления часто используются международные организации, например Международная морская организация (ИМО), связанная с выполнением Конвенции МАРПОЛ. На государства-участников международных договоров возлагаются обязательства по сотрудничеству и обмену информацией. В последнее время участники договоров предоставляют друг другу право контроля (monitoring), сравнимое с правом участия наблюдателей в инспекциях по Договору об Антарктике и Договору о космическом пространстве. Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, от 25 июня 1998 года < 555> устанавливает широкие права общественности в отношении информации и участия в процессах принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды. Более значительный прогресс достигнут в отношении опасных веществ. Роттердамская конвенция о процедуре предварительного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле от 11 сентября 1998 года < 556> основывается на принципе предварительного согласия (prior consent). В 2001 году в Стокгольме была принята универсальная Конвенция о стойких органических загрязнителях, основанная на принципе предосторожности. Цель Конвенции - всемирный запрет особо опасных для здоровья веществ (persistent organic pollutants) < 557>. -------------------------------- < 555> ILM 38 (1999) 517. < 556> ILM 38 (1999) 1. < 557> ILM 40 (2001) 532 (02.05.2001). Как и СИТЕС, приложения этой Конвенции, вступившей в силу 17 мая 2004 г, перечисляют группы веществ, производство которых и/или торговля которыми должны быть запрещены или ограничены. После выделения эти вещества очень медленно разлагаются.
168. В связи проблемой утилизации отходов, требующей безотлагательного решения, следует упомянуть соглашения, предмет которых составляют трансграничные перевозки отходов. Чрезвычайная ситуация с мусором, возникшая в индустриальных государствах, привела к росту экспорта отходов в развивающиеся страны (" мусорный туризм"). В целях противостояния указанным угрозам Базельская конвенция о контроле над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 мая 1989 года < 558> устанавливает ряд процедурных предпосылок, однако их исполнение зависит от усмотрения государств-участников. И эта Конвенция учитывает основополагающий принцип предварительного согласия (prior consent): каждая экспортная поставка зависит от предварительного согласия потенциального государства-импортера. Перевозка отходов на не государственные территории относится к сфере действия Конвенции при условии участия в перевозке по меньшей мере двух государств. Кроме того, предусмотрено несколько абсолютных запретов на экспорт. Вследствие множества исключений Конвенция пока не оправдала ожиданий < 559>. -------------------------------- < 558> BGBl 1994 II, 2703. См.: Bartram/Engel. Ende des " GiftmUllkolonialismus"? VN 1989, 115ff; Ott (Fn 536) 71ff, 122ff; Ehrmann (Fn 277) 357ff. < 559> 12 декабря 1999 г. был согласован Дополнительный протокол, регулирующий финансовую компенсацию при трансграничных перевозках опасных отходов, если ущерб причинен физическим лицам либо если загрязнению подверглись почва и вода.
169. Другой подход к охране окружающей среды, скорее опосредованный, использовал Совет Европы при заключении Конвенции о защите окружающей среды путем применения уголовного права от 4 ноября 1998 года < 560>. Установление общих минимальных уголовно-правовых стандартов должно сдерживать частных лиц в действиях, влекущих причинение ущерба окружающей среде. Поскольку формулировки об уголовно наказуемом поведении в высшей степени расплывчаты, только будущее покажет, в какой мере указанная Конвенция действительно сможет способствовать охране окружающей среды. -------------------------------- < 560> ILM 38 (1999) 259.
5. Охрана отдельных пространств и окружающей среды в их целостности
170. Антарктика, территория к югу от антарктической конвергентной границы, имеет большое значение для всемирного климата, будучи камерой низких температур Земли < 561>. Специальные меры по охране Антарктики до сих пор принимались только в рамках Антарктической системы. И здесь следует упомянуть Конвенцию о сохранении антарктических тюленей от 1 июня 1972 года < 562>, Конвенцию о сохранении живых ресурсов Антарктики от 20 мая 1980 года < 563>, Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 год) и пять приложений к нему (ст. 2 Протокола обозначает Антарктику как природный заповедник [natural reserve], ст. 7 запрещает ее использование для разработки минеральных ресурсов) < 564>, а также многочисленные рекомендации консультативных совещаний, на основании которых в Антарктике были созданы, в частности, особо охраняемые районы. Последний пример иллюстрирует зарождение совместного управления по охране окружающей среды государствами - членами " антарктического клуба" < 565>. В связи с увеличением количества соответствующих правил < 566> предназначение этого материка уже не ограничивается научными исследованиям, но также охватывает область охраны окружающей среды. Так, благодаря указанному факту Антарктика занимает особое место в системе территориальных режимов и режимов охраны окружающей среды, предусмотренных международным правом < 567>. Требование НПО объявить Антарктику " всемирным парком" < 568> было выполнено с некоторыми ограничениями 14 января 1998 года (вместе с вступлением в силу Протокола 1991 года). -------------------------------- < 561> Повышение температуры, вероятно, повлечет за собой таянье антарктических льдов и повышение уровня моря во всем мире. Такое развитие представляет опасность для островных или прибрежных государств с низким берегом (Бангладеш, Мальдивы, Науру, Нидерланды и др.). Антарктика является лишь ретранслятором указанных процессов; она реагирует на эмиссии как бортик биллиардного стола на шары. Поэтому и она нуждается в охране. < 562> BGBl 1987 II, 90. В большей своей части это классическая конвенция по защите видов. < 563> BGBl 1982 II, 420; критические замечания см.: Howard. The Convention on the Conservation of Antarctic Marine Living Resources, ICLQ 38 (1989) 104ff. < 564> См.: Redgwell. Environmental Protection in Antarctica, ICLQ 43 (1994) 599ff; Pannatier (Fn 250). Протокол и приложения, кроме Приложения V, вступили в силу в 1998 г. и отличаются экоцентрическими признаками. < 565> См.: абз. 80 и след. < 566> Их множество объясняется не только особенной чувствительностью окружающей среды Антарктики. Участники консультативных совещаний так активно развивают нормотворческую деятельность, поскольку использование международных конвенций об охране окружающей среды, если они применяются только к государственным или негосударственным территориям, политически проблематично в силу спорности территориального статуса Антарктики (см.: абз. 80 и след. наст. разд.). < 567> См.: (Fn 248) 96ff; Rothwell (Fn 257) 607ff. < 568> См.: Barnes. Legal Approach of Environmental Protection in Antarctica // Joyner/Chopra (Hrsg). The Antarctic Legal Regime, 1988, 241ff.
171. В космосе не существует экосистем, но и эта категория пространства нуждается в охране окружающей среды < 569>. С одной стороны, деятельность человека изменяет естественное состояние, что, возможно, воспрепятствует развитию его активности " там, наверху". С другой стороны, деятельность в космическом пространстве может представлять опасность для окружающей среды Земли. Space debris - космический мусор, состоящий из сгоревших ступеней ракет или вышедших из употребления спутников, но главным образом из мелких и мельчайших частей этих объектов, количество которых увеличивается при столкновениях, составляет наиболее значительный источник загрязнения < 570>. Не существует соглашения, которое урегулировало бы все вопросы охраны космической среды. Отдельные положения встречаются в различных договорах. Основной принцип сформулирован уже в ст. I Договора о космическом пространстве < 571>: любая деятельность в космическом пространстве осуществляется на благо и в интересах всех стран. Действует принцип равенства государств при исследовании и использовании такого глобального пространства с международным режимом. Косвенная обязанность охраны окружающей среды в космосе вытекает из обязательства каждого государства считаться с деятельностью других государств < 572>. -------------------------------- < 569> Общую информацию об охране окружающей среды в космическом пространстве см.: (Hrsg). Environmental Aspects of Activities in Outer Space, 1990; Frantzen // Weltraumrecht, 597ff; Simpson (Hrsg). Preservation of Near-Earth Space for Future Generations, 1994; Hintz. Weltraumrechtlicher Umweltschutz im volkerrechtlichen Regelungs- zusammenhang, 1995; Malanczuk. Review of the Regulating Regime Governing the Space Environment, ZLW 45 (1996) 37ff; Petersmann/Coenen/Grunwald (Fn 226) 125, 147. < 570> Орбиты могут оказаться непригодными для использования в результате цепных столкновений. Увеличение объема космического мусора увеличивает опасность столкновения с действующими космическими объектами. Кроме того, космический мусор мешает астрономическим наблюдениям. Опасность для Земли, которую несут космические исследования, уже однажды реализовалась: при падении советского спутника Космос-954 с ядерной энергетической установкой на борту. См.: Hurwitz. State Liability for Outer Space Activities, 1992, 113 ff. < 571> См.: абз. 73 и след. < 572> См.: Hintz (Fn 569) 196. Хинц выступает против такого антропоцентрического подхода. По принципу использования всем человечеством на первый план выступает приоритетная охрана космического пространства вне зависимости от интересов пользования.
172. Общий принцип ст. I Договора о космическом пространстве детализирован в ст. IX. Космическое пространство, Луна и другие небесные тела (а также соответствующие виды деятельности) должны защищаться от загрязнения согласно предл. 2 ст. IX. Расширительное толкование на основании предл. 1 ст. IX приводит к выводу, что следует избегать любых изменений космического пространства. Лишь в этом случае может быть достигнута цель сохранения статус-кво, обеспечивающего свободу и равные возможности. Однако запрет касается только вредного загрязнения. Это ограничение привязано к порогу (уровню) вредного воздействия. Предложение 2 ст. IX обеспечивает защиту земной окружающей среды от неблагоприятных изменений вследствие доставки внеземного вещества. Кроме того, ст. IX обязывает проводить консультации перед осуществлением потенциально опасной для окружающей среды деятельности < 573>. -------------------------------- < 573> Договор о Луне от 05.12.1979 (ILM 18 [1979] 1434) содержит в ст. VII более конкретные положения. См.: Christol. The 1979 Moon Treaty, JSL 27 (1999) 1ff.
173. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 года < 574> устанавливает абсолютную ответственность запускающего государства или владельца космического объекта за ущерб, причиненный на поверхности Земли или другим космическим объектам в космосе. Конвенция содержит положения, на основании которых мог бы быть возмещен ущерб, нанесенный Канаде вследствие падения советского спутника Космос-954, который, однако, был возмещен ex gratia. Конвенция не касается ущерба, причиненного негосударственным территориям и окружающей среде в целом. Даже если следовать господствующему в литературе мнению о том, что действие Конвенции распространяется на космический мусор, проблему защиты решить невозможно: в случае " космических коллизий" надлежало бы установить вину запускающего государства в том, что мусор оставлен на орбите (ст. III Конвенции). Привести доказательство, какому государству принадлежит предмет, послуживший причиной столкновения (каузальность), может быть крайне сложно. Положения о запрете использования космического пространства в военных целях могут косвенно регулировать охрану окружающей среды. Политика разоружения и контроля вооружений всегда одновременно является политикой охраны окружающей среды < 575>. Запрещено не только проведение любых испытаний ядерного оружия в космосе (ст. I Договора о частичном прекращении испытаний ядерного оружия), но и использование в военных целях техники, изменяющей окружающую среду (ст. II ЭНМОД). Необязывающие Принципы ООН 1992 года, касающиеся спутников с ядерной энергетической установкой, не имеют большого значения для охраны окружающей среды. Предложения по совершенствованию охраны окружающей среды в космосе в настоящее время сосредоточены на вопросах устранения космического мусора < 576>. Несовершенство охраны окружающей среды в космическом пространстве, как правило, связано с тем, что ведущие государства по-прежнему заинтересованы в использовании космического пространства в первую очередь для связи и противоракетной обороны.
|