Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнения на связь движений с построением (структурой) музыкальных произведений.
В музыке существуют специфические точки, запятые, благодаря которым музыкальное произведение приобретает выразительность. При неоднократном прослушивании музыкального произведения сначала улавливается деление на крупные части, отличающиеся друг от друга по характеру и содержанию. Затем становится ощутимым и деление внутри этих частей. Части музыкального произведения называются построениями. Отдельные построения отличаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли. Построения, выражающие относительно законченную музыкальную мысль, называются периодами. В них соединяется два предложения. Они обычно одинаковы или схожи по логической основе, но заканчиваются различно: первое из них звучит не вполне завершённо (вопросительно), второе, напротив, вполне логично. Предложение, в свою очередь делится на более мелкие построения - фразы. Фраза это небольшая и относительно законченная часть музыкального произведения. Для сопровождения физических упражнений в основном используются сочинения малой формы (песни, танцы, романсы и др.). В таких произведениях каждый период состоит из двух предложений, предложение - из двух фраз и каждая фраза - из двух или четырех тактов. Произведения большой формы - многочастные, со сложным построением - трудно сочетать с движением, поэтому они не используются для сопровождения упражнений. Кроме того, они продолжительнее, чем учебные предложения. Сокращения же, как правило, искажают форму и содержание музыкального произведения. Учить занимающихся выполнять упражнения в соответствии с построением музыкального произведения следует постепенно. 1. Прослушать музыкальное произведение и отделить один период от другого хлопком. При повторении задания предложить занимающимся отметить хлопком конец первого предложения и второго. Уточняя слуховые впечатления от данного музыкального произведения, обратить внимание занимающихся на более мелкое деление внутри предложений (т.е. деление на
фразы) и предложить им отметить хлопком все места, в которых они слышат это деление. 2. Построить занимающихся в колонну по два. Музыкальное произведение - марш. 1-ая фраза - движутся вперед первые номера, выполняя семь шагов, начиная с левой. На счет 8 приставить правую 2-ая фраза - тоже выполняют вторые номера 3-я фраза - вперёд по парам 4-я фраза - все занимающиеся выполняют шаг на месте. 3. Прослушав музыкальное произведение лирическое по содержанию со слитым характером звучания выполнить следующее задание: 1-ая фраза - руки в стороны 2-ая фраза - руки вверх 3- я фраза - руки вперёд 4- я фраза - руки в стороны 5-ая фраза - руки вперёд 6-ая фраза - руки в стороны 7-ая фраза - волна руками 8-ая фраза - руки вниз Все движения выполнять мягко, плавно[4, 12]. Для специалистов в области физической культуры очень важно правильно подавать команды соответственно построению музыкального произведения. Все команды подаются в зависимости от того, как построен музыкальный период. Так, если период состоит из четырёх музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четыре фразы, причём лучше не на 2-ую, а на 4-ую (когда музыкальная мысль закончена). Пример: чтобы остановить группу после движения шагом под маршевую музыку (здесь каждая фраза в периоде состоит из двух тактов), надо на первый счет 4-ой фразы подать предварительную команду: " Группа! " - и на пятый счет - исполнительную: " Стой! ". Услышав её, занимающиеся сделают шаг правой и приставят к ней левую. После команды: " Стой! " - можно подсчитать: " Раз - два". Для перехода от одного вида ходьбы к другому нужно назвать новое упражнение, а с началом музыкального предложения или периода подать исполнительную команду: " Марш! " Например, занимающиеся идут на носках, чтобы класс начал выполнять другое задание (предположим, ходьбу в полуприседе), нужно назвать это упражнение и произнести команду: " Марш! " - на 16 или 32 счёт. Это будет соответствовать концу предложения или периода. Переходить на другую разновидность ходьбы можно и с начала каждой новой музыкальной фразы. Для этого исполнительная команда: " Марш! " - произносится на последнем счете предыдущей фразы. При подготовке спортивных выступлений необходимо строить движения в соответствии с построением музыкального произведения. Это придает
упражнению логичность, организованность, тесно связывает его с музыкой. Так, смена одних упражнений другими может происходить в конце фразы или предложения. Окончание предложений, фраз может подчеркиваться определенными движениями, позами и т.д. Такая связь помогает исполнителям лучше выполнять упражнение под музыку.
3.1. Ходьба и бег
Применение ходьбы и бега на занятиях способствует развитию у учащихся силы мышц ног, воспитанию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности движений. Их целесообразно выполнять в сочетании с музыкой. Само название движения определяет характер музыкального сопровождения. Так, мягкий шаг выполняют под спокойную лирическую музыку, острый шаг - под отрывистую. Высокий шаг в контрастном сочетании с широким шагом может быть использован в заданиях для передачи движениями громкой и тихой музыки, и т.д. Выполнение различных форм ходьбы и бега в сочетании с музыкальными заданиями повышает интерес к упражнениям, активизирует занятия, способствует воспитанию у занимающихся коллективизма, чувства товарищества. Наиболее часто применяются следующие вида ходьбы: мягкий шаг, высокий, острый и широкий. Мягкий шаг выполняют с носка с постепенным перекатом на всю стопу, под музыку лирического, плавного характера. Выполняя мягкий шаг, учащиеся овладевают слитностью и целостностью движений под музыку. Методические указания. Преподавателю следует обращать внимание учащихся на свободное движение рук в боковой плоскости вперед и назад, на мягкие кисти, слегка опущенную голову. Ступни при ходьбе слегка развернуты наружу. Характер шагов плавный и равномерный. Высокий шаг выполняют свободным движением вперед, голень вертикальна. Так, и.п. - руки в стороны 1 - шаг левой вперед, руки вниз 2 - правая согнута вперед, левая рука вперед, правая в сторону 3-4 тоже с другой ноги Характер музыки энергичный, четкий, темп умеренный, размер 2/4, 4/4.Последовательность обучения: 1) Овладение движениями ног стоя на месте; 2) Освоение движений рук стоя на месте; З) Сочетание движений рук и ног стоя на месте; 4) Выполнение высокого шага в движении. Методические указания. Учащимся следует знать, что между бедром и голенью должен быть прямой угол. Спина прямая, голова приподнята, носок вытянут, опорная нога прямая. Острый шаг выполняют резко, отрывисто, на каждую четверть.
И.п. - основная стойка. 1 - небольшой шаг левой вперед, правая вертикальна на большой палец 2 - тоже с правой ноги Музыкальное сопровождение должно соответствовать остроте, подтянутости и строгости острого шага. Музыкальный размер 2/4, 4/4. Последовательность обучения. Этот шаг рекомендуется разучивать с опорой о стенку. Так, и.п. - стоя лицом к опоре, носки сомкнуты, руки на опоре. 1 - 2 - правую стопу вертикально на носок около пальцев левой стопы, пола касается только большой палец (без опоры на него) 3 - 4 - опустить пятку в и.п. Повторить несколько раз, чередуя движения правой и левой ногой. Затем острый шаг выполняют в движении в медленном темпе, присущем характеру шага. Методические указания. В момент сгибания одной ноги другая прямая, плечи опущены, голова поднята. Подъем согнутой вперед ноги носок оттянут. Широкий шаг. Каждый широкий шаг выполняют как выпад с сильным взмахом рук. Характер музыки чёткий, звучание резкое, отрывистое, в низких регистрах. Музыкальный размер 4/4, например " Марш Черномора" из оперы Ф.Глинки " Руслан и Людмила". Выпады производят энергично, на два счёта, что соответствует половинной длительности. В момент выпада вперёд одной ногой другая сзади на носке (прямая). Туловище наклонено вперёд и, сзади стоящей ногой составляет прямую линию. Движения рук - как при ходьбе. В отличии от ходьбы, бег имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующие определения. Например: острый бег, высокий, широкий. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.
|