Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игры под музыку.
Игры под музыку должны широко использоваться на уроках физической культуры, на занятиях спортивных секций, в детских спортивных школах, во
время праздников и т.д. Однако, студенты факультета, учителя физической культуры испытывают немалые затруднения в подборе и проведении игр под музыку, так как этот вопрос очень слабо освещён даже в специальной литературе. Правда, в пособиях по подвижным играм встречаются указания о том, что некоторые игры желательно проводить под музыку, но эти указания носят, как правило общий характер. Данный раздал пособия поможет специалистам в области физической культуры овладеть методикой организации и проведения игр под музыку.
Характеристика игр. Эмоциональное содержание музыки, ее мелодическое разнообразие, изменение темпа, ритма, силы звучания используются в играх и создают благоприятные условия для формирования физической культуры играющих. Недостаток жизненных наблюдений и представлений у детей приводит к тому, что они не могут достаточно ярко и образно передать действия того или другого игрового персонажа. Тогда на помощь приходит музыка. Она придает воображению учащихся большую яркость, а движениям выразительность. В играх под музыку большое значение имеет согласование движения участников с различным характером звучания музыки - плавным, отрывистым, мягким, резким, и т.д. Сравнивая свои достижения со звучанием, играющие заимствуют из музыки разнообразие красок, оттенков и отражают его в движениях. Это способствует обогащению координационных возможностей играющих. Разнообразие темпа в музыке используется для совершенствования способности управлять скоростью своих движений. С помощью одного из важных средств музыкальной выразительности - ритмического рисунка мелодии - воспитывается умение произвольно придавать движениям различную временную протяжённость. Даже самая простая мелодия обычно выражена звуками различной длительности. Воспроизведение их шагами, хлопками и другими движениями развивает умение " удлинять" или " укорачивать" продолжительность своих движений в соответствии с ритмом музыки. В играх под музыку дети действуют в соответствии с правилами игры, которые в значительной мере обусловлены содержанием, формой, характером музыки. В играх под музыку большое внимание уделяется танцевальным движениям. Это, как правило, простейшие элементы народных танцев и их несложные соединения, а также бег, прыжки, движения с предметами, имеющие танцевальный характер. Использование их в подвижных играх помогает развивать координацию и воспитывать свободу, ловкость и изящество движений, вместе с тем повышается интерес детей (особенно девочек) к играм.
Важно помнить, что эпизодическое использование игр под музыку не может дать ощутимых результатов. Их педагогическое воздействие может быть полноценным лишь при систематическом проведении. Тогда у детей постепенно вырабатывается умение отличать марш от танца, узнавать польку, вальс, запоминать мелодию, разбираться в содержании и характере звучания музыки и согласовывать с ней свои движения.
Методика проведения игр под музыку. Умелый выбор игр под музыку и знание методики их проведения дает возможность своевременно и правильно поставить и решить те или иные образовательные и воспитательные задачи. Готовясь к проведению выбранной игры, преподаватель должен познакомиться с музыкой, сопоставить действия и движения играющих с характером звучания, а иногда и выполнить сам эти движения под музыку. Если в процессе подготовки выясняется, что в выбранной игре отдельные движения трудны для выполнения, - их следует облегчить, а правила игры можно упростить. В некоторых играх, например " Низко - высоко", действия играющих обусловлены звучанием мелодии в том или ином регистре. При этом разница в регистрах не выходит за пределы двух октав, поэтому уловить её не так уж легко. Чтобы своевременно направлять действия играющих и давать им правильную оценку, руководителю необходим быстро и безошибочно определять регистры, а это требует предварительной самопроверки. Содержание игры, взаимодействие её участников должен знать не только руководитель, но и аккомпаниатор. Только при соблюдении этого условия подача звуковых сигналов, повторение музыкальных фраз (когда это требуется по ходу игры), и т.д. будут своевременными. При проведении игр под музыку особое внимание следует уделять свободному и красивому показу танцевальных движений. Выполнение их преподавателем будет являться образцом для играющих. Умение подать команду согласованно с музыкальным звучанием очень важно при проведении игр под музыку. Когда перед началом игры дается музыкальное вступление, в команде нет необходимости: когда вступление отсутствует, аккомпаниатор, как и участники, начинают игру по команде руководителя: " Начи-най! " Желательно, чтобы она была дана с учётом размера и темпа исполняемой пьесы. Такая команда в известной степени заменяет музыкальное вступление (рис.4а, б). Так, в игре " Бросай точно" исполняется вальс. Команду следует давать:
На чи най!
Рис. 4. а Игра " Тихо - громко" сопровождается маршем. Команда: На чи най!
Рис. 4. б
От своевременной подачи команды в ходе игры очень часто зависит успех её проведения. Так, в игре " Вправо-влево бросай" участники подбрасывают и ловят мячи на первую четверть трёхчетвертного размера. Внезапно, по команде, мяч перебрасывается соседу в указанную учителем сторону. Команду необходимо подать в момент, когда играющие ловят свои мячи (рис. 5). команда: вправо или влево бросить поймать
Рис. 5
Если команда запоздает, то играющие не успеют правильно бросить мяч. Преждевременная же команда, например в момент подбрасывания мяча, не способствует развитию скорости достигаемой реакции, кроме того, снижается эмоциональное воздействие игры. Своевременно поданная команда определяет полноценность решения педагогическихзадач, поставленных во многих играх (" Вызов номеров", " Смотри сигнал", " Поймай по вызову" и др.). В обучении играм под музыку имеются свои особенности. Они вызваны, необходимостью выделить время на прослушивание музыки и согласование с ней движений. Обучение начинается с того, что учитель сообщает детям название игры, её содержание и правила (разметка площадки обычно производится до начала игры). Затем дети прослушивают музыку и под руководством учителя выясняют, каков характер ее звучания, какие средства музыкальной выразительности в ней особенно ярки, как отдельные моменты игры согласованы с музыкой. После этого руководитель разучивает с детьми движения, встречающиеся в игре. В том случае, когда эти движения более или менее сложны, лучше выделить специальное время на их разучивание. В процессе разучивания двигательных элементов игры учитель должен рассказать детям, при каких нарушениях в технике выполнения движений и их связи с музыкой команда получает штрафное очко или проигрывает. После предварительного изучения движений руководитель проводит пробное судейство: двое - трое играющих выполняют разученное движение, остальные оценивают, т.е. называют замечания или ошибки. Дети, лучше других справившиеся с этим заданием, назначаются судьями. В дальнейшем к судейству обязательно следует привлекать и детей имеющих освобождение от занятий. Участие в судействе воспитывает более сознательное отношение к изучению движений, к умению увязать их с музыкой, обостряет внимание, наблюдательность, способность анализировать и обобщать. Далее учитель формирует команды, размещает их на площадке и закрепляет судей. Вслед за этим проводится пробная игра, в которой проводящий обычно выполняет роль водящего и фиксирует внимание детей на точном соблюдении условий игры. Для того, чтобы проверить, насколько хорошо, учащиеся усвоили связь музыки с игровыми действиями можно исполнить отдельные музыкальные фразы с тем, чтобы дети показали или сказали, как они должны согласовать с ними свои движения. В процессе проведения пробной игры учитель указывает участникам на встречающиеся ошибки, объясняет, как их избежать. Вслед за этим проводится игра, с учетом результатов. Однако порядок проведения игр под музыку может меняться в зависимости от содержания игры, состава детей, условий её проведения. Так, например, в игре " Повтори за мной" дети, прослушав музыку, становятся в круг и, еще не рассчитываясь по порядку, выполняют вместе с учителем русский хороводный шаг (на 1-ю часть музыки). Затем руководитель берёт на себя роль водящего и учит детей (на 2-й часть музыки) повторять показанные им движения. Попутно проводящий поясняет играющим, как самим выделять музыкальные фразы и проверяет, достаточно ли сознательно и уверенно они это делают. Из приведенного примера видно, что разучивание движений и построение как бы вклиниваются в разбор музыки. Затем остаётся произвести расчёт по порядку и можно переходить к игре с учетом результатов. Такой приём часто используется при обучении играм детей в детских садах и начальных классах общеобразовательной школы. Им легче понять музыку сопровождаемую движениями. В некоторых случаях последовательность обучения не меняется, но опускаются некоторые его ступени. Так, в одних случаях нет необходимости в пробной игре, в других - не нужно отдельно разучивать движения и т.д.
|