Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры под музыку.






Игры под музыку должны широко использоваться на уроках физической культуры, на занятиях спортивных секций, в детских спортивных школах, во

 

время праздников и т.д.

Однако, студенты факультета, учителя физической культуры испы­тывают немалые затруднения в подборе и проведении игр под музыку, так как этот вопрос очень слабо освещён даже в специальной литерату­ре. Правда, в пособиях по подвижным играм встречаются указания о том, что некоторые игры желательно проводить под музыку, но эти указания носят, как правило общий характер.

Данный раздал пособия поможет специалистам в области физической культуры овладеть методикой организации и проведения игр под музыку.

 

Характеристика игр.

Эмоциональное содержание музыки, ее мелодическое разнообразие, изменение темпа, ритма, силы звучания используются в играх и созда­ют благоприятные условия для формирования физической культуры игра­ющих.

Недостаток жизненных наблюдений и представлений у детей приво­дит к тому, что они не могут достаточно ярко и образно передать действия того или другого игрового персонажа. Тогда на помощь прихо­дит музыка. Она придает воображению учащихся большую яркость, а дви­жениям выразительность.

В играх под музыку большое значение имеет согласование движения участников с различным характером звучания музыки - плавным, отрывистым, мягким, резким, и т.д. Сравнивая свои достижения со звучанием, играющие заимствуют из музыки разнообразие красок, от­тенков и отражают его в движениях. Это способствует обогащению ко­ординационных возможностей играющих.

Разнообразие темпа в музыке используется для совершенствования способности управлять скоростью своих движений.

С помощью одного из важных средств музыкальной выразительности - ритмического рисунка мелодии - воспитывается умение произвольно придавать движениям различную временную протяжённость. Даже самая простая мелодия обычно выражена звуками различной длительности. Воспроизведение их шагами, хлопками и другими движениями развивает умение " удлинять" или " укорачивать" продолжительность своих движе­ний в соответствии с ритмом музыки.

В играх под музыку дети действуют в соответствии с правилами игры, которые в значительной мере обусловлены содержанием, формой, характером музыки.

В играх под музыку большое внимание уделяется танцевальным дви­жениям. Это, как правило, простейшие элементы народных танцев и их несложные соединения, а также бег, прыжки, движения с предметами, имеющие танцевальный характер. Использование их в подвижных играх помогает развивать координацию и воспитывать свободу, ловкость и изящество движений, вместе с тем повышается интерес детей (особен­но девочек) к играм.

 

Важно помнить, что эпизодическое использование игр под музыку не может дать ощутимых результатов. Их педагогическое воздействие может быть полноценным лишь при систематическом проведении. Тогда у детей постепенно вырабатывается умение отличать марш от танца, узнавать польку, вальс, запоминать мелодию, разбираться в содержании и характере звучания музыки и согласовывать с ней свои движения.

 

Методика проведения игр под музыку.

Умелый выбор игр под музыку и знание методики их проведения дает возможность своевременно и правильно поставить и решить те или иные образовательные и воспитательные задачи.

Готовясь к проведению выбранной игры, преподаватель должен познакомиться с музыкой, сопоставить действия и движения играющих с характером звучания, а иногда и выполнить сам эти движения под музы­ку. Если в процессе подготовки выясняется, что в выбранной игре от­дельные движения трудны для выполнения, - их следует облегчить, а правила игры можно упростить.

В некоторых играх, например " Низко - высоко", действия играющих обусловлены звучанием мелодии в том или ином регистре. При этом разница в регистрах не выходит за пределы двух октав, поэтому уло­вить её не так уж легко. Чтобы своевременно направлять действия иг­рающих и давать им правильную оценку, руководителю необходим быстро и безошибочно определять регистры, а это требует предварительной самопроверки.

Содержание игры, взаимодействие её участников должен знать не только руководитель, но и аккомпаниатор. Только при соблюдении это­го условия подача звуковых сигналов, повторение музыкальных фраз (когда это требуется по ходу игры), и т.д. будут своевременными.

При проведении игр под музыку особое внимание следует уделять свободному и красивому показу танцевальных движений. Выполнение их преподавателем будет являться образцом для играющих.

Умение подать команду согласованно с музыкальным звучанием очень важно при проведении игр под музыку. Когда перед началом иг­ры дается музыкальное вступление, в команде нет необходимости: когда вступление отсутствует, аккомпаниатор, как и участники, начи­нают игру по команде руководителя: " Начи-най! " Желательно, чтобы она была дана с учётом размера и темпа исполняемой пьесы. Такая команда в известной степени заменяет музыкальное вступление (рис.4а, б).

Так, в игре " Бросай точно" исполняется вальс. Команду следует да­вать:

 

 

 
 

На чи най!

 

Рис. 4. а

Игра " Тихо - громко" сопровождается маршем. Команда:

 
 

На чи най!

 

Рис. 4. б

 

От своевременной подачи команды в ходе игры очень часто зави­сит успех её проведения. Так, в игре " Вправо-влево бросай" участ­ники подбрасывают и ловят мячи на первую четверть трёхчетвертного размера. Внезапно, по команде, мяч перебрасывается соседу в указан­ную учителем сторону. Команду необходимо подать в момент, когда играющие ловят свои мячи (рис. 5).

 
 

команда: вправо или влево

бросить поймать

 

Рис. 5

 

Если команда запоздает, то играющие не успеют правильно бро­сить мяч. Преждевременная же команда, например в момент подбрасыва­ния мяча, не способствует развитию скорости достигаемой реакции, кроме того, снижается эмоциональное воздействие игры. Своевременно поданная команда определяет полноценность решения педагогическихзадач, поставленных во многих играх (" Вызов номеров", " Смотри сигнал", " Поймай по вызову" и др.).

В обучении играм под музыку имеются свои особенности. Они выз­ваны, необходимостью выделить время на прослушивание музыки и сог­ласование с ней движений. Обучение начинается с того, что учитель сообщает детям название игры, её содержание и правила (разметка площадки обычно производится до начала игры). Затем дети прослу­шивают музыку и под руководством учителя выясняют, каков характер ее звучания, какие средства музыкальной выразительности в ней особенно ярки, как отдельные моменты игры согласованы с музыкой. После этого руководитель разучивает с детьми движения, встречающиеся в игре. В том случае, когда эти движения более или менее сложны, лучше выделить специальное время на их разучивание.

В процессе разучивания двигательных элементов игры учитель дол­жен рассказать детям, при каких нарушениях в технике выполнения движений и их связи с музыкой команда получает штрафное очко или проигрывает. После предварительного изучения движений руководитель проводит пробное судейство: двое - трое играющих выполняют разучен­ное движение, остальные оценивают, т.е. называют замечания или ошиб­ки. Дети, лучше других справившиеся с этим заданием, назначаются судьями. В дальнейшем к судейству обязательно следует привлекать и детей имеющих освобождение от занятий. Участие в судействе воспиты­вает более сознательное отношение к изучению движений, к умению увязать их с музыкой, обостряет внимание, наблюдательность, способ­ность анализировать и обобщать.

Далее учитель формирует команды, размещает их на площадке и закрепляет судей. Вслед за этим проводится пробная игра, в которой проводящий обычно выполняет роль водящего и фиксирует внимание де­тей на точном соблюдении условий игры. Для того, чтобы проверить, насколько хорошо, учащиеся усвоили связь музыки с игровыми действиями можно исполнить отдельные музыкальные фразы с тем, чтобы дети пока­зали или сказали, как они должны согласовать с ними свои движения.

В процессе проведения пробной игры учитель указывает участникам на встречающиеся ошибки, объясняет, как их избежать. Вслед за этим про­водится игра, с учетом результатов.

Однако порядок проведения игр под музыку может меняться в зависимости от содержания игры, состава детей, условий её проведения. Так, например, в игре " Повтори за мной" дети, прослушав музыку, становятся в круг и, еще не рассчитываясь по порядку, выполняют вместе с учителем русский хороводный шаг (на 1-ю часть музы­ки). Затем руководитель берёт на себя роль водящего и учит детей (на 2-й часть музыки) повторять показанные им движения. Попутно проводящий поясняет играющим, как самим выделять музыкальные фразы и проверяет, достаточно ли сознательно и уверенно они это делают. Из приведенного примера видно, что разучивание движений и построе­ние как бы вклиниваются в разбор музыки. Затем остаётся произвести расчёт по порядку и можно переходить к игре с учетом результатов. Такой приём часто используется при обучении играм детей в детских садах и начальных классах общеобразовательной школы. Им легче понять музыку сопровождаемую движениями. В некоторых случаях последовательность обучения не меняется, но опускаются некоторые его ступени. Так, в одних случаях нет необходимости в пробной игре, в других - не нужно отдельно разучивать движения и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал