![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административно-правовые нормы.
Любая отрасль права состоит из юридических норм. Именно они представляют собой первичные элементы, на основе которых формируется система отрасли права. Посредством правовых норм раскрывается сущность и социальное назначение конкретной отрасли права. Они помогают отразить специфику правового регулирования разнообразных общественных отношений, которые составляют предмет той или иной отрасли права. Нормы права представляют собой правила поведения людей в обществе, причем являются правилами поведения общего характера. Административно-правовая норма отражает то общее, что свойственно всем нормам российского права, и то особенное, что характеризует административное право как самостоятельную отрасль. Административно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, которые установлены государством в лице его уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц), рассчитанные на многократное применение широким кругом лиц (субъектов административного права) и регулирующие общественные отношения в сфере государственного или муниципального управления. Эти нормы устанавливают правила должного или возможного поведения в обозначенных сферах, реализация которого обеспечивается при условии их исполнения. Таким образом, административно-правовая норма — это правило поведения, регулирующее общественные отношения управленческого характера. Нормами административного права регулируется достаточно широкий круг разнообразных общественных отношений, которые возникают как внутри системы исполнительной власти, так и внутри тех отношений, которые в теории административного права называются внешними. Так, административно-правовыми нормами регулируются отношения, возникающие между: соподчиненными и несоподчиненными субъектами исполнительной власти; — субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями, учреждениями, организациями; — субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями, учреждениями, организациями (по вопросам контроля и надзора); — субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; — субъектами исполнительной власти и коммерческими структурами; — субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; — субъектами исполнительной власти и религиозными организациями; — субъектами исполнительной власти и гражданами. — Нормы административного права определяют границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения в сфере функционирования механизма исполнительной власти. Ими устанавливаются структура и порядок деятельности органов исполнительной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также формы и методы деятельности таких органов. Кроме того, с их помощью устанавливаются отношения, которые возникают при реализации полномочий исполнительных органов системы местного самоуправления, а также управленческих звеньев государственных предприятий, учреждений, организаций. Эти нормы регулируют административно-правовой статус гражданина, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и религиозных организаций. Следует отметить, что посредством данного вида норм регулируются управленческие отношения внутриорганизационного характера, которые имеют место в сфере деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти, в судебных органах, в органах прокуратуры. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также нормы, регулирующие отношения в сфере административной юстиции. Со времен римского права классическая норма имеет три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма состоит из этих элементов. Гипотеза — это характер условий, при которых необходимо руководствоваться нормой. В гипотезе описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых применяются предписания данной нормы. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими административные правовые отношения. Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Так, гипотеза нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает точный возраст (17 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации мужского пола подлежит первичной постановке на воинский учет. Гипотеза нормы может быть и относительно определенной, то есть дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный, без уважительной причины не явившийся в военкомат, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ. В данном случае вопрос о квалификации понятия «неуважительная причина» решает должностное лицо органа военного управления — военный комиссар. Диспозиция — часть правовой нормы, в которой сформулировано правило поведения при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Диспозиция выражает содержание действия, то есть предписания, запреты и дозволения, которые выражены в норме. Это главная часть нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой. Санкция содержит в себе меры принудительного воздействия, которые могут быть применены к лицам в случае нарушения требований административно-правовой нормы. Таким образом, санкция указывает на юридические последствия, а в качестве условия предусматривается совершение противоправного деяния. Выражается она, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия. К примеру, все нормы Особенной части КоАП РФ содержат санкции, предусматривающие возможность наложения административного наказания. Административно-правовая норма не тождественна содержанию статьи, пункта или параграфа того или иного нормативного правового акта. В ряде случаев структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях (разделах) нормативного правового акта. Нормы административного права большей частью носят прямой способ изложения. Вместе с тем ряд норм имеет ссылочный характер. Так, в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» прекращение государственно-служебных отношений наступает в случае несоблюдения государственным служащим обязанностей и ограничений, установленных этим законом. Некоторые нормы изложены бланкетно. В этом случае недостающие сведения восполняются не какой-либо точно указанной статьей, как при ссылочном изложении, а самостоятельными нормами права, содержащимися в других нормативных актах. Например, в ст. 7.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах. Эта норма носит бланкетный характер. Установленный порядок патентования предусмотрен в Патентном законе РФ, а также в Патентной конвенции по охране промышленной собственности. Использование ссылочного или бланкетного способа дает возможность избежать определенных повторов.
|