Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Источники административного права
Нормы административного права находят свое закрепление в различных объективных формах выражения, которые объединяются общим понятием — источник административного права. Этимология слова «источник» позволяет достаточно четко определить его сущность. Источник административного права — это совокупность юридических средств закрепления норм административного права, позволяющих адресатам этих норм пользоваться их предписаниями, в том числе знакомиться с их реальным содержанием. Фактически источниками административного права выступают различные нормативные акты, содержащие нормы административного права. К числу источников административного права относятся: Конституция Российской Федерации, а также конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Конституция РФ — базовый источник норм всего российского права, в ней находят отражение принципы формирования всей правовой системы Российской Федерации, и абсолютно каждая отрасль причисляет этот документ к числу своих источников. Административное право как одна из старейших и обширнейших отраслей права также черпает нормы в Основном Законе. 1. Примерами административно-правовых норм в Конституции РФ являются нормы ст. 2, 10—11, 15, 32, 33, 38—46, 53, 56, 59, определяющие основы государственного строя и основные права и обязанности граждан, реализуемые в сфере государственного управления; 71—72, 76—78, закрепляющие особенности организации государственного управления в условиях федеративного государственного устройства нашей страны; нормы гл. 6, устанавливающие основы правового статуса Правительства РФ, и многие другие нормы, закрепляющие принципы государственного управления. Конституции республик и уставы (Основные Законы) других субъектов России также являются источниками административного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Данный вид актов включается в систему источников административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в которой закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 2. Примерами международных договоров, содержащих нормы административного права, являются: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Австралии об избегании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, ратифицированное Федеральным законом от 6 декабря 2003 года № 156-ФЗ; Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилия о выдаче, ратифицированный Федеральным законом от 1 июля 2003 года № 99-ФЗ; Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, ратифицированное 8 июля 1996 года № 90-ФЗ, и т. д. Законы РФ (федеральные конституционные, федеральные, основы законодательства, действующие законы РФ и РСФСР, СССР), а также законы субъектов Российской Федерации. В последние годы наметилась тенденция к постепенному увеличению числа источников административного права законодательного уровня в системе источников административного права. То, что ранее регулировалось на уровне указов Президента РФ или постановлений Правительства РФ, теперь находит свое отражение в актах более высокой юридической силы — федеральных законах. 3. Это вызвано объективными процессами, происходящими в нашем обществе. Законодательная процедура достаточно громоздка и продолжительна, к тому же она связана с необходимостью согласования мнений не только различных инстанций, но и народных избранников в процессе чтений в Государственной Думе РФ и Совете Федерации РФ. На первых порах с принятием Конституции РФ 1993 года отношения, не привлекшие пристального внимания законодательного органа вследствие их частного характера либо по другим причинам, регулировались Президентом РФ единолично или Правительством РФ коллегиально. Однако со временем у законодателя появляется возможность обратить взгляд на различные насущные потребности общественного организма, и, как следствие, стремительно растет число законодательных актов в сфере административного права. Примером федеральных конституционных законов могут служить: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Нормы федеральных конституционных законов имеют более высокую юридическую силу, чем нормы других законов, и именно они составляют фундамент отрасли административного права. Особое место в системе источников административного права занимают федеральные законы. В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Закон РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Среди законов, принимаемых по вопросам административного права, выделяются кодификационные законы, то есть федеральные законы, принятые в форме кодексов. В их числе: Земельный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Налоговый кодекс РФ и др. Зачастую в кодексах содержатся специальные нормы, устанавливающие их приоритет, более высокую юридическую силу по отношению к другим законам, принятым по вопросам, урегулированным в кодексе. Важнейшим источником административного права является Кодекс РФ об административных правонарушениях, устанавливающий административную ответственность за нарушение норм и правил в сфере государственного управления. В соответствии с Конституцией РФ представительные органы субъектов РФ вправе принимать свои законы по вопросам, относящимся к их компетенции, в частности определять систему и структуру органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ. Указы Президента РФ и нормативно-правовые акты глав субъектов Российской Федерации. Как отмечалось выше, законодательная деятельность Федерального Собрания РФ не всегда поспевает за потребностями в правовом регулировании бурно развивающегося общественного организма. В этой связи Президент РФ как глава государства берет на себя функции законодателя, временно закрывая брешь правового вакуума в части определенной группы отношений. Вследствие этого 4. указы Президента РФ занимают особое место в системе нормативно-правовых актов, поскольку, как нам представляется, имеют промежуточный статус между актами законодательного и подзаконного уровня правового регулирования. Однако не следует забывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, то есть нормы указа Президента РФ не могут носить ограничительного характера по отношению к гарантированным законодательством Российской Федерации правам и свободам. Кроме того, Президент РФ обладает значительным объемом полномочий по регулированию отношений в различных сферах государственного управления в соответствии с принятыми законодательными актами. Так, в соответствии со ст. 3 Таможенного кодекса РФ отношения в области таможенного дела, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей, могут регулироваться указами Президента РФ. Как глава государства Президент РФ издает ключевой акт системы государственного управления — указ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указами Президента РФ утверждаются также положения об отдельных федеральных органах исполнительной власти, находящихся в непосредственном ведении Президента РФ. Принципиальное значение в системе источников административного права имеет также Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», Указ Президента РФ от 22 июня 2004 года № 792 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации», Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации» и др. Главы субъектов России также осуществляют активное нормотворчество в административной сфере. 5. Постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты правительств (администраций) субъектов Российской Федерации. Правительство РФ ведет наиболее активную правотворческую деятельность в области административно-правового нормотворчества. Большинство законов, регулирующих вопросы административного права, имеют отсылочные нормы на постановления Правительства РФ, которыми утверждаются те или иные конкретизирующие, поясняющие нормы. Так, согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» типовые правила доверительного управления ипотечным покрытием утверждаются Правительством РФ. Постановлениями Правительства РФ утверждены многочисленные инструкции, правила, разъяснения, рекомендации, уставы, порядки и т. д., в том числе многие положения о федеральных органах исполнительной власти. Постановления Правительства РФ в соответствии со ст. 115 Конституции РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Однако в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ они могут отменяться Президентом РФ. Источниками административного права могут быть также нормативные правовые акты администраций (правительств) различных субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, которым переданы отдельные государственно-властные полномочия, и других уполномоченных государством органов и организаций. Данная группа источников административного права наиболее обширна. Основным видом нормативного акта, принимаемого на уровне органов исполнительной власти, является 6. приказ. Кроме того, ими могут быть принимаемые в качестве самостоятельного нормативного правового акта положение или инструкция (такие акты принимает в основном Центральный банк РФ). В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» все нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на федеральном уровне соответствующие нормативные правовые акты могут приниматься только министерствами и приравненными к ним органами. Нормотворчество федеральных служб и федеральных агентств запрещено. Однако в правовой системе продолжают действовать такие акты, как: Приказ Росавтодора России от 21 января 2000 года № 16 «Об утверждении Методических указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга», Приказ Госстроя России от 6 сентября 2002 года № 201 «Об утверждении нормативов затрат на содержание профессиональной горноспасательной службы в транспортном строительстве», Приказ Федеральной службы геодезии и картографии от 8 декабря 2000 года № 179-пр «Об утверждении Положения о территориальной инспекции государственного геодезического надзора» и др. На уровне регионов изданием норм административного права занимаются все органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Источниками административного права являются также некоторые нормативно-правовые акты исполнительных органов местного самоуправления, так как в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
|