![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О построении учебных занятий
Занимаясь с подростками, следует иметь в виду их утомляемость, известную неустойчивость интереса и стараться разнообразить содержание учебных занятий. В практике работы с подростками по боксу часто урок начинается с разминки, состоящей из узкого круга специализированных упражнений (чаще всего с ходьбы) и ударов во время передвижения по залу. Затем применяется бой с тенью, упражнения с партнером для изучения техники, условные и вольные бои, а в конце урока – общеразвивающие упражнения. Такая стандартная схема лишает учеников всякой творческой инициативы, делает занятия скучными и однообразными, снижает интерес к ним. Преподаватель должен избегать шаблона в подборе и расположении упражнений, он обязан изменять содержание урока в зависимости от поставленных задач. Так, например, можно построить занятие, сделав упор на изучении техники бокса. В подготовительной части такого урока применяются различные общеразвивающие, специализированные и имитационные упражнения для изучения технических приемов, которые затем осваиваются в основной части урока в упражнениях в перчатках с партнером. Можно построить урок и так, чтобы он был направлен на развитие быстроты движений и состоял из легких упражнений, выполняемых в высоком темпе в ответ на различные сигналы (упражнения с мячами, упражнения в условном бою и т.д.). Иногда занятие начинается игровыми упражнениями, после которых применяются упражнения на снарядах, условный или вольный бой (для обучаемых 15—16 лет). Урок можно посвятить упражнениям на лапах, на различных снарядах. Эти упражнения могут выполняться после легкой разминки с теннисными мячами. В конце занятия даются упражнения на гибкость, на развитие мышц рук и брюшного пресса. Иногда целесообразно в основную часть урока включать упражнения с баскетбольным мячом.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ЮНЫХ БОКСЕРОВ
Физическое воспитание боксеров школьного возраста может быть успешным лишь при проведении организованного педагогического процесса в течение ряда лет. Развитие функциональных возможностей, овладение современной техникой и тактикой, воспитание психологических качеств, характеризующих спортивное мастерство боксера, требуют многих лет непрерывной тренировки. Обучение юных боксеров в спортивных секциях коллективов физической культуры и детских спортивных школах начинается в основном с 14 лет. Подростки этого возраста посещают подготовительную группу, в которой знакомятся с элементами бокса, и развивают качества, необходимые для овладения им. Следовательно, до перехода юных боксеров в группу молодежи (19—20 лет) на протяжении пяти лет возможна организованная подготовка. И если перед начинающими заниматься боксом наметить перспективу на несколько лет вперед, эффективность подготовки юных боксеров значительно возрастет, Многолетняя тренировка — единственно правильный путь к достижению наилучших спортивных результатов и укреплению здоровья занимающихся. Как и в других видах спорта, подготовку в боксе можно планировать: на несколько лет (перспективное планирование), на год (текущее), на месяц, неделю и более короткий срок (оперативное).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективные планы могут быть групповыми (общими) и индивидуальными. Групповой план должен намечать перспективу спортивного совершенствования группы. В нем содержатся лишь такие установки, которые могут распространяться на всех боксеров. В индивидуальном плане общие установки конкретизируются применительно к каждому юноше, в зависимости от его возраста и степени подготовленности. Если боксер занимается в группе, его индивидуальный план должен быть увязан с общим планом группы. Перспективный план не должен механически воспроизводить несколько текущих годичных планов и неизменно повторять из года в год одни и те же задачи. Требования к различным сторонам подготовленности юношей должны возрастать с каждым годом. Перспективный план спортивной подготовки обязан включать и систему контрольных нормативов для определения уровня физической, технической и тактической подготовки юных боксеров. Примером перспективного планирования может быть план, составленный к ныне действующей программе для детских спортивных школ, рассчитанный на пятилетний срок обучения (Бокс. Программа для детских спортивных школ. ФиС, 1962.) (табл. 1).
Таблица 1 Примерный учебный план отделения бокса ДСШ
Неравномерное распределение в программе учебных часов по годам обучения объясняется тем, что количество занятий в неделю дано, исходя из режима школьника и возрастных особенностей юных боксеров. Так, на 1-м году обучения рекомендуется проводить 2—3 занятия в неделю по 1, 5 часа, на 2-м и 3-м — 3 раза в неделю по 2 часа; на 4-м — 3—4 раза в неделю по 2 часа; на 5-м году —3—4 раза в неделю от 2 до 2, 5 часа. Распределение учебного материала в перспективном плане по годам обучения должно касаться прежде всего физической, технической и тактической подготовки (табл.2).
В соответствии с задачами спортивной подготовки юных боксеров при распределении учебного материала по физической подготовке рекомендуется: на 1-м году занятий — больше использовать средства, способствующие развитию координации, гибкости, ловкости, быстроты, и уделить внимание подготовке и сдаче норм БГТО; на 2-м году — наряду с развитием координации и быстроты шире развивать силу и приступить к сдаче норм ГТО I ступени; на 3-м году — наряду с быстротой и силой развивать выносливость. Закончить сдачу нормативов ГТО I ступени. В последующие годы обучения (4-й и 5-й) должны совершенствоваться все физические качества, необходимые боксеру-юноше, в зависимости от его подготовленности и индивидуальных особенностей. В этот период юный боксер должен сдать нормы ГТО I ступени на «отлично». Физическая подготовка занимает значительное место в подготовке юного боксера: помимо овладения комплекс сом ГТО, он должен ежегодно сдавать нормативы по физической подготовке. При распределении учебного материала по технической подготовке следует исходить из того, какими боевыми действиями на разных дистанциях должен овладеть юный боксер в каждом учебном году. Юноша, начавший обучаться боксу, вряд ли сможет на протяжении одного года усвоить весь объем техники бокса. Поэтому в каждом году необходимо предусмотреть изучение ограниченного числа технических приемов. В табл. 3 приводится примерное распределение учебного материала по технической подготовке, рекомендуемое в соответствии с программой для занятий в Детской спортивной школе. Авторы пособия, исходя из практического опыта ведущих тренеров Советского Союза и некоторых зарубежных стран, а также научных исследований в области бокса, рекомендуют при распределении учебного материала по годам обучения придерживаться такой последовательности: На 1-м году обучения ребята 14 лет, занимающиеся в подготовительной группе, изучают лишь действия при помощи прямого удара левой на дальней дистанции и защиты от него — подставкой правой ладони и левого плеча, уходом назад, уклоном вправо и отбивом. Одновременно с этим новички осваивают в имитационных упражнениях технические основы других действий. На 2-м году боксеры 15—16 лет изучают действия при помощи одиночных, двойных и серийных прямых ударов на дальней дистанции и защиты от них» На 3-м году боксеры 16—17 лет овладевают действиями на дальней и средней дистанциях при помощи коротких прямых ударов, ударов снизу, бокового левой, их сочетаний и всех видов защит от этих ударов. Совершенствуется материал 1-го и 2-го года обучения. На 4-м году 17—18-летние боксеры изучают и совершенствуют действия при помощи всех ударов, их сочетаний и защит от них на дальней и средней дистанциях, осваивают основы боя на ближней дистанции при помощи коротких ударов и защит от них. На 5-м году совершенствуются действия при помощи всех ударов и защит на всех трех дистанциях и изучаются технические приемы перехода из одной дистанции в другую. Исходя из такого примерного распределения учебного материала по годам обучения, преподаватель может разработать нужный ему вариант перспективного плана технической подготовки своих учеников.
Таблица 3 Примерное распределение учебного материала по технической подготовке боксера (для ДСШ)
Планирование тактической подготовки юного боксера связано с изучением и совершенствованием техники бокса. Однако в принципе рост технического мастерства юного боксера должен опережать его тактическое образование с таким расчетом, чтобы решение тех или иных тактических задач прочно базировалось на уже освоенных приемах техники. Так, на 1-м году обучения рекомендуется запланировать некоторые приемы маневрирования (с целью избежания сближения с противником или подготовки исходных положений для атаки с дальней дистанции), ложных действий (с целью вызова партнера на атаку). На 2-м году планируется совершенствование приемов маневрирования, пройденных в 1-м году, и разучивание новых (для подготовки исходных положений перед атакой, избежания нежелательных столкновений с противником, сковывания действий противника, отдыха во время боя). Разучиваются новые приемы ложных действий с целью раскрыть защиту партнера и нанести тот или иной удар. Юного боксера обучают также умению решать и отдельные узкие тактические задачи и положения в отрыве от общей боевой обстановки (например, определять основной удар партнера и удары, которыми он чаще всего пользуется; выявлять способы защиты от тех или иных ударов; выяснять удары, при которых партнер открывается). На базе уже освоенных тактических действий планируется и тактическая подготовка боксера с различными партнерами в условном и вольном бою на дальней дистанции. На 3-м году обучения тактическая подготовка расширяется за счет увеличения новых тактических приемов и совершенствования пройденного: приемов маневрирования, ложных ударов и действий, решения узких тактических задач, условий боя на дальней и средней дистанциях, манер боя против партнеров, отличающихся той или иной направленностью своей тактики. 4-й год тактической подготовки должен предусматривать обобщение ранее пройденных тактических действий с новыми, более сложными. Изучаются основы тактики боя на ближней дистанции. Планирование тактической подготовки на 5-м году обучения сводится к реализации различных тактических задач на всех дистанциях (дальней, средней и ближней) с различными по боевым особенностям партнерами, к подготовке боксеров-юношей к бою с определенными партнерами (высокий, низкий, левша и т. п.). Перспективный план должен предусматривать и систему контрольных нормативов для определения уровня различных сторон подготовленности юного боксера (физической, технической и тактической). По данным контрольных показателей тренер может иметь представление об успеваемости и подготовленности своих учеников. Контрольные нормативы могут быть установлены для определения уровня общей физической, специальной физической, тактической подготовленности, степени овладения техникой. В качестве ежегодных контрольных нормативов, характеризующих уровень физической подготовленности юных боксеров, предлагаются нормативы, разработанные В. М. Клевенко (табл. 4).
Таблица 4
|