![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип постепенности
Этот принцип обусловливает необходимость постепенно повышать в занятиях нагрузки, увеличивать объем и интенсивность работы, усложнять задачи. Принцип постепенности обязывает преподавателя строго учитывать возрастные особенности юношей, степень их физической подготовленности. В боксе, где от спортсменов требуются огромное нервное и физическое напряжение, а также выполнение упражнений, связанных со сложной координацией, несоблюдение этого принципа может особенно отрицательно сказаться на здоровье занимающихся. Принцип постепенности физиологически основан на постепенной перестройке под влиянием тренировки органов и систем организма, повышении их функциональных возможностей. Причем на эти изменения затрачиваются продолжительное время и большая работа, в которой принимает участие весь организм спортсмена. Особо осторожного подхода требует совершенствование функций центральной нервной системы. По мере функционального развития организма юного боксера возрастает и тренировочная нагрузка, проявляющаяся во все большей плотности и сложности движений. Принцип постепенности должен быть широко использован при планировании физической нагрузки. Ее необходимо повышать за счет увеличения в первую очередь упражнений для развития быстроты и ловкости, а затем уже силы и выносливости. Практика показывает, что учащиеся утомляются значительно меньше и усваивают новые технические элементы значительно лучше на занятиях, в которых упражнения, требующие большого напряжения сил, применяются после разучивания техники. Планируя психологическую нагрузку, надо учитывать, что на первых занятиях ученикам целесообразно предлагать для разучивания простые движения, не связанные с риском, а на последующих — более сложные приемы нападения или защиты, связанные с известным риском, обострением боя. Строгую постепенность в увеличении планируемой нагрузки необходимо соблюдать также и при составлении календаря соревнований. К состязаниям спортсмена следует допускать лишь тогда, когда его организм достаточно подготовлен к соревновательным нагрузкам. Поэтому состязаниям должны предшествовать такие учебно-тренировочные занятия, в которых используются повышенные нагрузки. Своевременное введение повышенных нагрузок способствует быстрейшему наступлению «спортивной формы», т. е. того оптимального состояния, при котором спортсмен может выполнить работу значительной интенсивности. Но преподаватель должен помнить, что в занятиях с юными боксерами повышенные нагрузки следует вводить осторожно, только после длительной и тщательной подготовки, ибо преждевременное применение их может повредить здоровью юноши. Постепенность нарастания нагрузки в спорте осуществляется обычно не плавно, а «ступенчато». Преподаватель исходит из состояния организма занимающегося на данный день и в зависимости от этого повышает или оставляет на прежнем уровне дозировку нагрузок, а также регулирует их характер. Таким образом, постепенность, не будет равномерной. Однако нагрузки в занятиях должны все время неуклонно повышаться. В тренерской практике «ступенчатость» повышения нагрузки определяется в основном недельными циклами. Нередко для закрепления технических навыков в тренировке повторяются циклы с одинаковой или с пониженной нагрузкой. Принцип постепенности определяет и ход обучения. Содержание тренировочных занятий должно базироваться на основных педагогических правилах: «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Это значит, что в занятиях следует, во-первых, постепенно увеличивать координационную сложность упражнений, во-вторых, постепенно повышать физическую нагрузку и, в-третьих, добиваться того, чтобы усвоение нового учебного материала базировалось на уже освоенном. Поэтому вначале нужно предложить занимающимся общеразвивающие гимнастические упражнения, потом дать наиболее элементарные специальные упражнения (например, передвижение по кругу, удары при ходьбе и др.) и лишь после этого — простейшие комбинации ударов и защит.
|