![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Графические методы психологической диагностики в течение многих десятков лет очень популярны в практической психологииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Графические методы психологической диагностики в течение многих десятков лет очень популярны в практической психологии, прежде всего, среди клинических психологов. Наиболее часто используются различные варианты тестов рисунка человека Ф. Гудинаф (2, 3), Д. Харрис (3), К. Маховер (5, 9), тесты рисунка дерева К. Коха (4), рисунка семьи В. Вульфа (8), «Дом -дерево - человек» Д. Бука (1), «Несуществующее животное». Рисуночные методики привлекают внимание благодаря простоте и доступности процедуры проведения, целостности и многообразию получаемой информации, производимому на клиентов впечатлению. Однако использованию рисуночных тестов в качестве измерительных инструментов препятствуют недостаток информации о валидности и надежности, высокий уровень требований к квалификации специалистов, преимущественно психоаналитический характер интерпретации результатов (10, 11). Мое знакомство с методами графической диагностики началось с лекций и практических занятий М. В. Осориной по рисуночным тестам, а также с практикума Н. А. Розе по методике ми-окинетической психодиагностики Миры-и-Лопеса (6) на факультете психологии Ленинградского университета в 1980 году. После окончания университета, работая в Военно-медицинской академии, я активно использовал данные методы для проведения научно-исследовательских работ, при отборе и оценке различных категорий специалистов, для прогноза поведения и состояния людей в экстремальных условиях, в процессе обучения психологов, в психиатрической клинике, а также в практике индивидуальных консультаций. При этом графические методы использовались в качестве дополнительных в составе больших диагностических комплексов, которые включали изучение эмоционального состояния (тесты Люшера и Сцонди), личности (MMPI и 16-факторный личностный опросник Кеттелла), интеллекта (тест структуры интеллекта Амтхауэра), а также состояния центральной и вегетативной нервной системы человека (ЭЭГ, вариационная пульсометрия и т. д.). Опыт применения рисуночной психодиагностики позволил мне отказаться от большого количества недостоверных показателей, содержащихся в традиционных руководствах. Оказалось также, что любого отдельно взятого рисуночного теста недостаточно для многосторонней диагностики личности, эмоционального состояния и отношений человека. Поэтому я остановился на комбинации трех рисуночных тестов. Тест рисунка дерева наиболее адекватно отражал индивидуальные особенности темперамента человека, его особенности как биологического существа. Рисунок несуществующего животного в большей мере позволял выявить психологические особенности человека, проявляющиеся в индивидуальной творческой деятельности. Наконец, рисунок мужчины, женщины и себя давал максимальную возможность сориентироваться в структуре социальных взаимоотношений человека. В дальнейшем, перейдя на работу главным специалистом-психологом Санкт-Петербургской службы занятости, я пробовал внедрить методы рисуночной диагностики в практику работы психологов-профконсультантов. Однако, в связи с тем, что часть профконсультантов испытывала затруднения в процессе освоения и применения рисуночных методов, я вынужден был отказаться от этих методов в качестве стандартных. Тем не менее, мне необходим был диагностический инструмент, показатели которого могли бы служить критерием эффективности индивидуальных консультаций и групповых тренинговых программ. Для решения этих задач и была разработана рисуночная методика «Жизненный путь». Идея данной методики возникла в результате знакомства с подходом в консультировании, который реализует финский психолог Тимо Вахамоттонен (7). Но применение этой методики показало, что она может быть эффективной не только для диагностики, но и непосредственно для консультирования клиентов. Выяснилось, что наглядная форма методики облегчает понимание клиентами своих проблем и способов их решения. Кроме того, метафорический характер методики позволяет преодолевать сопротивление клиентов в процессе обсуждения их личных переживаний, помогает разоб- раться в содержании их отношений и представлений. Клиенты с готовностью включаются в процесс активного обсуждения результатов рисуночной методики. Наконец, методика оказывается очень удобной при работе с клиентами, испытывающими трудности в вербализации своих отношений, в частности, с молчаливыми или излишне разговорчивыми клиентами. Таким образом, я охотно стал использовать новую методику в практике индивидуального консультирования клиентов. После того, как в 1997 году было написано первое методическое руководство по методу рисуночных метафор «Жизненный путь» и была разработана программа тренинга, направленного на овладение навыками использования этой методики, я стал активно распространять ее среди специалистов, проводя семинары в Ассоциации психотерапии и тренинга, на Высших курсах практической психологии, наконец, в Институте практической психологии «ИМАТОН». Методика показала себя как практичный, доступный и перспективный инструмент, пригодный как для психологической диагностики, так и для консультирования различных категорий клиентов.
1. Назначение и особенности методики рисуночных метафор «Жизненный путь» Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей. Методика состоит из двух частей: • изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка; • обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом. Методика предназначена для диагностики эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения, определения целей и планирования путей их достижения. Методика относится к классу проективных методов диагностики личности. Она характеризуется: • экономичностью (компактна, не требует специального оборудования и материалов, относительно проста в проведении, допускает групповую форму, занимает не более 30 минут для получения данных, не требует сложных методов обработки); • глубиной получаемой информации (методика позволяет выявить индивидуально-психологические характеристики клиента и особенности его сознания, скрытые в обыденном поведении и повседневном общении и не всегда проявляющиеся в условиях традиционного консультирования); • универсальностью (методика гибка в применении и может использоваться для решения широкого спектра задач общего и профессионального психологического консультирования); • значительным психокоррекционным потенциалом при консультационной работе с клиентом. Метафорический характер выполняемых заданий и получаемых результатов позволяет объективировать проблемы клиен- та, дает ему возможность более свободно и безопасно выражать свои чувства и отношения. Наглядность представлений о содержании и динамике отношений клиента создает условия для лучшего понимания им проблем и творческого их разрешения. Кроме того, методика: • облегчает установление контакта с клиентом, позволяет преодолеть барьеры и формальный характер взаимоотношений, является материалом для беседы и позволяет ее эффективно структурировать; • позволяет удачно распределить роли между клиентом и консультантом, оптимизировать активность клиента и преодолеть его потребительское отношение к консультации. Методика дает возможность сравнивать различные категории клиентов между собой, контролировать ход и результаты консультирования, выявлять группы клиентов, нуждающихся в различных консультационных услугах и формах работы.
2. Процедура проведения методики рисуночных метафор «Жизненный путь»
|