![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка эффективности программы групповых занятий по профориентации ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Программа групповых занятий по профориентации «Профессия и Я» была разработана специалистами-психологами Санкт-Петербургской службы занятости И. В. Павловой и С. В Чебура-ховой в 1997 году и предназначалась для интенсификации выбора профессий в соответствии с профессиональными интересами, способностями и спросом на профессии на рынке труда. Программа включала в себя три занятия по три часа каждое и состояла из специальных бесед, упражнений и игр, которые предоставляли участникам группы возможность получить представление о мире профессий и самостоятельно принять решение о соответствии своих личностных особенностей определенной профессиональной среде. Программа прошла апробацию с учащимися старших классов и студентами младших курсов и показала свою эффективность в решении проблем выбора профессии и планирования трудовой деятельности. В качестве одного из критериев оценки эффективности использовалась методика рисуночных метафор «Жизненный путь». Несколько десятков участников групповых занятий выполняли методику непосредственно до и сразу после курса занятий. В Атласе (рис. 35-40) представлены результаты выполнения методики тремя участниками.
Табл. 7. Изменения результатов методики «Жизненный путь» в процессе групповых занятий по профориентации
Как мы видим, участие в групповых занятиях по профориентации может приводить участников не только к позитивным изменениям, связанным с расширением представлений о себе, своих возможностях, этапах профессиональной карьеры, как в случях Анны и Елены. Некоторые участники в результате занятий могут испытывать испуг, панику, усиление тревожных и депрессивные переживания, как это произошло с Виталием. В этом случае методика рисуночных метафор «Жизненный путь» позволяет отследить изменения представлений и переживаний клиентов, выявить круг клиентов, нуждающихся в дополнительной психологической коррекции, и своевременно принять решение о необходимости индивидуальных консультаций.
Литература 1. Buck J. House-tree-person drawing technique. // Contribution toward Midical Psychological. - N.Y., 1953. 2. Goodenough G., Harris D. B. Studies in psychologies of children's drawings. - II. 1928-1949. // Psychol. Bull. - 1950. - Vol. 47. 3. Harris D. B. Children's drawings as measures of intellectual maturity. - N.Y., 1963. 4. Koch Ch. Le fast de I'arbe. - L, 1958. 5. Machover K. Human figure drawings of children.//J. of Projective Technique. - 1953. - Vol. 3. 6. Mira i Lopez E. Le psychodiagnostic myokinetique. - Paris, 1963. 7. Vahamottonen T. Reframing career counselling in terms of counsellor-client negotiations. - Joensuu, 1998. 8. Берне Р. С, Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи. -М.: Смысл, 2000. 9. Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 2000. 10. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. 11. Хоментаускас Г. Т. Методика «Рисунок семьи». // Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М:, МГУ, 1987. - С. 206-221.
|