Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка эффективности программы групповых занятий по профориентации
Программа групповых занятий по профориентации «Профессия и Я» была разработана специалистами-психологами Санкт-Петербургской службы занятости И. В. Павловой и С. В Чебура-ховой в 1997 году и предназначалась для интенсификации выбора профессий в соответствии с профессиональными интересами, способностями и спросом на профессии на рынке труда. Программа включала в себя три занятия по три часа каждое и состояла из специальных бесед, упражнений и игр, которые предоставляли участникам группы возможность получить представление о мире профессий и самостоятельно принять решение о соответствии своих личностных особенностей определенной профессиональной среде. Программа прошла апробацию с учащимися старших классов и студентами младших курсов и показала свою эффективность в решении проблем выбора профессии и планирования трудовой деятельности.
В качестве одного из критериев оценки эффективности использовалась методика рисуночных метафор «Жизненный путь». Несколько десятков участников групповых занятий выполняли методику непосредственно до и сразу после курса занятий. В Атласе (рис. 35-40) представлены результаты выполнения методики тремя участниками.
Табл. 7. Изменения результатов методики «Жизненный путь» в процессе групповых занятий по профориентации
| Участник группы
| Характеристики изображения до занятий по профориентации
| Характеристики изображения после занятий по профориентации
| Изменения состояния
| | Анна
| Изображение в верхней
части листа.
Многократная повторная
обводка сумки с багажом
и рук путника, а также
забора, препятствующего
движению.
Обозначение себя.
Перечень ресурсов:
знания.
Перечень препятствий:
непонимание, несправед-
ливость, серая действи-
тельность.
Подъем вверх
по лестнице.
В конце пути - одна
дверь.
Перечень целей: успех,
власть, большой круг
общения, друзья, семья.
| Изображение в центре листа.
Повторная обводка только
фигуры путника.
Ресурсы распределены вокруг
фигуры путника.
Перечень ресурсов: желание,
способности, возможности,
терпеливость, настырность,
целеустремленность, море
друзей.
Стрелка, указывающая направле-
ние движения.
Забор-препятствие обозначен
небольшой тонкой линией.
Перечень препятствий: недоста-
ток знаний и опыта, неудачи.
Отсутствие подъема.
Большое количество последова-
тельных дверей на пути.
Промежуточные цели: работа,
дающая опыт, навыки и знания.
Конечная цель: желаемая работа,
карьера, деньги.
| Большая
уравновешен-
ность.
Меньшая
озабоченность
и фиксация
внимания на себе,
ресурсах и
препятствиях.
Большее желание
двигаться вперед.
Изменение
представлений
о содержании
ресурсов,
препятствий
и целей.
Разделение целей
на ближайшие и
КПНРЧНЫР
i4UnCinOICi
| | Елена
| Изображение в левой
| Изображение занимает весь лист.
| Уменьшение
| |
| верхней части листа и
| Начало пути - школа.
| заторможенности
| |
| занимает четверть
| Двойная стрелка вперед.
| и повышение
| |
| площади.
| Акцентирование знаком вопроса
| уравновешенности.
| |
| Начало пути - детский
| и жирными стрелками точки
| Большая
| |
| сад.
| выбора между нормальной
| ориентация
| |
| Одиночная стрелка
| работой, учебой в институте и
| в будущее.
| |
| вперед.
| учебой на курсах.
| Большее
| |
| Выбор пути ограничен
| Подчеркивание препятствия
| напряжение в
| |
| учебой, для которой нет
| на пути к нормальной работе и
| процессе выбора,
| |
| средств, и работой, для
| учебе в институте.
| повышение
| |
| которой нет образования.
| Промежуточный ресурс - биржа.
| значимости проблемы.
| |
|
| Детализация обходного маршру-
| Расширение
| |
|
| та: промежуточная учеба на
| возможностей
| |
|
| курсах, промежуточная работа,
| выбора и
| |
|
| улучшение финансов для
| представлений
| |
|
| получения образования, учеба в
| о ресурсах.
| |
|
| институте, желаемая работа.
|
| |
|
|
| Детализация
| |
|
| Весь маршрут отмечен стрелками.
| представлений о
| |
|
| Существуют зачеркивания и
| будущей карьере.
| |
|
| исправления на пути между
| Наличие
| |
|
| улучшением финансов и учебой
| промежуточных
| |
|
| в институте.
| этапов пути.
| | Виталий
| Рисунок занимает всю
| Количество деталей сокращается,
они перемещаются в правую
нижнюю часть листа.
Фигура путника на перекрестке и
указатели сильно заштрихованы,
сопровождаются дополнительны-
ми обводками, появляются тени
от фигуры и указателей.
Мысли путника ограничены
пропастью лени и безответствен-
ности и мостом работоспособнос-
ти, которые сильно заштрихованы.
| Падение интереса
к планированию
карьеры.
Усиление
тенденций к
самообвинению
и повышение
зависимости
от окружающих
воздействий.
Появление
страхов перед
выбором и
оценкой своих
возможностей.
| | площадь листа и содержит
| | большое количество
| | деталей.
| | Пронумерованные этапы
| | пути: лестница в небеса,
| | сломанная лестница и
| | падение путника, путник
| | перед перекрестком.
| | Изображение мыслей
| | путника: камень преткно-
| | вения и лужа безысходно-
| | сти (проблема), груз
| | знаний в рюкзаке и посох
| | уверенности (ресурсы),
| | преодоление горных
| | утесов (действия) и полет
| | на космическом челноке,
| |
| символизирующий достижение мечты.
Наиболее плотно заштриховано преодоление горных утесов.
| | | | | | | | Как мы видим, участие в групповых занятиях по профориентации может приводить участников не только к позитивным изменениям, связанным с расширением представлений о себе, своих возможностях, этапах профессиональной карьеры, как в случях Анны и Елены. Некоторые участники в результате занятий могут испытывать испуг, панику, усиление тревожных и депрессивные переживания, как это произошло с Виталием. В этом случае методика рисуночных метафор «Жизненный путь» позволяет отследить изменения представлений и переживаний клиентов, выявить круг клиентов, нуждающихся в дополнительной психологической коррекции, и своевременно принять решение о необходимости индивидуальных консультаций.
Литература
1. Buck J. House-tree-person drawing technique. // Contribution toward Midical Psychological. - N.Y., 1953.
2. Goodenough G., Harris D. B. Studies in psychologies of children's drawings. - II. 1928-1949. // Psychol. Bull. - 1950. - Vol. 47.
3. Harris D. B. Children's drawings as measures of intellectual maturity. - N.Y., 1963.
4. Koch Ch. Le fast de I'arbe. - L, 1958.
5. Machover K. Human figure drawings of children.//J. of Projective Technique. - 1953. - Vol. 3.
6. Mira i Lopez E. Le psychodiagnostic myokinetique. - Paris, 1963.
7. Vahamottonen T. Reframing career counselling in terms of counsellor-client negotiations. - Joensuu, 1998.
8. Берне Р. С, Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи. -М.: Смысл, 2000.
9. Маховер К. Проективный рисунок человека. - М.: Смысл, 2000.
10. Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992.
11. Хоментаускас Г. Т. Методика «Рисунок семьи». // Общая психодиагностика. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М:, МГУ, 1987. - С. 206-221.
|