Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие принципы обсуждения результатов
В основе обсуждения результатов методики рисуночных метафор «Жизненный путь» лежит принцип аналогии между изображаемыми персонажами и автором изображения. Иными словами, изображение жизненного пути представляет метафорическую модель реального жизненного пути клиента. Термин «метафора» (от греч. metaphora - перенесение) означает образное сравнение, уподобление одного явления другому. Между элементами изображения, с одной стороны, и лицами, действиями, объектами и событиями подлинной жизни клиента, с другой стороны, может существовать некоторое соответствие. И если мы в состоянии выявить отношение клиента к тем или иным деталям изображения, то мы можем предположить, что его отношение к аналогичным предметам или явлениям в реальной жизни имеет сходный характер. Основной стратегией обсуждения результатов методики является выявление целей, проблем и ресурсов клиента через цели, проблемы и ресурсы персонажа. Таким образом, тремя главными задачами обсуждения является помощь клиенту в выяснении: • собственных целей клиента, того, к чему он стремится, что для него является наиболее важным в жизни; • содержания проблем клиента, препятствий, того, что мешает ему достичь поставленных целей; • ресурсов клиента, его возможностей, того, что могло бы помочь ему в достижении целей, способов и вариантов решения проблем. Содержание обсуждения, не связанное, так или иначе, с данными тремя задачами, может затягивать процесс консультирования и уводить его в сторону, то есть снижать его эффективность. Поэтому периодически в процессе обсуждения следует задавать себе вопрос: «Какую задачу я решаю?» В качестве основной тактики является последовательность обсуждения от изображения (метафоры) к реальным переживаниям и поведению клиента. В любом случае сначала с клиентом обсуждаются особенности изображения, затем консультант использует один из показателей изображения для того, чтобы перейти к обсуждению реальных отношений клиента. В этом случае клиент, как правило, не замечает, в какой момент он начал говорить не о том, что изображено, а о том, что он на самом деле чувствует или хочет. В результате облегчается процесс обсуждения проблем клиента, в том числе и тех, которые при других условиях могли бы сопровождаться негативными или даже болезненными переживаниями. Использование в начале беседы с клиентом рисуночных метафор позволяет избежать излишней тревоги и сопротивления клиента, поскольку ситуация не воспринимается им как угрожающая. Напротив, опыт показывает, что клиент может испытывать повышенный интерес, удивление и даже радостные чувства, которые повышают его готовность к откровенному обсуждению его подлинных переживаний и отношений. Таким образом, клиент может не только по-новому увидеть свои проблемы и способы их разрешения за счет подключения фантазии и творческого воображения, но и получить от этого дополнительное удовольствие. Модель обсуждения зависит от того, какие показатели используются для беседы с клиентом: формальные или содержательные. Однако независимо от модели обсуждение начинается с общих вопросов клиенту, направленных на достройку метафоры. В процессе достройки метафоры консультант уточняет содержание изображения в целом и отдельных его деталей, а клиент активно включается в процесс, актуализирует механизмы фантазии, при необходимости в воображаемом плане дополняет недостающие детали. В качестве примера помощи клиенту в достройке метафоры можно использовать следующие вопросы: • Какое название Вы могли бы придумать для этой картины? Что выражает это название? Какие чувства оно вызывает? • Что может увидеть и понять другой человек, взглянув на эту картину? Какие чувства и мысли может вызвать у него эта картина? Чему она может научить другого человека? • Если бы Вы рисовали жизненный путь через 10 лет, то чем отличался бы Ваш рисунок от этого? Что исчезло бы? Что появилось бы нового? • Чем отличаются прошлый путь, настоящее и будущее путника? Что общего между ними? • В какой части своего жизненного пути путник наиболее счастлив, переживает радость? Почему? Благодаря каким условиям? Что этому способствует? • Какова цель этого пути? К чему стремится путник? Чего он хочет достичь? Как он узнает, что его цель достигнута? • Что может помешать путнику? С какими препятствиями он может встретиться на своем пути? • Что ему необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Каковы условия, средства, возможности? • Каков план его маршрута? Не могли бы Вы назвать основные ориентиры, этапы, переходы, остановки? • В чем он наиболее нуждается в данный момент? Карта? Проводник? Аптечка? Инструменты? Снаряжение? Одежда? Еда? Попутчик? Оружие? Количество, состав и последовательность вопросов не являются стандартными, они могут определяться консультантом, исходя из его опыта, привычек, субъективных предпочтений, особенностей изображения, состояния клиента, содержания его проблем и т. д. Достройка метафоры заканчивается, когда консультант выясняет общий смысл изображения и смысл непонятных для него деталей, а клиент вживается в образ. Уже на этом этапе в сознании клиента может произойти понимание некоторых особенностей его поведения, переживаний, отношений и проблем. Далее начинается обсуждение более конкретных и частных результатов с целью уточнения и углубления понимания. Происходит это обсуждение циклически. Консультант обращает внимание клиента на какой-либо формальный или содержательный показатель изображения, деталь, признак или особенность изображения. Конкретные варианты дебютов обсуждения по каждому показателю представлены в четвертом столбце «Возможные замечания и вопросы» таблиц 4-6. Если это формальный показатель, то относительно него: 1. задаются вопросы о причинах этого показателя, типа: «Чем вызвано возникновение этого показателя?», «Что помешало клиенту действовать иначе?», «Что случилось бы, если бы клиент действовал иначе?» Целью этих вопросов является выявление и обсуждение чувств клиента, возникающих в процессе рисования; 2. задаются вопросы, направленные на выяснение других ситуаций, в которых возникают подобные чувства, типа: «Когда и где, в каких еще случаях клиент чувствует то же самое?», «К чему это приводит?» Обсуждение содержания ситуаций, приводящих к возникновению этих чувств, последствий и значения этих чувств помогает клиенту понять, что именно его собственные чувства и переживания являются основным источником проблем и в то же время ресурсом, помогающим решать другие проблемы. Если это содержательный показатель, то относительно соответствующей детали: 1. задаются вопросы о том, какой смысл имеет соответствующая деталь, типа: «Что означает эта деталь для персонажа?» Целью является выяснение того, является ли данная деталь для персонажа источником проблем или ресурсом; 2. по возможности выясняется альтернативный смысл этой же детали: «Что еще значит эта деталь для персонажа?» Целью является формирование представления клиента о том, что одно и то же явление может рассматриваться одновременно и как источник проблем, и как ресурс; 3. устанавливается аналогия данной детали с условиями реальной жизни клиента: «Чему или кому соответствует эта деталь в жизни клиента?» Обсуждается, как воспринимаются клиентом эти реальные условия, как препятствующие или как способствующие достижению целей. Целью обсуждения является расширение представлений клиента как о причинах проблем, так и о способах их решения. Обсуждение формального или содержательного показателя с клиентом прекращается в следующих случаях: • получение некоторого позитивного результата; • исчерпание темы без достижения заметного результата; • возникновение сопротивления клиента, которое может быть вызвано негативными переживаниями в связи с этой темой и может проявляться в отказе от обсуждения или попытке переключиться на другую тему. После этого выбирается другой показатель для обсуждения и цикл повторяется. Таким образом, в течение консультационной сессии может использоваться достаточно большое количество подобных циклов обсуждения, соответствующих различным показателям и темам изображения. Основаниями для завершения обсуждения результатов методики рисуночных метафор «Жизненный путь» являются: • удовлетворенность клиента; • улучшение понимания клиентом своих целей, проблем и ресурсов; • окончание времени консультационной сессии. Наиболее характерными ошибками, которые допускают консультанты, начинающие работать с методикой рисуночных метафор, являются следующие. • Интерпретация результатов методики, их непосредственное изложение клиенту в готовом виде, вместо того чтобы использовать результаты для повышения творческой активности клиента и предоставления ему условий для самостоятельного решения путем вопросов и совместного обсуждения. Простое изложение результатов тестирования не всегда помогает клиенту понять, а особенно, принять свои подлинные интересы, причины проблем и способы их решения. • Прямое интервью, непосредственное обсуждение с клиентом его интересов, переживаний, поведения, проблем и затруднений без опоры на предварительное обсуждение результатов методики рисуночных метафор. При этом теряются преимущества методики, заключающиеся в визуализации целей, проблем и ресурсов клиента, в структурировании беседы, снятии излишней тревоги и повышении заинтересованности.
|