Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие принципы обсуждения результатов






В основе обсуждения результатов методики рисуночных метафор «Жизненный путь» лежит принцип аналогии между изоб­ражаемыми персонажами и автором изображения. Иными словами, изображение жизненного пути представляет метафо­рическую модель реального жизненного пути клиента. Термин «метафора» (от греч. metaphora - перенесение) означает образ­ное сравнение, уподобление одного явления другому. Между эле­ментами изображения, с одной стороны, и лицами, действиями, объектами и событиями подлинной жизни клиента, с другой сто­роны, может существовать некоторое соответствие. И если мы в состоянии выявить отношение клиента к тем или иным деталям изображения, то мы можем предположить, что его отношение к аналогичным предметам или явлениям в реальной жизни имеет сходный характер.

Основной стратегией обсуждения результатов методики яв­ляется выявление целей, проблем и ресурсов клиента через цели, проблемы и ресурсы персонажа. Таким образом, тремя главными задачами обсуждения является помощь клиенту в выяснении:

• собственных целей клиента, того, к чему он стремится, что для него является наиболее важным в жизни;

• содержания проблем клиента, препятствий, того, что ме­шает ему достичь поставленных целей;

• ресурсов клиента, его возможностей, того, что могло бы помочь ему в достижении целей, способов и вариантов ре­шения проблем.

Содержание обсуждения, не связанное, так или иначе, с дан­ными тремя задачами, может затягивать процесс консультирования и уводить его в сторону, то есть снижать его эффектив­ность. Поэтому периодически в процессе обсуждения следует задавать себе вопрос: «Какую задачу я решаю?»

В качестве основной тактики является последовательность обсуждения от изображения (метафоры) к реальным переживани­ям и поведению клиента. В любом случае сначала с клиентом об­суждаются особенности изображения, затем консультант исполь­зует один из показателей изображения для того, чтобы перейти к обсуждению реальных отношений клиента. В этом случае клиент, как правило, не замечает, в какой момент он начал говорить не о том, что изображено, а о том, что он на самом деле чувствует или хочет. В результате облегчается процесс обсуждения проблем кли­ента, в том числе и тех, которые при других условиях могли бы сопровождаться негативными или даже болезненными пережива­ниями. Использование в начале беседы с клиентом рисуночных метафор позволяет избежать излишней тревоги и сопротивления клиента, поскольку ситуация не воспринимается им как угрожаю­щая. Напротив, опыт показывает, что клиент может испытывать повышенный интерес, удивление и даже радостные чувства, кото­рые повышают его готовность к откровенному обсуждению его под­линных переживаний и отношений. Таким образом, клиент может не только по-новому увидеть свои проблемы и способы их разре­шения за счет подключения фантазии и творческого воображе­ния, но и получить от этого дополнительное удовольствие.

Модель обсуждения зависит от того, какие показатели ис­пользуются для беседы с клиентом: формальные или содержа­тельные. Однако независимо от модели обсуждение начинается с общих вопросов клиенту, направленных на достройку метафо­ры. В процессе достройки метафоры консультант уточняет со­держание изображения в целом и отдельных его деталей, а кли­ент активно включается в процесс, актуализирует механизмы фантазии, при необходимости в воображаемом плане дополня­ет недостающие детали. В качестве примера помощи клиенту в достройке метафоры можно использовать следующие вопросы: • Какое название Вы могли бы придумать для этой картины?

Что выражает это название? Какие чувства оно вызывает?

• Что может увидеть и понять другой человек, взглянув на эту картину? Какие чувства и мысли может вызвать у него эта картина? Чему она может научить другого человека?

• Если бы Вы рисовали жизненный путь через 10 лет, то чем отличался бы Ваш рисунок от этого? Что исчезло бы? Что появилось бы нового?

• Чем отличаются прошлый путь, настоящее и будущее путни­ка? Что общего между ними?

• В какой части своего жизненного пути путник наиболее сча­стлив, переживает радость? Почему? Благодаря каким ус­ловиям? Что этому способствует?

• Какова цель этого пути? К чему стремится путник? Чего он хочет достичь? Как он узнает, что его цель достигнута?

• Что может помешать путнику? С какими препятствиями он может встретиться на своем пути?

• Что ему необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? Каковы условия, средства, возможности?

• Каков план его маршрута? Не могли бы Вы назвать основ­ные ориентиры, этапы, переходы, остановки?

• В чем он наиболее нуждается в данный момент? Карта? Про­водник? Аптечка? Инструменты? Снаряжение? Одежда? Еда? Попутчик? Оружие?

Количество, состав и последовательность вопросов не яв­ляются стандартными, они могут определяться консультантом, исходя из его опыта, привычек, субъективных предпочтений, осо­бенностей изображения, состояния клиента, содержания его про­блем и т. д. Достройка метафоры заканчивается, когда консуль­тант выясняет общий смысл изображения и смысл непонятных для него деталей, а клиент вживается в образ. Уже на этом этапе в сознании клиента может произойти понимание некоторых осо­бенностей его поведения, переживаний, отношений и проблем.

Далее начинается обсуждение более конкретных и частных результатов с целью уточнения и углубления понимания. Проис­ходит это обсуждение циклически. Консультант обращает внима­ние клиента на какой-либо формальный или содержательный по­казатель изображения, деталь, признак или особенность изображения. Конкретные варианты дебютов обсуждения по каждому показателю представлены в четвертом столбце «Возможные за­мечания и вопросы» таблиц 4-6.

Если это формальный показатель, то относительно него:

1. задаются вопросы о причинах этого показателя, типа: «Чем вызвано возникновение этого показателя?», «Что помеша­ло клиенту действовать иначе?», «Что случилось бы, если бы клиент действовал иначе?» Целью этих вопросов является выявление и обсуждение чувств клиента, возникающих в про­цессе рисования;

2. задаются вопросы, направленные на выяснение других си­туаций, в которых возникают подобные чувства, типа: «Ког­да и где, в каких еще случаях клиент чувствует то же самое?», «К чему это приводит?» Обсуждение содержания ситуаций, приводящих к возникновению этих чувств, последствий и значения этих чувств помогает клиенту понять, что именно его собственные чувства и переживания являются основным источником проблем и в то же время ресурсом, помогаю­щим решать другие проблемы.

Если это содержательный показатель, то относительно со­ответствующей детали:

1. задаются вопросы о том, какой смысл имеет соответствую­щая деталь, типа: «Что означает эта деталь для персонажа?» Целью является выяснение того, является ли данная деталь для персонажа источником проблем или ресурсом;

2. по возможности выясняется альтернативный смысл этой же детали: «Что еще значит эта деталь для персонажа?» Целью является формирование представления клиента о том, что одно и то же явление может рассматриваться одновремен­но и как источник проблем, и как ресурс;

3. устанавливается аналогия данной детали с условиями ре­альной жизни клиента: «Чему или кому соответствует эта де­таль в жизни клиента?» Обсуждается, как воспринимаются клиентом эти реальные условия, как препятствующие или как способствующие достижению целей. Целью обсуждения яв­ляется расширение представлений клиента как о причинах проблем, так и о способах их решения.

Обсуждение формального или содержательного показате­ля с клиентом прекращается в следующих случаях:

• получение некоторого позитивного результата;

• исчерпание темы без достижения заметного результата;

• возникновение сопротивления клиента, которое может быть вызвано негативными переживаниями в связи с этой темой и может проявляться в отказе от обсуждения или попытке переключиться на другую тему.

После этого выбирается другой показатель для обсуждения и цикл повторяется. Таким образом, в течение консультационной сессии может использоваться достаточно большое количество подобных циклов обсуждения, соответствующих различным по­казателям и темам изображения.

Основаниями для завершения обсуждения результатов ме­тодики рисуночных метафор «Жизненный путь» являются:

• удовлетворенность клиента;

• улучшение понимания клиентом своих целей, проблем и ресурсов;

• окончание времени консультационной сессии. Наиболее характерными ошибками, которые допускают кон­сультанты, начинающие работать с методикой рисуночных мета­фор, являются следующие.

• Интерпретация результатов методики, их непосредственное изложение клиенту в готовом виде, вместо того чтобы ис­пользовать результаты для повышения творческой активно­сти клиента и предоставления ему условий для самостоя­тельного решения путем вопросов и совместного обсужде­ния. Простое изложение результатов тестирования не все­гда помогает клиенту понять, а особенно, принять свои под­линные интересы, причины проблем и способы их решения.

• Прямое интервью, непосредственное обсуждение с клиентом его интересов, переживаний, поведения, проблем и затруд­нений без опоры на предварительное обсуждение результа­тов методики рисуночных метафор. При этом теряются пре­имущества методики, заключающиеся в визуализации целей, проблем и ресурсов клиента, в структурировании беседы, сня­тии излишней тревоги и повышении заинтересованности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал