Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи и направления работы






ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

 

Санкт - Петербург

 


 

 


Автор:

 

С.В. Кудрина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагоги-ки факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена

 

Рецензенты:

 

Ю.Т. Матасов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедройолигофренопедагогики РГПУ им. А.И.Герцена А.А. Коржова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сурдопедагогикиРГПУ им. А.И. Герцена

 

Т.А. Круглова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогикиРГПУ им. А.И.Герцена

 

З.Б. Полякова, директор специальной(коррекционной)школы-интерната №37VIIIвида Фрунзенского района Санкт-Петербурга, отличник народного просвещения, Заслуженный учитель РФ, председатель Совета директоров коррекционных школ Санкт-Петербурга

 

И.Ю. Иванова, директор специальной(коррекционной)школы-интерната №22 VIIIвида Невского района Санкт-Петербурга

 

Рекомендовано к печати кафедрой олигофренопедагогики факультета коррек-ционной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена

 

 

Рекомендовано к изданию и использованию в специальных (коррекционных) об-разовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт - Петербурга (№ 04-5522/08 от 09.12.2008)

 

Автор выражает благодарность администрации и педагогам коррекционных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, за участие в экспериментальных исследованиях, положенных в основу создания программы, и апробировании ее ма-териалов:

 

· школа-интернат №22 Невского района

· школа-интернат №37 Фрунзенского района

· школа №17 Невского района

 

· школа №502 Кировского района

· ДОУ компенсирующего вида №103 Невского района

· ДОУ компенсирующего вида №5 г.Пикалёво ЛО


 

 


Пояснительная записка

 

Учебный курс «Окружающий мир» изучается на уроках окружающего мира в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида. Данный учебный предмет является пропедевти-ческим к курсу природоведения и базовым учебным дисциплинам основной школы обра-зовательных областей «Естествознанию» и «Обществознанию». В свою очередь сам он связан с соответствующим курсом в дошкольном образовательном учреждении («Фор-мирование представлений о себе и окружающем мире»).

 

 

Основные задачи и направления работы

 

Основная цель курса «Окружающий мир» заключается в коррекции и формировании у учащихся с интеллектуальным недоразвитием младших классов комплекса представ-лений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации жизни ре-бенка понимание и безопасное взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира, подготовку к дальнейшему обучению в рамках образовательных областей «естест-вознание» и «обществознание» в коррекционной школе VIII вида.

 

Реализация цели курса «Окружающий мир» предполагает организацию комплексно-го воздействия, направленного на решение следующих задач:

 

1. Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к учебным заня-тиям.

 

2. Формирование умений:

- выделять интересующий (учебный) объект или явление;

 

- наблюдать, взаимодействовать с объектом или явлением с целью накопления пред-ставлений о нем;

 

- описывать признаки изучаемого объекта или явления, указывая на основные из них;

- делать выводы на основе наблюдения и практических действий;

- использовать полученные результаты в дальнейшей деятельности.

3. Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах

 

и явлениях природного и социального мира, а также простейших взаимосвязях между ни-ми.

 

4. Формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и явлениями природного и социального мира при решении учебно-бытовых задач.

 

5. Формирование умений в устной форме описывать объект или явление, сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь.

 

6. Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное об-щение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социаль-ного мира.

 

Поставленные задачи ориентируют работу учителя в нескольких взаимосвязанных направлениях:

 

Образовательное направление.

 

Активное и сознательное включение человека в самостоятельную жизнь обеспечи-вается, в числе прочего, наличием комплекса точных представлений об объектах и явле-ниях природного и социального мира (далее: объекты изучения), взаимосвязей между ними. Показателем сформированности таких представлений служит умение ими опери-ровать.

Курс «Окружающий мир» ориентирован на накопление детьми комплекса пред-ставлений об объектах и явлениях непосредственно окружающих ребенка, и об объек-тах, обеспечивающих формирование общей, упрощенной, но разносторонней картины современной действительности. Особое внимание в этой работе обращено на формиро-вание практически значимых для ребенка конкретного возраста умений взаимодейство-вать с объектами изучения.


 


В основе работы в образовательном направлении лежит продолжение начатой в ДОУ работы по формированию и коррекции сенсорной культуры ребенка: накопление им чувственного опыта, уточнение и дифференциация образов восприятия, обобщение и формирование на этой базе представлений о предметах и явлениях окружающей дейст-вительности. Представления являются базовой формой существования знаний (помимо понятий и сведений), формируемой в начальных классах коррекционной школы.

 

Сенсорное развитие тесно связано с формированием мышления, внимания, памя-ти, речи. Поэтому достаточный уровень сенсорного развития ребенка является необхо-димой базой для дальнейшего формирования умений выделять учебный объект, произ-вольно концентрировать и удерживать на нем внимание, соотносить увиденное с воспри-нятым ранее, анализировать, обобщать, классифицировать и сравнивать объекты.

 

Систематическая работа в образовательном направлении позволяет формировать любознательность и наблюдательность учащихся – основу более полного и глубокого оз-накомления и понимания окружающей действительности.

 

Коррекционно-развивающее направление.

Качество произвольного оперирования представлениями связано с состоянием устной речи детей. Овладевая речью, ребенок устанавливает связь между словом и об-разом предмета, слово приобретает для него смысл, появляется возможность пользо-ваться речью и понимать обращенную речь. В связи с этим особое внимание в программе уделено развитию устной речи детей в следующих направлениях:

 

- расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ребенка соответственно его возрасту (умения знакомиться и представляться (называть свои имя, фамилию и класс); обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги; корректно формулировать просьбу или отказ; описывать необходимый ему предмет и др.);

 

- накопление тематического словаря в рамках изучаемых естествоведческих и обще-ствоведческих тем;

 

- формирование умения составлять связные повествовательные и описательные уст-ные высказывания;

 

- обучение участию в беседе (формирование умений отвечать на вопросы полными осмысленными ответами, задавать вопросы, формулировать просьбы и инструкции, рас-сказывать о сделанном, проводить элементарные обобщения).

 

Накопление определенного комплекса знаний и умений не может являться конеч-ной целью обучения в коррекционной школе. Важно, чтобы ребенок умел ими пользо-ваться, чтобы при работе в данной образовательной области происходило изменение, совершенствование самого ученика, коррегировались недостатки его развития, накапли-вался опыт взаимодействия с окружающим миром, обеспечивалась подготовка к само-стоятельной жизни. Для достижения положительных результатов в этом направлении в процессе изучения содержания учебного предмета организуется коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, проводится работа по формированию уверенно-сти в себе и самостоятельность.

 

Воспитательное направление.

 

Специфика курса «Окружающий мир» позволяет в качестве одного из приоритет-ных направлений выдвинуть воспитательную работу средствами учебного предмета.

 

На материале курса проводится систематическое гражданское воспитание учащих-ся. В этой связи дети знакомятся с жизнью своего района, населенного пункта, всей стра-ны. Учатся понимать и использовать в самостоятельных высказываниях слова «город», «поселок», «село», «деревня», «населенный пункт», «столица», «страна», «Родина». Знакомятся с Гимном, Флагом и Гербом нашей Родины, ее Президентом, по возможности, руководителем региона, выдающимися гражданами страны и своего региона. Учащиеся учатся ценить красоту и богатство природы родного края и страны. Знакомятся с наибо-лее известными памятниками природы и культуры. Узнают о праздниках: государствен-ных, региональных, семейных, главных религиозных (Рождество), основных обрядах, свя-занных с памятными датами, традициях празднования. Также дети учатся организовы-


 


вать свои действия в соответствии с содержанием праздников (Новый год, 9 мая, День рождения и др.).

 

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с разнообразными профессиями. Для этого организуются экскурсии в учреждения и на предприятия, проводятся имитаци-онные и деловые игры в школе.

 

Параллельно с работой в рамках гражданского воспитания реализуются и задачи эстетического воспитания учащихся. При знакомстве с природными и социальными объ-ектами ведется формирование умений видеть (подмечать) удивительное и интересное. Для этого организуются экскурсии в музеи и на природу. Дети знакомятся с художествен-ными произведениями, музыкой, репродукциями картин, народными промыслами. Школь-ники делают зарисовки, составляют коллекции, проводят конкурсы работ, в процессе ко-торых их внимание обращается не только на правильность, но и на эстетическое оформ-ление работы. Вместе с этим школьников учат замечать красоту и удивительность кон-кретных явлений природы. Знакомят с художественными фотографиями фотографов-натуралистов. Безусловную пользу оказывает вовлечение самих учащихся и их родите-лей в подобную деятельность в процессе внеурочной и внеклассной работы по предмету.

 

При изучении курса «Окружающий мир» отдельным интегративным направлением работы является формирование элементов экологической грамотности учащихся, таких как:

 

- элементарные представления об объектах, явлениях окружающего мира и взаи-мосвязях между ними, представления о единстве природного и социального мира;

 

- простейшие умения организовывать безопасное взаимодействие с окружающим

миром;

 

- осознанное, ценностное, бережное отношение к изучаемым объектам и явлениям природы, жизни людей;

 

- понимание смысла природоохранительной работы человека и желание прини-мать в ней посильное участие.

 

Реализация поставленных задач обучения на уроках окружающего мира является результатом обучения. Степень полноты реализации задач в отношении каждого ребенка есть его достижения. Поэтому критерии оценки степени реализации поставленных задач являются критериями оценки достижений ребенка. В качестве таких критериев могут быть приняты:

 

1. Наличие интереса к содержанию занятий, процессу и результату своей деятельно-сти на занятиях.

 

2. Владение комплексом представлений об объектах изучения и взаимосвязях меж-ду ними.

 

3. Владение практическими умениями взаимодействовать с объектами изучения в учебно-бытовых ситуациях.

 

4. Проявление активности и самостоятельности в работе на уроке, в применении сформированных знаний и умений при решении новых учебных и учебно-бытовых за-дач.

 

 

Структура и содержание программы

 

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учтены современные научные знания и требования жизни общества; особенности познавательной, эмоционально-волевой сфер и учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недо-развитием.

 

Структура курса представлена следующими разделами: «природа» (неживая при-рода и живая природа) и «общество» (человек, ближайшее окружение, дальнее окруже-ние, рукотворные предметы (вещи)). Разделы «временные представления» и «безопас-ное поведение» (в том числе и гигиена) рассматриваются как интегративные, обеспечи-


 


вающие взаимосвязь всего содержания, его практическую направленность и возмож-ность формирования умений.

 

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации периода предварительного ознакомления с объектами изучения. В этот период дети взаимодействуют в условиях специально организованного, целенаправленного воспри-ятия с объектом будущего изучения, «сталкиваются» с ним в жизни, выделяют его из общего фона других предметов или получают готовые сведения о нем. Прочность же ус-воения в значительной мере зависит от качества и количества повторений и обобщений изучаемого материала. Исходя из сказанного, все содержание программы условно можно разделить на блоки: ознакомительный, учебный, закрепления.

 

Ознакомительный блок объединяет темы, в ходе изучения которых формируются начальные представления или даются готовые сведения. На их базе в дальнейшем стро-ится более глубокое изучение учебного объекта. Наряду с объектами, предлагающимися для последующего более детального изучения, в этот блок объединены объекты, углуб-ленное изучение которых не предусмотрено в рамках данного курса, но которые необхо-димы ребенку для понимания происходящих явлений его жизни. Представления о таких объектах обеспечивают преемственность между содержанием предшествующих и после-дующих учебных дисциплин и способствуют расширению кругозора ребенка.

Обучающий блок составляет основную часть занятий курса, где объединены темы, полно раскрываемые в рамках курса «Окружающий мир». Он представлен либо отдель-ными уроками, либо группами занятий по одной теме.

Блок закрепления многолик: он реализуется через этапы учебных занятий, отдель-ные уроки («Повторение»), и целые интегративные темы («Временные представления» и «Безопасное поведение»).

Иллюстрируя выделенные блоки, приведем пример:

 

В первом классе тема «Школа» представлена ознакомлением с внешним видом своей школы, элементарной ориентировкой около своего класса. Во втором и третьем классах – эта тема расширяется и углубляется: обсуждаются адрес школы, путь от школы до дома, пришкольная территория, улица около школы, профессии людей, работающих в школе, конструируется экскурсия по своей школе и рассказ о школе вообще, формируе-мые представления обобщаются до уровня представлений о школе, как об особом учре-ждении.

 

Тема «Космос» раскрывается иначе. На отдельных уроках в третьем классе дети изучают праздник «День космонавтики». Им сообщаются некоторые элементарные све-дения о космосе (безвоздушном пространстве, космических телах: Солнце, Земле, Луне). Тема в данном курсе не развивается. Ее значение для обучения ребенка связано с при-родоведением, где данные вопросы являются предметом более детального изучения.

 

Весь материал программы для его практического использования перераспределен

 

с учетом принципа изучения окружающего мира в единстве его составляющих, краевед-ческого подхода в обучении, принципа сезонности, характерных особенностей структуры календарно-тематического планирования. Согласно этому весь изучаемый материал группируется по темам с учетом возможности его предъявления в натуральном виде для наблюдения и практического взаимодействия, привлечения опыта детей в соответствии с имеющим место в данный момент сезоном года.

 

В качестве примера к каждому году обучения приведено календарно-тематическое планирование. Перечисленные объекты изучения (например, комнатные растения, звери и птицы) могут быть заменены другими родственными объектами, более типичными для конкретных условий, нежели указанные в программе. Выбирая объекты для изучения, нужно учитывать возможность их наблюдения в естественной обстановке, наличие у де-тей опыта наблюдения или взаимодействиям с выбранными объектами, яркость, типич-ность объекта и удобство проведения наблюдения и анализа полученной информации.

 

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисци-плинам, который выдвигает на первый план:

 

- полисенсорное восприятие объектов;


 


- практическое взаимодействие детей со всеми учебными объектами, по возможности в реальном виде и в реальных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

 

- накопление представлений и сведений об объектах через взаимодействие с различ-ными источниками знаний (речью учителя, экскурсовода, родителей, приглашенных спе-циалистов (врачами и т.д.), средствами массовой информации, печатными источниками знаний, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения имитированных проблемных ситуаций и т.п.

 

- закрепления представлений и накопление опыта взаимодействия с объектами изу-чения через игру.

 

Поэтому в методическом пособии мы приводим перечень возможных форм органи-зации процесса обучения, обеспечивающих в каждом классе организацию доступной учащимся деятельности по взаимодействию с учебными объектами с целью их изучения.

 

Несмотря на то, что специфика обучения детей с интеллектуальным недоразвитием характеризуется постоянным обращением к уже изученному, повторению, закреплению, связыванию воедино нового и усвоенного материала, содержание программы изложено таким образом, чтобы на каждом году обучения учитель имел возможность увидеть то новое, что отличает его от предыдущего. Такой подход обеспечивает более четкое вос-приятие последовательности усложнения, расширения, углубления учебного содержания, изложенного в программе, а преемственность тем каждого года обучения подчеркивает необходимость проведения параллелей между учебным содержанием всех лет обуче-ния.

 

Структура программы призвана помочь учителю расставить акценты при отборе и систематизации материала так, чтобы ребенок увидел связь между отдельными предме-тами и явлениями, различными сферами жизни, чтобы на различных занятиях курса он имел возможность многократно повторять изученный материал, опираясь на имеющиеся представления и сформированные действия.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал