Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы конфликтологии 88
ются другим, то такое состояние чревато конфликтами. Отношения господства как права одних властво Биполярная социальная структура общества — крайний вариант ее асимметричного строения. Классовый конфликт — ее существенный признак. В таком направлении движется в настоящее время российское общество, становясь все более неоднородным, антагонистически-противоречивым. Социально неоднородная структура общества, существующее социальное неравенство содержит в себе противоречие, прямо не связанные с отношениями господства и подчинения, а обусловленные различиями в удовлетворении жизненно необходимых потребностей. Уровень удовлетворения базовых потребностей, отмечает Здравомыслов А.Г., неоди- 89 ____________ Лекция 3 наков; в обществе имеет место подавление некоторых потребностей у тех или иных групп населения. Имеются в виду потребности в пище, жилище, в трудовой деятельности, необходимой для жизнеобеспечения, в самовыражении, в элементарных социальных правах и свободах и др. Естественно, люди стремятся к нормальной жизнедеятельности, неудовлетворенные потребности оказываются в сфере интересов. Формируются группы с такими интересами. При определенных условиях они институ-ционализируются, обретают свои организации. Отсюда вырастает соперничество за доступ к благам, власти. Соперничество развивается в конфликт. Автор ссылается на Питирима Сорокина, который демонстрирует такой подход при характеристике причин конфликтов и революций. «Непосредственной предпосылкой всякой революции, — писал П.Сорокин, — всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения... Если пищеварительный рефлекс доброй части населения «подавляется» голодом, то налицо одна из причин восстаний и революций; если подавляется инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, то налицо другая причина революции... Если «подавляются» собственнические инстинкты масс, господствует бедность и лишения... то мы имеем еще одну причину революции.»2 Корифей американской социологии в данных рассуждениях не оригинален. Инстинктами объяснял конфликты в обществе итальянский политолог Г. Москва. Людям «присуща естественная склонность к борьбе»... «Составляющие группу индивиды испытывают взаимное чувство братства и общ- Основы конфликтологии 9О ности и проявляют свои воинственные инстинкты по отношению к тем, кто входит в другие группы. Этот инстинкт стадности, борьбы против других групп является первопричиной и естественным основанием внешних конфликтов между различными обществами; он же лежит в основе создания всех образований и подразделений — всех фракций, сект, партий... возникающих в данном обществе и вызывающих не только «моральные конфликты».3 Едва ли корректно объяснять социальные конфликты и, тем более, революции только инстинктами. У большей части населения Земли «базовые инстинкты» подавляются, тем не менее революции в большинстве стран, где господствует «бедность и лишения», не совершаются. Конечно, роль инстинктов в возникновении определенных конфликтов, скажем, национальных или семейных, отрицать нельзя, хотя решающее значение в их возникновении все же принадлежит социальным факторам, в частности, неудовлетворенным социальным потребностям. Ведь и инстинкты у человека очеловечиваются, наполняются социальным содержанием и, как правило, скрыты за социальной формой, связаны с интересами, стремлениями, ожиданиями, претензиями и т.п. Социальное неравенство порождает широкое многообразие конфликтов, поскольку образует питательную базу для формирования противоречивых интересов, ценностей и образов жизни. Каким бы ни было нежелательным явлением для большинства народа неравенство, оно реальность. Человечество всегда стремилось ограничить неравенство. Свою мечту оно выразило в религиозном веровании о равенстве всех перед богом, в социалистической идее уничтожения эксплуатации человека человеком и
|