Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конфликтологии 88






ются другим, то такое состояние чревато конфлик­тами.

Отношения господства как права одних властво­
вать над другими были и остаются характерными
для всех общественных систем. Они по природе сво­
ей противоречивы, являются базой для конфликта.
Отношения господства составляют механизм раз­
личных форм социальной власти. Они обусловли­
вают асимметрию социальной структуры общества,
иначе говоря, социальное неравенство, выражаю­
щееся в разделении общества на господствующее
меньшинство и подчиненное большинство. Отноше­
ние господства может восприниматься большин­
ством как норма, в силу традиции, закрепления
правом, освещения авторитетом вождя, элиты, на­
конец, идеологии. И тогда конфликтность существу­
ет лишь в потенции, только как функциональное и
структурное противоречие. В случае ограничения
или утери легитимности (признания большинством)
данной системы господства противоречия этой сис­
темы развиваются в конфликт или в цепь конфлик­
тов.

Биполярная социальная структура общества — крайний вариант ее асимметричного строения. Классовый конфликт — ее существенный признак. В таком направлении движется в настоящее время российское общество, становясь все более неодно­родным, антагонистически-противоречивым.

Социально неоднородная структура общества, существующее социальное неравенство содержит в себе противоречие, прямо не связанные с отноше­ниями господства и подчинения, а обусловленные различиями в удовлетворении жизненно необходи­мых потребностей. Уровень удовлетворения базовых потребностей, отмечает Здравомыслов А.Г., неоди-


89 ____________ Лекция 3

наков; в обществе имеет место подавление некото­рых потребностей у тех или иных групп населения. Имеются в виду потребности в пище, жилище, в трудовой деятельности, необходимой для жизне­обеспечения, в самовыражении, в элементарных со­циальных правах и свободах и др. Естественно, люди стремятся к нормальной жизнедеятельности, неудовлетворенные потребности оказываются в сфе­ре интересов. Формируются группы с такими инте­ресами. При определенных условиях они институ-ционализируются, обретают свои организации. От­сюда вырастает соперничество за доступ к благам, власти. Соперничество развивается в конфликт. Ав­тор ссылается на Питирима Сорокина, который де­монстрирует такой подход при характеристике при­чин конфликтов и революций. «Непосредственной предпосылкой всякой революции, — писал П.Соро­кин, — всегда было увеличение подавленных базо­вых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетво­рения... Если пищеварительный рефлекс доброй части населения «подавляется» голодом, то налицо одна из причин восстаний и революций; если по­давляется инстинкт самосохранения деспотически­ми экзекуциями, массовыми убийствами, то нали­цо другая причина революции... Если «подавляют­ся» собственнические инстинкты масс, господствует бедность и лишения... то мы имеем еще одну при­чину революции.»2

Корифей американской социологии в данных рассуждениях не оригинален. Инстинктами объяс­нял конфликты в обществе итальянский политолог Г. Москва. Людям «присуща естественная склон­ность к борьбе»... «Составляющие группу индиви­ды испытывают взаимное чувство братства и общ-


Основы конфликтологии 9О

ности и проявляют свои воинственные инстинкты по отношению к тем, кто входит в другие группы. Этот инстинкт стадности, борьбы против других групп является первопричиной и естественным основани­ем внешних конфликтов между различными обще­ствами; он же лежит в основе создания всех обра­зований и подразделений — всех фракций, сект, партий... возникающих в данном обществе и вызы­вающих не только «моральные конфликты».3

Едва ли корректно объяснять социальные конф­ликты и, тем более, революции только инстинкта­ми. У большей части населения Земли «базовые инстинкты» подавляются, тем не менее революции в большинстве стран, где господствует «бедность и лишения», не совершаются. Конечно, роль инстинк­тов в возникновении определенных конфликтов, ска­жем, национальных или семейных, отрицать нельзя, хотя решающее значение в их возникновении все же принадлежит социальным факторам, в частности, неудовлетворенным социальным потребностям. Ведь и инстинкты у человека очеловечиваются, на­полняются социальным содержанием и, как прави­ло, скрыты за социальной формой, связаны с инте­ресами, стремлениями, ожиданиями, претензиями и т.п.

Социальное неравенство порождает широкое многообразие конфликтов, поскольку образует пи­тательную базу для формирования противоречивых интересов, ценностей и образов жизни. Каким бы ни было нежелательным явлением для большинства народа неравенство, оно реальность. Человечество всегда стремилось ограничить неравенство. Свою мечту оно выразило в религиозном веровании о ра­венстве всех перед богом, в социалистической идее уничтожения эксплуатации человека человеком и



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал