Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы конфликтологии 92
может согласиться с волей большинства, а может и не согласиться. Решение большинства нередко превращается в диктат его, в тиранию массы, что умело используют тоталитарные режимы. Даже, если демократия реализуется как система и учитываются интересы меньшинства, она остается формой осуществления власти, а стало быть, известного принуждения. Сочетание, согласия и принуждения — ядро властеотношений. Демократия — это определенное состояние взаимодействия государства и гражданского общества, опять-таки основано на противоречиях. Политическая власть стремится распространить свое влияние на все общественные отношения, включая институты гражданского общества. Вместе с тем последние сохраняют свое качество, пока действуют самостоятельно, вне сферы непосредственного влияния государства. В перекрестке этого противоречия постоянно зарождаются конфликты. Полем противоборства в данном случае являются гражданские права человека. А.Турен пишет, что по мере того, как реальность классовой борьбы становится все слабее на Западе, «тема человеческих прав вновь обретает свое значение, возрождая традиционную борьбу гражданского общества... против государства...». Борьба «гражданина против государства превалирует сегодня над борьбой рабочего против своего босса».4 В настоящее время, по мнению ряда исследователей, «яблоком раздора», источником конфликтов выступает политическая власть. Через власть, при ее помощи защищаются и реализуются интересы одних групп населения и подавляются интересы других. Роль государственной власти не уменьшается, а возрастает. 93 ____: ___________ Лекция 3 Объективным источником конфликтов выступает ценностно-нормативная система общества. В любом конфликте наряду с борьбой за те или иные блага присутствует соперничество из-за ценностей, в том числе культурных образцов. Изменения, происходящие в обществе, вызывают необходимость в преобразовании нормативно-ценностной системы. Кроме того, в обществе постоянно сосуществуют культура и субкультуры, соперничая между собой. Чем значительнее перемены, тем чаще конфликты. Переходные периоды полны ими. Рушатся старые связи, ценности и нормы; рушатся судьбы многих людей и даже групп, становятся хозяевами жизни другие группы и поколения. В этих условиях неизбежны противоречия между ожиданиями и их реализацией. Несоответствие результатов перемен ожиданиям, разрыв между претензиями и возможностями для их удовлетворения создают конфликтные ситуации. Шахтеры Воркуты, Кузбасса и других регионов страны в начале 90-х годов выступили главной ударной силой против советского строя, госсоциализма. А теперь они конфликтуют с новым политическим режимом, недовольны его деятельностью. Результаты коренных перемен в стране оказались не теми, которых шахтеры ожидали; их претензии не удовлетворены. Источник конфликтов содержится в управленческом процессе. Управление — это выбор альтернатив, мобилизация ресурсов, употребление власти, что означает принуждение управляемых к определенным действиям, ограничение стихийного поведения. В целом процесс управления включает в себя постоянное возникновение и разрешение противоречия между субъектом и объектом управления. А это наполняет управленческую деятельность чередой конфликтов. Основы конфликтологии 94 Объективные причины конфликта многообразны. Их не перечислить. Подчеркнем лишь то, что все эти причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.). Конфликтное отношение характеризуется доминированием субъективной стороны. Субъективные причины и условия — главнейшая составляющая детерминация конфликта. Сюда относятся самые различные формы проявления и функционирования интересов как осознанных потребностей. В западной конфликтологии в большинстве своем превалирует концепция субъективной природы конфликта. Источник последнего сводится в конечном счете к ориентациям и деятельностным установкам самих субъектов. Отсюда подход к разрешению конфликта: необходимость арбитража и баланса интересов во внутреннем мире субъектов.5 Что причиной многих конфликтов, в особенности, межличностных, внутригрупповых, служат отмеченные субъективные факторы, отрицать не приходится. Можно сказать больше, противоречия в ориен-тацйях и установках присутствуют, пожалуй, в совокупности детерминирующих факторов любых общественных конфликтов. Однако не везде они являются определяющими. Чем выше уровень конфликта, чем он масштабнее, тем большее влияние на его возникновение оказывают объективные причины, в частности, надличностные общие потребности и интересы развития. Субъективные представления об одних и тех же ценностях и целях у групп людей с общими интересами зачастую настолько разнятся, что становятся 95 ___________ Лекция 3 противоположными и превращаются в источники антагонистических конфликтов. Так, расхождения в трактовке догматов христианства породили раскол среди его сторонников, в результате чего появились три самостоятельных мировых религии: католицизм, протестантизм и православие. Враждебное отношение их друг к другу на протяжении многих веков нередко перерастало в локальные кровавые конфликты. Кроме того, внутри каждой из этих мировых религий время от времени возникали не менее жестокие конфликты. Таким конфликтом был раскол внутри русской православной церкви, вызванный проведением Никоном церковной обновленческой реформы (XVII в.). Противоречия во взглядах на одни и те же ценности, по поведу одних и тех же целей зачастую порождают конфликты в политических союзах, в общественных объединениях, не говоря уже о межличностных отношениях. В основе известного векового конфликта между коммунистическим и социал-демократическим движениями, идейно-теоретическим источником которых был марксизм, лежат противоположные представления о путях и средствах реализации единой цели — преобразования общества на основе социалистического идеала. Приведенные примеры характеризуют причины реалистических конфликтов (по Козеру), В отличие от них, на базе ложных, превратных представлений, неадекватных ориентации формируются причины и условия нереалистических конфликтов. Последние, однако, при определенной ситуации могут перерасти в действительные, реалистические. В каждом сообществе, в конкретной стране общие причины конфликтов дополняются специфическими и приобретают своеобразие, обусловленное Основы конфликтологии 96 конкретной ситуацией, а также уровнем развития системы. Что касается России, то главные конфликты здесь обусловлены многочисленными противоречиями, оставшимися от госсоциализма и возникшими в результате осуществляющейся капитализации общества. Профессора Семенов Б. и Степанян Ц. пишут, что в российском обществе за последние 15 лет «произошло тройное умножение противоречий» На противоречия между производительными силами и производственными отношениями и другие, сложившиеся к 1985 году, наложилась группа противоречий, вызванных так называемой перестройкой. Это — противоречия между провозглашенным обновлением и реальным разрушением общественного организма; между обещанным обретением людьми свободы и демократии и реально усилившимся отчуждением народа от власти, собственности и др. Был реставрирован антагонизм между просоциалистическими и прокапиталистическими силами. До сих пор и все более остро этот антагонизм составляет стержень и главный узел всех общественных противоречий российского общества. «Тройное умножение» противоречий произошло после августа 1991 года. Множество противоречий дополнилось новыми, еще более острыми, беспощадными антагонизмами: между растущим богатством немногих и усиливающейся нищетой подавляющего большинства; между узкой, элитарной властью и громадной массой людей, еще более отчужденных от властных функций и др. Все это не могло не усилить конфронтацию.6 Если учесть еще имеющиеся в нашем обществе идеологическое и политическое противостояние, связанное со сломом социалистической системы и отрицанием коммунистической идеологии и заменой 97 Лекция 3 ее идеологией антикоммунизма и неолиберализма, да плюс российский менталитет, ориентирующий граждан на полярность позиций и непримиримость взглядов, то структура детерминации конфликтнос-ти российских общественных отношений будет более или менее прояснена. Описанные разнообразные формы детерминации конфликтов достаточно убедительно показывают их закономерность в обществе. Тем не менее было бы заблуждением считать нормой возникновение любого конкретного конфликта. Без доказательства понятно, что преступления, террористические акты, кровопролитные военные столкновения между сообществами людей не есть норма жизни в цивилизованном мире на любом отрезке его развития. В каждом отдельном случае такие конфликты имеют свои причины и применительно к конкретной ситуации могут быть закономерными. В целом же по отношению к данному обществу, стране, объединению людей, организаций и т.п. не всякий конфликт, равно как и противоречие, является нормой и может быть признан закономерным. С точки зрения природы конфликтов, они бывают как закономерными, так и случайными, как реальными, так и порожденными ложным сознанием, как нормой, так и отклонением от нее, наконец, как естественным состоянием общественных отношений, так и их патологией. Таким образом, если конфликт как общественное явление закономерен для социума в целом, то необходимость конкретных коллизий относительна: она определяется характером общества и конкретной исторической ситуацией. В одной ситуации для данного общества данный конфликт необходим, закономерен, в другой — закономерны гармония, интеграция, согласие, а не конфронтация. Кон- Основы конфликтологии 98 фликт и гармония, согласие — неразрывно взаимосвязанные моменты общественной деятельности и отношений. Ни борьба, ни единство общественных субъектов, если их рассматривать в общем историческом процессе, а не в каком-то отдельном, локальном эпизоде, не могут быть.абсолютными; они относительны, постоянно взаимопереходят, меняются местами. Преемственность в общественном процессе обеспечивается единством (гармонией, согласием, интеграцией), переходы от одного состояния к другому — борьбой, конфликтом.
|