Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы конфликтологии____. Исходя из сформулированной выше методологической посылки исследования проблем о несводимости категории права к понятию «юридического»
Исходя из сформулированной выше методологической посылки исследования проблем о несводимости категории права к понятию «юридического», надо признать корректность более широкого определения правового конфликта. Правовой конфликт — это противоборство субъектов права с противоположными пониманием и действиями по отношению к принципам и нормам права с целью изменения своего статуса и юридического состояния. Юридический конфликт — основной, но не единственный вид правового конфликта, равно как юридические принципы и нормы, на почве которых он возникает, не исчерпывают всей совокупности формальных и неформальных правовых норм, действующих в конкретном обществе. В настоящее время, к примеру, возрождается влияние исламского религиозного права, основанного на Коране, даже на политическом пространстве России. Лидеры Чеченской республики провозгласили своей целью создание исламского государства, где высшим правовым законом будет не Конституция РФ, а шариат — свод религиозно-правовых норм, и базирующегося на них института шариатского суда. Основной предмет правового конфликта — принципы и нормы права. Ядро конфликта — противоположное их истолкование и отношение к ним, а также соответствующее поведение субъектов права. Существуют нормы и принципы двоякого характера: юридические, то есть установленные или санкционированные государством, и правила общего характера, сложившиеся в общественной практике, обязательные, но не зафиксированные официально и не санкционированные властью (юридически), являющиеся элементами обычного права. 245 _______ Лекция 6 Правовой конфликт не обязательно связан с нарушением установленного государством правопорядка. По своему содержанию и формам проявления он не сводим к борьбе за противоправное изменение существующей правовой системы, основ государственного устройства. Конфликты подобного рода — лишь один из видов правового, одна из сушествующих форм борьбы субъектов правовых и политических отношений. Следовательно, как и прочие социальные, правовой конфликт не есть какая-то ненормальность, правовая патология, а является вполне естественным элементом процесса функционирования и модернизации данной общественной системы. В истории отечественной науки проблема правового, юридического конфликта (без различения этих терминов) была поставлена философом и теоретиком права Ильиным И.А. В его понимании, это — конфликт между естественным и положительным правом, между «суррогатом» естественного права и объективно значимой идеей права. Это — «борьба за право в объективном смысле — за обновление законов и в субъективном смысле — за поддержание и осуществление справедливых полномочий, обязанностей и запретов».4 Право в объективном смысле суть естественное право; оно выражает природу духовной жизни человека; его можно назвать «вечным» правом, потому что оно сохраняет значе-ние для всех времен и народов. Право в субъективном смысле — это положительное право, «целесообразная форма поддержания естественного права», 5 организованная попытка «формулировать естественное право.» Конкретизация определения конфликта названным автором дается через описание конфликтной Основы конфликтологии 216 ситуации. Последняя характеризуется признанием каждым субъектом двух различных правопорядков сразу: одного, отвергнутого по содержанию, но имеющего положительное значение, а другого, признанного по содержанию, но еще не установленного, не утвержденного, еще не сформулированного, однако верного, имеющего достоинство естественного права.6 Принципиально важны рассуждения Ильина о характере «борьбы за право». Иногда такая борьба воспринимается как правонарушение, как насильственное ниспровержение старого правопорядка. Однако подобное воззрение поверхностно и неверно. Элементы правонарушения и насиль-ственности могут отсутствовать в этой борьбе; наличное правонарушение может быть нарушением не «права вообще», но только положительного права во имя естественного права. Оно может иметь характер деяния, не разрушающего правопорядка, но совершенствующего жизнь в праве и по праву.7 Таким образом, по Ильину, конфликт в праве есть не что иное, как конфликт между объективной и субъективной составляющими права. Такая теоретическая позиция, по нашему мнению, заслуживает признания и остается методологическим ориентиром исследования современной правовой реальности. Другое дело, как понимает русский ученый объективное и субъективное. В этом вопросе следует разобраться, отметив дискуссионные моменты. Объективность правовых норм, по Ильину, означает независимость их от отдельного субъекта: судьи, адвоката, гражданина; это «нерушимость», «непоколебимость» правил и норм от самого их установления до самой их отмены. Право объективно, значит оно не есть продукт «субъективной фан- 247 _______ Лекция 6 тазии», ибо «где же критерии для моего законного права, если содержание правовой нормы лишено объективности, тождественного себе смысла»? Объективность норм права не следует смешивать с его жизненной силой или эффективностью. Объективное знание права в том, что «оно хранит в себе некий верный масштаб и некое верное правило поведения, которое сохраняет свою верность даже тогда, когда люди не знают и не хотят знать.»8 Это правило не исчезает и не умаляется, даже если установленный правопорядок в силу слабости власть предержащих не проводится в жизнь. Призывы права тогда не влияют на поведение людей людей, и они «остаются призывами в пустоте». Итак, объективность права, по Ильину, состоит в том, что оно выражает «природу духовной жизни» людей. Это — «необходимая форма духовного бытия» людей, объективность правовых установлений для каждого отдельного человека, гражданина». Естественное право «совпадает с общим духовным интересом народа и гражданина.»9 Сведение объективности права только к объективности содержания сознания человеческих сообществ, соотнесенного с духом индивида, конечно же, обедняет категорию объективности правовых отношений. Объективная природа духа сама требует объяснения. Предпосылки определенных правил поведения заложены прежде всего в существующих общественных отношениях, в правовой реальности. Безусловно, потребность в регулировании общественных отношений прежде чем реализоваться, в какой-то форме осознается: первоначально на уровне примитивного обыденного правосознания, обычаев, а затем уже в форме взглядов, идей и принципов. Основы конфликтологии 248 Принципы права — его объективные свойства, отражающие потребности общественного развития, государства.10 Они становятся основой установления государством юридических норм и их системы. Объективные потребности общества устанавливают соответствующий тип норм и обычаев. Таковы установления, составившие древний памятник русского права «Русскую правду», явившуюся отражением русского гражданского общества XI-XII вв. В частности, «Русская правда» не знала и не признавала судебного поединка враждующих сторон, заканчивавшегося кровопролитием, а ограничивалась признанием приговора, выносимого судьей-князем. «Эта норма была итогом вековой борьбы православного духовенства против обычая кровавого поединка как «языческого остатка», — отмечал историк Ключевский В. «Юридический обычай и закон — основные формы права. Обычай — первоначальная, естественная форма права, — писал Ключевский. — Закон появляется позже обычая, вначале только дополняет или поправляет его, а потом вытесняет и заменяет новым правилом!»11 Сформулированный законодателем закон по своему объективному свойству тождественен обычаю в том смысле, что отражает потребность общественной жизни данного народа, страны, времени. Законы, вводимые великим преобразователем России Петром I, любившим иностранное, должны были, по его разумению, быть «извлечены» из собственных понятий народа, его нравов, обыкновений, местных обстоятельств (Карамзин). Таким образом, право объективно прежде всего по своему источнику, поскольку его корни заключены в необходимости регулирования взаимоотношений между людьми и их сообществами. Права и 249 ____________ Лекция 6 свободы человека, составляющие фундамент современного права, характеризуют определения человека как социального субъекта, присущие ему в силу человеческой общественной природы. Человек рожден в обществе, живет в нем и поэтому ему объективно, независимо от воли власть имущих, типа общественной системы, религиозных и прочих верований, свойственны такие формы жизнедеятельности, которые принято называть правами и свободами. Неотделимые от самого естественного существования людей права и свободы иногда именуют «прирожденными», неотчуждаемыми. Право объективно по содержанию; как идеал (что подчеркивал Ильин), правовые принципы и нормы характеризуют объективно значащие для общественного субъекта всеобщие правила поведения, именно те правила, которые соответствуют потребностям, интересам и особенностям общественного сознания, иначе сказать, духу народа. Право субъективно, коль скоро творится субъектами и реализуется ими в своих целях и интересах. Субъективная сторона (правовая субъективность) воплощается в индивидуальном и общественном правосознании, в воле отдельных лиц и коллективов, поведении и деятельности (правотворческой и правоприменительной) субъектов правоотношений. Общественные формы субъективности при этом выступают по отношению к индивидуальным объективным фактором. Грань между субъективным и объективным относительна: то, что для общества в целом субъективно, для отдельной личности объективно. Лишь зависящие от нее индивидуальные особенности правосознания и правоотношений образуют субъективную форму правовой реальности. Знание права, его признание или непризнание, ис- Основы конфликтологии 25О полнение или неисполнение — составляющие правовой субъективности гражданина. Законотворчество, совершенствование или коренное изменение правовой системы на основе данных науки и накопленного обществом опыта, официальное истолкование законов властью, наконец, общая воля народа, воплощаемая в правовой идее, разнообразные конкретные виды и модификации текущей правопри-менительной практики — таково содержание правовой субъективности общественных субъектов — государства, его институтов. Существует правовая нормативно-ценностная система, с которой также связан элемент субъективности. Он заключен в самом процессе оценивания тех или иных деяний юридических и физических лиц на основе установленных правил. Оценивает конкретный субъект, но кто он и как оценивает? В зависимости от того, кто и как оценивает и, соответственно, как применяет правовые нормы к данному юридическому факту, соблюдается или не соблюдается законность, торжествует или игнорируется справедливость. Единство объективного и субъективного в праве противоречиво. Диалектика противоречия порождает реальную возможность формирования многообразия полей конфликта. Рассмотрим типичные из них. Первое, — это несоответствие состояния и уровня развития правосознания реальности правовых отношений, объективным потребностям их регулирования новыми юридическими нормами, а также существу объективно значащей правовой идеи. Несоответствие, развивающееся до противоречия, проявляется в столкновении обычая и закона; устаревших законов и вырабатываемых непосредственно 251 ______ Лекция 6 практикой, вне деятельности законодателя, новых обязательных правил общественного поведения; в коллизии законов; в существовании и действии наряду с государственным религиозного права, ведущего к раздвоенности правосознания. Отмеченное противоречие обусловливает ситуацию, при которой каждый субъект практически признается одновременно членом двух разных правопорядков: устаревшего, но еще действующего, и идущего ему на смену нового, пока не утвержденного государством официально. В противоречии находит проявление консервативность обычая и закона. Обычай, как, между прочим, и любой закон, не порождает конфликта и продолжает выполнять функцию регулятора общественных отношений и социального контроля до тех пор, пока способствует реализации общественных интересов.Но люди «хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили». «Старый колеблющийся обычай» они стремятся «закрепить новым писаным законом». Делают это лица, раньше всех почувствовавшие совершившиеся перемены и осмыслившие новый закон.12 Ускользающий обычай — это еще не умирающий; он может жить еще долгое время как рудимент былого правопорядка. Правосознание, несмотря на то, что оно пронизано релятивностью, то есть изменяется с течением исторического времени, сравнительно быстро «привыкает» к существующим условиям общественной жизни людей и установленному государством правопорядку, приобретая даже во многих случаях форму правовых догм и предрассудков. Относительная самостоятельность правосознания (по отношению к правовой реальности) обусловлена влияни- Основы конфликтологии 252 ем на него совокупности материальных и духовных явлений. В их числе: религиозные верования, искусство и, конечно же, моральные нормы, ближе всех стоящие к правосознанию. Другая, не менее существенная, причина консервативности правосознания состоит в том, что оно всегда выполняет охранительную функцию по отношению к установленному правопорядку и политической системе власти и в этом смысле выступает фактором ее стабильности. Правосознание прямо связано с установкой правящих социальных групп сохранять свой статус. Постоянная апелляция их к общим интересам народа и справедливости, прикрытие ими своих притязаний на политическое господство создает иллюзию объективной значимости тех взглядов, обычаев и законов, на которых держится существующая система власти и господства, но которые уже отжили свое время. Просуществовавшее в России более 260 лет крепостное право опиралось на государственную силу консервативного самодержавия и, кроме того, базировалось также на специфическом правосознании дворянского класса, да и самих крепостных крестьян, оправдывавших этот социальный институт. Противоречие между правосознанием и правовым бытием не связано только с консервативностью первого. В недрах правосознания могут возникать и возникают время от времени новые правовые идеи, вступающие в конфликт с устаревшими элементами правоотношений. Такая конфликтная ситуация типична для предреволюционных периодов. Буржуазным революциям в Европе предшествовали идеи Локка и Монтескье, Руссо и Токвиля о демократическом характере будущего государственного устройства и нового права. Противоречие и 253 ________ Лекция 6 конфликт между передовой правовой идеей и консервативными законами также инициируют право-творческий процесс. Преодоление противоречия между правосознанием и правовой реальностью, борьба за обновление правосознания и права в целом предполагает решение ряда задач: 1) осознание объективного правового смысла вызревших в обществе потребностей изменения существующих норм права; 2) формулирование новой правовой идеи (если она не возникла ранее), в которой может быть отражена общественная потребность; 3) обоснование несоответствия существующего правопорядка объективному смыслу сложившихся или складывающихся новых общественных отношений и зародившихся под их влиянием передовых идей. Понятно, что эти задачи по плечу лишь рационально мыслящему субъекту, а не субъекту массового обыденного сознания. Вот почему полем конфликта становится правовая теория. Массовое сознание оставляет скорее тот духовный фон, на котором разыгрывается драма борьбы новой правовой идеи со старой. Оно также влияет на исход конфликта, хотя и не определяет его. Решительное сопротивление распространению в России XVIII в. идей естественного права и общественного договора, пропагандистом которых был, в частности, Радищев А.Н., оказывала не одна элита правящего класса. На стороне последнего было массовое сознание всего дворянства. То же самое произошло с передовыми идеями, выдвинутыми в царствование Александра I Сперанским М., ратовавшим за ограничение самодержавной власти и установление конституционной монархии. Исторический опыт свидетельствует о возрастающем проникновении правосознания — в массы об- Основы конфликтологии 254 щественного сознания и права в целом — в гражданские (негосударственные) социальные отношения. Право расширяет свои границы за счет включения в сферу юридического регулирования новых элементов гражданского общества. Если государство стремится распространить свою волю и власть в виде утвержденного им правопорядка на гражданские отношения, то общественные институты, развивая самоуправление ограничивают притязания государственной власти на расширение правового пространства, либо даже «завоевывают» себе некоторые дополнительные секторы социальных отношений, где достаточными являются неюридические правила поведения людей. Противоречивое взаимодействие государства и гражданского общества образует также поле конфликта. Право исторично: каждой эпохе, каждой социально-политической системе свойственна своя система права и специфический тип правосознания. Переход от одной системы к другой — всегда процесс конфликтный. На его поле происходит главным образом столкновение права с правом, и складывается ситуация, требующая применения силы (в большинстве случаев). Феодальное право не ушло из жизни добровольно, а было сметено буржуазной революцией. Право, просуществовавшее в России триста лет (эпоха династии Романовых), было ликвидировано Великой Октябрьской революцией, хотя и не было заменено институтом правового государства. Августовский (1991 г.) переворот в бывшем Советском Союзе ознаменовался разрушением основ советской системы права. В стране стала создаваться либерально-демократическая система, соответствующая прежде всего интересам нарождающейся российской буржуазии. Современное поколение 255 ________ Лекция 6 россиян — свидетель острой борьбы за новую систему права, выливающуюся даже в насильственное столкновение конфликтующих сторон, как это произошло в сентябре-октябре 1993 г. Непосредственным предметом конфликта, ядром его поля при переходе от одной системы права к другой становится конституционный процесс и процесс легитимации новых правоотношений. Политическая история бывшего Советского Союза служит иллюстрацией порядка узаконивания (легализации) установленного революцией общественно-политического устройства. Конституции 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. обозначили различные исторические этапы становления и развития советской политической и правовой систем. Им были присущи как позитивные моменты, выражающие демократические потребности и правовые ориентации общества, так и негативные стороны общественных отношений, характерные для авторитарного режима. Конституционный процесс в постсоветской России отличается тем, что он являет собою поле борьбы между группировками либерально-демократических и либерально-консервативных сил, пришедших к власти, а также в целом «партии власти» с народно-патриотической и коммунистической оппозицией режиму. Что касается содержания самой борьбы, то его образует конфронтация, а точнее столкновение конституционных норм (в том числе некоторых, присущих бывшему государственному строю) общенародного значения и относящихся к отдельным сферам жизни (экономической, социальной и др.), норм общегосударственных и так называемого местного, регионального законодательства. Примером такого рода могут служить конституционные принципы, провозглашенные рядом республик, противоречащие Кон- Основы конфликтологии 256 ституции РФ. За этим противоречием стоят судьбы людей различных национальных групп. Конфликт правовых норм, зафиксированных на бумаге, превращается в конфликт живых юридических субъектов, в борьбу ущемленных в своих правах «некоренных» национальных меньшинств против правовых претензий и установления так называемого «коренного» населения республик. В настоящее время возник, прецедент местного, регионального истолкования отдельных, основополагающих статей Конституции РФ. В октябре 1997 г. Саратовская областная Дума приняла Закон о свободной продаже и купле земли, что прямо противоречит принятому Федеральным Собранием РФ проекту Земельного кодекса (пока не утвержденному Президентом страны), не разрешающему подобные операции с землей. В ответ на протест Государственной Думы РФ саратовский губернатор заявил, что закон, принятый ими, полностью соответствует статье Конституции РФ, узаконившей в стране частную собственность на землю. Стало быть, интерпретация статей Конституции в данном прецеденте оказалась в фокусе правового конфликта. И опять-таки она затронула интересы различных групп населения, в том числе саратовского, разделив их на противоположные, конфликтные. С тех пор, как возникло государство и право, сформировалась проблема отношения государства к человеку, индивиду. Альтернатива «человек или государство» стала тем рубежом, который разделил на века мировоззренческие и политические позиции сторонников либерализма и демократии, социалистов и антисоциалистов. Ретроспективный взгляд на историю позволяет сказать, что ни один из существо- 257 ______________ Лекция 6 вавших и существующих типов социально-политических систем не разрешил вековую проблему человечества. Она пока остается общеисторическим глобальным полем конфликта. В настоящее время он выражен в борьбе за права человека, ведущейся в большинстве стран мира, включая нашу страну. В зоне взаимоотношений государства и человека, господствующего режима и гражданина произрастает правовой нигилизм и анархизм, чему противостоит здоровое правосознание, уважительное отношение к закону. Здесь немирно соседствуют правовая культура и контркультура. Элементы массового правосознания перемешаны с правовым невежеством, правовое знание — с незнанием и непониманием основных норм человеческого общежития. Массовое поведение и сознание, таким образом, выступает не менее плодородным, чем другие секторы общественно-политической жизни, полем для произрастания юридических и правовых конфликтных ситуаций. Анализ природы и специфики этих ситуаций лишний раз подтверждает истинность мысли: «Самая сущность права, самая природа права в том, что творится сознательными существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих субъектов».13 Историческая традиция России, да и современность, свидетельствует о значительном распространении в стране правовой контркультуры, чему способствовали и теперь способствуют господствовавшие ранее и нынешний режимы. Царское самодержавие в основном не отвергало закон, однако абсолютизм ограничивал его действие лишь сферами частной социальной жизни, ставя вне закона даже право на жизнь крепостных крестьян и других неимущих слоев населения. Право фактически
|