Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зак. 181
Основы конфликтологии 258 не имело силы по отношению к высшим чинам. Герцен писал, что чиновники «извращали законы каждый по-своему, с необычайным искусством», для них не было недозволенного. Крестьянин, как и чиновник, не верил в законы. «Первый почитает их из страха, второй видит в них свою кормилицу-поилицу. Святость законов, незыблемость прав, неподкупность правосудия — все это слова, чуждые их языку».14 Русский фольклор запечатлел в многочисленных поговорках и пословицах описанное отношение к закону. Вот некоторые из них: «Закон — дышло: куда захочешь, туда и повернешь»; «Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет»; «Где закон, там и обида»; «Кто законы пишет, тот их и ломает». Характеристика состояния правовой культуры россиян, данная Герценом, на наш взгляд, во многом сходна с нынешней действительностью. Вековой конфликт между законом и массовым поведением населения, включая элиту, между юридическими нормами и поступками власть имущих — пока скорее правило, чем исключение. Иначе чем объясняется широкомасштабная преступность, захватившая страну, словно всесильный спрут? В чем причина коррумпирования высших эшелонов государственной власти, и не только их? Чем диктуется сползание общества к полицейскому государству.— тенденция, на которую указывают в настоящее время даже некоторые члены правительства? Правовой нигилизм и проявления контркультуры, конфликты, связанные с ними, усиливаются и множатся в переходные периоды. Одна из главных причин противостояния цивилизованно-правового поведения и неправового — состояние легитимности 259 Лекция 6 государственного строя и существующего правопорядка. В переходные периоды решение проблемы легитимации становится предметом острого конфликта. Разрастаются противоречия и борьба между типами легитимности власти, уходящей с политической арены, и системой легитимности, требующейся для обоснования и укрепления нового режима. Правильно заметил германский философ Ясперс, что власть преодолевается не правом, а ле-гитимностью. Для постсоветского периода характерен именно такой процесс смены политической системы. Конституция — Основной закон СССР — формально никем не отменялась после августа 1991 г., фактически же она утеряла свою реальную легитим-ность, то есть поддержку широких масс народа, не ставших на защиту советского государственного строя. Делегитимация советской системы и узаконивающей ее Конституции выявилась в коренном изменении соотношения типов легитимности. На обломках былой новые политические силы стали создавать иную систему легитимности, с приоритетностью формально-демократических легальных видов (главным образом, института выборности); господствовавшие в прошлом, сохранились, не перестали играть определенную, но не определяющую, роль в укреплении и функционировании либерально-демократического режима. Антикоммунизм превратился в одну из идеологических опор; политические санкции пока нередко первенствуют над правовыми. Рассмотренные и другие поля реальных правовых конфликтов объединяет общий элемент механизма реализации их ценностно-нормативной природы. Какой бы практически существующий конфликт мы ни анализировали, первоначальным Основы конфликтологии 26О этапом его возникновения является правовая оценка конкретных деяний субъекта — индивидуального или общественного, в чем особенность правового конфликта. Процесс оценивания, как отмечалось, по форме субъективен, по критерию объективен. Критерий определяется содержанием правовой системы; форма — особенностями субъекта, которому государство доверило оценивать, «предписывать», «разрешать», «запрещать». Проблема неоднозначности субъекта правовой оценки и проблемы «кто оценивает» и «как оценивает», с позиции действительного правового критерия или его одностороннего «суррогата» — источник латентного конфликта, превращающегося в явный при соответствующей ситуации. Законы важны не только потому, что они установлены государством. Важно и то, кто и как практически их применяет. Конфликтная ситуация в решающей степени зависит от этого. Она неизбежно возникает, кроме того, если юридический субъект признает право только как внешнюю силу, как своего рода «намордник» (по выражению Ильина) для укрощения своей злой воли и хищного инстинкта, и подчиняется правовому требованию только из-за страха. Такое правосознание и правоповедение типично для раба, а в современную эпоху — для гражданина тоталитарного государства. Прямой противоположностью (идеалом) отношения к праву является знание права, признание и добровольное его исполнение, иными словами, превращение норм права в правила самообязывающего поведения, во внутренний принцип и мотив действия, в основу социально-правовой свободы. Конфликт в подобной ситуации исключается, хотя возможность возникновения латентного противоречия остается, ибо сохра- 261 Лекция 6 няется противоположность субъекта и объекта пра-воприменительной деятельности. Между конфликтным и неконфликтным вариантами правоотношений находятся промежуточные модели: частичное признание субъектом правовой оценки и норм, исходя из своих корыстных интересов, и частичное признание права, основанное на понимании его объективной значимости и соответствующее, неполностью добровольное исполнение правовых требований. Конфликт в том и другом вариантах сохраняется, проявляясь в меньшем объеме и сглаженной форме. Многообразие правовых конфликтов сложно классифицировать. Юристами-конфликтологами предлагаются различные подходы и модели решения данного вопроса, заслуживающие внимания. Нет необходимости здесь их воспроизводить. Ограничимся прежде всего разделением конфликтов на две группы: а) собственно правовые; б) правовые по форме выражения и способам регулирования и разрешения. Первые внутренне присущи правосознанию и правоотношениям. Вторые возникают в зоне взаимодействия права с другими сферами общественной жизни. Их условно можно было бы назвать «конфликтами-симбиозами», то есть смешанными. Предлагаемое разграничение относительно, как и любая другая классификация. Существование и действие всякого конфликта не изолировано от влияния общественного фактора. Тем не менее для научного анализа оно имеет существенное значение. Собственно правовые конфликты, связанные с противоречиями в самом правосознании и праве, это — формы борьбы за «чистоту» права, за его адекватное выражение объективных потребностей правовой реальности; это — форма разрешения про- Основы конфликтологии 262 тиворечий между различными элементами правосознания и правовых отношений (коллизия норм и пр.) Диалектика развития, а тем более разрешения, этих конфликтов принципиально иная, нежели конфликтов другой группы. Принуждение, скажем, неприменимо в разрешении споров по поводу трактовки юристами тех или иных законодательных актов. Высшей инстанцией в таких ситуациях выступает конституционный суд, не выносящий каких-либо приговоров — наказаний. Конфликты-«симбиозы» возникают на иной основе: в сфере практической жизни или прямо связаны с ней. Некоторые из них формируются первоначально в виде правовых, а затем приобретают элементы содержания и формы проявления экономических, политических и прочих социальных конфликтов. Таким же образом развиваются конфликты между представительной и исполнительной ветвями власти. Другие конфликты, по природе своей неправовые, перерастают в таковые со временем, оставаясь и функционируя в прежней социальной среде. Экономический конфликт, связанный с отношениями собственности, какую бы юридическую форму ни приобретал, в своей основе останется экономическим, хотя по определению становится экономико-правовым. Из обозначенных групп конфликтов можно выделить конструктивно-созидательные и деструктивно-разрушительные. Первые представляют собою форму разрешения противоречия, связанного с реализацией провозглашенной Конституцией правовой системы, с превращением формально утвержденных принципов и норм в фактически действующие правила регулирования общественных отношений, в реальные правовые статусы граждан и их 263 ________ Лекция 6 объединений. Критерием реализации служат демократические принципы, а также легитимность правовой системы. Право, будучи механизмом легитимации политической власти, само нуждается в легитимности — признании народом. Основная линия данного конфликта в нынешней России — дальнейшая легитимация системы, противостоящая делегитимации Основного закона РФ — ее Конституции. Эта проблема порождена принятием Конституции на всенародном референдуме (в декабре 1993 г.) одной третьей частью зарегистрированных избирателей. А также постоянной и острой критикой, партией большинства в парламенте РФ отдельных основополагающих статей Конституции, закрепивших по сути дела всевластие Президента России, и требованием внесения в Основной Закон необходимых поправок. К числу конструктивно-созидательных относятся конфликты, возникающие внутри правовой системы в форме коллизий законов, в первую очередь конституционных, действующих на федеральном уровне и вводимых субъектами Федерации в рамках реализации их прав и полномочий. Им противостоят деструктивные для Федерации конфликты, связанные с нарушениями Конституции и проявлениями «войны» суверенитетов, теперь уже региональных. Комитет по законодательству Государственной Думы выявил около тысячи нарушений субъектами Федерации Конституции и несоответствие ее статьям принятых субъектами законов (данные публично оглашены по телевидению в четырехлетнюю годовщину принятия Конституции). Преодоление конфликтов в правовой системе способствует прогрессу права и демократии. Характерными для нашего государства на данном этапе ока- Основы конфликтологии 264 зались конфликтные ситуации, связанные с взаимоотношением президентской и законодательной властей. Многочисленные президентские «вето» на законопроекты, принимаемые федеральным Собранием РФ, свидетельствуют о наличии в практике законотворчества и правовых отношений между властями явлений «неправового права», фактов субъективизма и волюнтаризма, провоцирующих конфликты. Последние, несомненно, создают известную напряженность в государстве. Однако, в конечном итоге, все же играют роль стимула укрепления его демократических основ. Коллизии ветвей власти выявляют те стороны в законодательстве, которые нуждаются в доработке. Позитивный характер конфликтных ситуаций и конфликтов в сфере права проявляется на всем пространстве становления демократии в России, поскольку этот процесс медленно, с огромными трудностями, под напором оппозиции преодолевает сопротивление авторитаризма. Борьба за демократию, за реальное осуществление принципов справедливости, равноправия, гуманизма, единство прав и обязанностей образует содержание совокупности конфликтов между правом и переходным состоянием общества. Каждый принцип в переходный период и любая правовая норма могут превращаться в свою противоположность, не спонтанно, а в результате сознательных усилий власть предержащих. Любой закон, даже самый демократический, не застрахован от превращения его из орудия права в средство оправдания фактического бесправия. Закон носит формальный характер, а форму, в зависимости от желания политического субъекта, можно наполнить противоречащим ей содержанием. Были бы силы, заинтересованные в этом. 265 _______ Лекция 6 В условиях бесконечного реформирования проявили себя деструктивные конфликты. Некоторые из них вызывают преимущественно разрушительные для политических институтов последствия. Противоборствующими субъектами здесь выступают экстремистские силы правого и левого толка. Большинство же характеризуют нахлынувший на общество вал преступности. Их мы отнесем к группе конфликтов-«аномалий». Они выражают состояние утраты социально-правовыми нормами своей действенности, то есть эффективного влияния на правовые отношения, на поведение людей, на пра-воприменительную практику. Причинами, вызывающими к жизни конфликты-«аномалии», как отмечалось ранее, являются кризисные ситуации. Конф-ликты-«аномалии» создают в обществе атмосферу ощущения дефицитности законов и их ущербности. Органы исполнительной власти, правящая элита и даже отдельные слои населения требуют от законодательных институтов все новых законов, тогда как существующие не действуют с необходимой эффективностью. Любые конфликты воздействуют на общественную жизнь противоречиво: преимущественно позитивно, либо негативно. Те же свойства присущи правовым конфликтам. Так что понятия «конструктивно-созидательный» и «деструктивно-разрушительный» конфликты следует рассматривать как относительные. В современной России в один узел завязаны собственно правовые и правовые только по форме конфликты, конструктивно-созидательные и деструктивно-разрушительные коллизии, конфликты-«анома-лии». Политические и социально-экономические органически переплетаются с правовыми. Привати- Основы конфликтологии 266 зация, например, казалось бы, явление экономическое, а приобрела в нашей стране острый правовой и политический характер, причем конфликтный. Она превратилась в поле борьбы за передел государственной собственности в интересах российской буржуазии. Приватизация, проводимая на неподготовленной правовой основе, стала воплощением дискредитации важнейшего правового принципа — демократической справедливости. Известно, что право, в отличие от социально-экономических и политических отношений, — система знаковая. Отсюда еще одна существенная черта его конфликта, форм его проявления в поведении субъекта. Ни социальные, ни политические интересы, ценности и притязания в правовых конфликтах не фигурируют непосредственно в реально-естественной форме. Противоборствующие стороны апеллируют к правовым нормам, к прецеденту, к другим правовым источникам (а в иных случаях к обычаю) для обоснования законности своих действий и противозаконности действий другой стороны. Нормы права, закон — языковой знак, обобщающий накопленную правовой практикой информацию об общеобязательных образцах поведения и взаимоотношений людей в политическом обществе. Он в символической форме характеризует признаки запрещенного иди разрешенного в данном правовом пространстве поведения, наказуемого или желаемого для господствующей социальной системы. Смысловое значение закона-знака не воспринимается чувственно, а раскрывается только рационально, интепретацией заключенного в нем, объективно значащего правового содержания. Выраженная в законе-знаке информация становится реальным образцом обязательного поведения тог- 267 Лекция 6 да, когда воплощается в правосознании субъекта и его правоотношении. Иначе говоря, субъект должен извлечь и переработать в своем интеллекте заложенную в законе объективно значащую информацию применительно к требующейся правовой ситуации. Проблемность осмысления и практики правоприменения закона-знака определяет важную роль комментирования и интерпретации закона. Эта функция возлагается на институты судебной власти. В роли информационного правового знака выступает также юридический прецедент — объективированная, предметно выраженная форма обобщенной модели правового поведения, заимствованного из непосредственной юридической практики. Прецедент — образец поведения в определенной ситуации при аналогичных обстоятельствах, а также образец толкования закона применительно к данной ситуации.15 Возникает вопрос, какую роль играют в правовом конфликте интересы субъектов? Не отходят ли они на второй план? Безусловно, ведущая роль их сохраняется, но в скрытом виде. Исключение составляют экономические и прочие конфликтные ситуации, связанные непосредственно с защитой прав граждан. Интересы везде и всегда лежат в основе противоборства; однако они нередко скрываются за апелляцией субъекта к принципам и нормам права, маскируются стремлением представить интересы в виде приверженности к закону. Не исключается при этом влияние на поведение конфликтан-тов их психологических качеств: способности адекватно осознавать свои интересы, характера защитных механизмов, используемых в конфликтных ситуациях, и др. Сказанным объясняется сложность Основы конфликтологии 268 разрешения правового конфликта и необходимость включения в конфликтный процесс третьего субъекта — института судебной власти. За ним признается право вынести вердикт о законности поведения интересов, позиций и притязаний какой-либо стороны. Итак, в правовом конфликте противоборствующие субъекты обращаются к одним и тем же знаковым формам — законам, но стремятся извлечь и использовать в противоположных целях выраженные в них правовые смыслы. Решение противостояния принадлежит третьей стороне — представителю государства, специализированному институту: суду, арбитру (экономическому, политическому и др.). «Развитие конфликта, когда в нем участвуют государственные органы, — отмечает академик Кудрявцев В., — всегда направлено на завершение конфликта в рамках закона и в соответствии с ним».16 Законодатель определяет схему и метод, а также модели и прекращения конфликта. Принуждение как актуально реализуемое средство (или его угроза) — непременный фактор на завершающем этапе развития правового конфликта, того именно, к которому иные средства оказываются безрезультативны ми, либо просто неприменимы. Во многих случаях принудительные меры сопровождают правовой конфликт на всем протяжении его развития.17 Дис-скуссии, соглашения, компромиссы, различные демократические процедуры, добровольные действия конфликтующих сторон могут иметь место, однако они имеют второстепенное значение. Суд как форма принудительного разрешения правового конфликта — не разовый однородный акт, а процесс наиболее острого проявления колф-ликта, качественного его изменения и финал разви- 269 ______________ Лекция 6 тия либо подавления. На судебной стадии конфликта преобразуются методы противоборства сторон и сама структура его агентов. В зависимости от типа конфликта ими выступают представитель государства и правонарушитель, истец и ответчик, институт по защите Конституции и субъект — законодатель и др. В судебном процессе принимают участие эксперты, свидетели и прочие лица, официально предусмотренные законной процедурой. Например, в заседаниях Конституционного суда по делу о КПСС участвовали десятки экспертов-политологов, многие известные политики и бывшие ведущие деятели правящей партии, видные журналисты. Естественно, что участники судебного разбирательства высказывали противоположные мнения по делу. Конфликт сторон, обратившихся в Конституционный суд, выявился в полной мере. Заседания Конституционного суда проходили более трех месяцев. Судебная форма развития и разрешения правового конфликта или его подавления имеет свою структуру, предписанную законом, свою логику и технологии, методы выяснения и доказательства соответствия или несоответствия действий конфликтующих субъектов правовым нормам. Во всех случаях она, как правило, обеспечивает выигрыш одной из сторон и проигрыш другой. Между тем международная практика свидетельствует о возможности в определенных ситуациях избегать на завершающем этапе конфликта такой формы принуждения, как суд. За последнее десятилетие появились «несудебные» формы. О них будет идти речь ниже. Конфликтные ситуации в правовых отношениях производны от ситуаций в социально-экономичес- Основы конфликтологии 27О ких и политических сферах. Возникновение проблем в этих сферах и попытка решения их в рамках законодательства в ряде случаев наталкивается на несовершенство последнего. При наличии в обществе социально-политических противоречий правовой конфликт оказывается неизбежным. Думается, что развернувшаяся в настоящее время борьба вокруг проблемы конституционной статьи о частной собственности на землю — один из примеров конфликтов подобного рода. Он, между прочим, показывает свойство правового конфликта обладать как бы двойным бытием: в виде социально-политической и правовой форм противоборства. Как и в целом право, правовые конфликты в совокупности других социальных выполняют инструментальную функцию, т.е. выступают своеобразным механизмом их регулирования и разрешения. В свою очередь сами они разрешаются окончательно только на базе проявления социально-экономических и политических коллизий, питающих их. Правда, прямая связь между теми и другими конфликтами прослеживается не везде и не всегда, так как существует промежуточное звено — правовое сознание, перерабатывающее информацию о конфликтных ситуациях в юридические решения. Охарактеризованная специфика правового конфликта находит проявление в его динамике. Ее можно проследить на примере упомянутой коллизии между принятым Государственной Думой проектом земельного Кодекса и саратовским законом, разрешающим свободную куплю-продажу земли — сельхозугодий. Как возникла конфликтная ситуация? Отдалённым ее источником послужило противоречие в обществе между большинством крестьянства и 271 _______ Лекция 6 горожан-трудящихся, с одной стороны, и частью населения — с другой по вопросу о купле и продаже земли. Противоречие не могло не сказаться на характере дискуссии по проекту земельного Кодекса в Государственной Думе. Острые споры между депутатами переросли в конфликт, разрешенный затем принятием большинством Думы проекта Кодекса. Согласно последнему свободная купля-продажа земли запрещалась. Проект был утвержден Советом Федерации. На этом получил завершение первый этап конфликта. Второй этап начался с развитием процесса неутверждения Кодекса о земле Президентом РФ. Теперь конфликт претерпел существенную модификацию, произошла переструктурализация его субъектов; противостоящими сторонами в новой ситуации стали Государственная Дума, вместе с ней Совет Федерации, одобривший земельный Кодекс, и Президент РФ, отказавшийся подписать законопроект. В поддержку позиции Президента выступили пропра-вительственные СМИ и некоторые главы администраций регионов, тогда как многие другие высказались за утверждение проекта. В этой ситуации Государственная дума преодолела «вето» Президента, что никак не изменило позиции главы государства. Конфликт перерос из противостояния федерального Собрания и Президента в государственный правовой и политический. Этот второй этап развития конфликта характеризовался качественно иной структурой субъектов, иным механизмом противоборства сторон, расширением политического пространства действия. В конфликтной ситуации противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти появился на свет «саратовский эксперимент», грозящий подры- Основы конфликтологии 272 вом единства правового пространства государства. Третий этап конфликта — это этап его превращения в общероссийский. Саратовский вариант толкования Конституции и игнорирование проекта Кодекса, утвержденного парламентом страны, поддержали некоторые главы администраций регионов, собравшиеся в Казани по инициативе Президента Татарстана. В противоположность им, другие регионы (Краснодарский край, Пензенская область) приняли свои законы по этому вопросу, соответствующие думскому проекту. Таким образом конфликт получил дальнейшее развитие как во времени (вышел на новый этап), так и в пространстве — распространился на регионы, вовлекая в противостояние властей массы населения. Заметим, что конфликтующие стороны не апеллировали к своим интересам, а говорили только о несоответствии принятых документов Основному Закону государства. Конституция, Основной Закон оставался для них той знаковой системой, за которой стояли противоположные материальные и политические интересы. Дошедший до своего пика конфликт требует разрешения. Та и другая ветвь власти, чтобы не допустить дальнейшего расползания конфликта по политическому пространству страны и предотвратить вовлечение в его поле новых групп населения, стали перед необходимостью искать выход из сложившейся ситуации. Прежде всего на пути применения политических (демократических) технологий обсуждения вариантов разрешения ситуации на заседании «большой четверки» (Президента РФ, главы правительства, руководителей обеих палат парламента); за «круглым столом» 27З ______ Лекция 6 (с участием Президента РФ, руководителей правительства и палат парламента, а также парламентских фракций и лидеров профсоюзов) реально наметился заключительный этап конфликта — его преодоление. Каким будет финал этого процесса: снятие конфликта по формуле «взаимный выигрыш» или «выигрыш—проигрыш», либо консервация конфликта, покажет время, как и то, что в любом варианте потребуется юридическое оформление результата. Конкретный сюжет описанного политико-правового конфликта говорит о сходности его логики развития и разрешения с логикой других социальных конфликтов при наличии существенных различий в конфетных формах преодоления и механизмах действия. Правовые конфликты не «привязаны» к другим социальным в своей динамике и технологии разрешения. Если они порождены внутренними закономерностями права, то саморегулируются и разрешаются присущими только им способами. В этом смысле правовые конфликты самодостаточны, ибо снимаются по правилам, установленным самим же правом. Рассмотренные в настоящей лекции правовые конфликты далеко не исчерпывают всего их многообразия. Юристы-конфликтологи насчитывают около 200 конфликтных зон в праве и юридической практике. И действительно, в каком бы аспекте ни анализировать право и правосознание, будь то исторический или логический, гносеологический или онтологический (реальное бытие), система норм или вся совокупность их практической реализации, от конфликтов не уйти. Они — живая ткань правового сознания и правоприменительной практики, дея-
|