Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7






ры НД, прошли учредительные съезды движений, на которых были приняты развернутые программы, легшие впоследствии в основу деятельности нацио­налистических правительств. Красной нитью через все программные документы проходили требования обеспечения политического суверенитета республик и вместе с тем обособления, противопоставления коренных национальных общностей другим груп­пам населения. Например, в программной плат­форме литовского НД «Саюдис» утверждалось: «Движение требует конституционного определения статуса гражданства Литовской ССР... Закон о гражданстве... должен гарантировать выходцам литовского происхождения право участвовать в социальной, культурной, экономической жизни Литвы». В программе провозглашался только язык коренной национальности государственным, пред­писывалось требование обеспечения населению ко­ренной национальности преимуществ в политичес­ких правах. В Программе НД Латвии указывалось: «в качестве гарантии национального самоопреде­ления латышского народа в законодательство... включить принцип, согласно которому в Советах республики на любом уровне необходимо обеспе­чить постоянное и не снижающееся большинство мандатов, которые при любой демографической си­туации сохраняются за представителями латышской национальности». Прибалтийские «демократы» еще при жизни Союза разделили население республик на «первосортных», полноправных и «второсорт­ных», бесправных. Национальное было противопо­ставлено демократическому и превращалось в на­ционалистическое. Нынешние прибалтийские госу-дарства — это националистические образования.


Основы конфликтологии ЗОО

На этапе институционализации происходит изме­нение структуры НД — субъектов развивающегося конфликта. Нарастает массовость движений, в его ряды переходит в большинстве своем национальная партноменклатура во главе со своими лидерами. Компартии республик разваливаются; часть ком­мунистов, остающаяся верной КПСС, становится теперь оппозицией по отношению к формирующей­ся правящей элите.

1989 г. — этап повсеместной легитимации НД. На выборах в народные депутаты СССР, а затем — в законодательные органы республик побеждают многие лидеры НД, среди депутатов в большинстве оказываются сторонники и участники движения. Субъекты НД уже начинают открытую, легитимную борьбу против еще сохраняющихся старых государ­ственно-политических структур, блокируют их дея­тельность, оттесняют от ответственных руководящих постов сторонников прежнего политического строя, лиц некоренной национальности — по языковому и политическому критериям. В высшем законодатель­ном органе власти Союза представители республик объединяются по сути в национальные группиров­ки и сосредотачивают свою деятельность на протал­кивании решений, обеспечивающих легитимность НД на общесоюзном уровне.

1990-91 гг. — этап огосударствления НД, высшая стадия развития конфликта и одновременно нача­ло его разрешения. На базе НД формируются пра­вительства, принимаются Декларации о независи­мости. Торпедируется проект Союзного договора; происходит развал Союза. Начинаются, конфликт­ные разборки между образовавшимися независи­мыми государствами, связанные поначалу с деле­жом союзной собственности. Конфликтные взаимо-


3O1 ______________ Лекция 7

отношения призвано погасить новое политическое сообщество — СНГ.

Противопоставление национального самоопреде­ления республиканских сообществ демократическо­му началу, националистический характер госу­дарств сразу же породил конфликты второй груп­пы — между государственными, так называемыми коренными нациями и национальными группами — меньшинствами. В их числе оказалось более 25 мил­лионов человек этнически русского населения. На­рушение элементарных политических прав и соци­альных свобод меньшинства, вытеснение «некорен­ных» из мест их постоянного проживания, возник­шие вследствие подобных действий потоки бежен­цев в Россию, Азербайджан, Армению и другие ре­гионы, формирование новых, теперь уже иных на­циональных движений, наконец, возникновение очагов гражданской войны (межэтнонациональных военных столкновений) внутри бывших советских республик — таковы реальные проявления конфлик­тов второго типа, характерного для постсоветского пространства. Военный конфликт между Молдави­ей и Приднестровской самопровозглашенной рес­публикой, война правительства Грузии против Южной Осетии и Абхазии — составных частей гру­зинского государства, военное противостояние Азер­байджана с Нагорным Карабахом — все эти «горя­чие точки» на территории бывшего СССР свидетель­ствуют о сложности и противоречивости процесса налаживания межнациональных отношений внут­ри новых, дружественных России государств, об актуальности изучения их динамики и прогнозиро­вания возможных конфронтации.

Россия также не избежала внутренних этно-на-циональных противоречий и конфликтов. Мы их от-


Основы конфликтологии ЗО2

носим к третьей группе конфликтов, имея в виду специфику субъектов и особенности их разрешения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал