![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система контроля запасов ABC и XYZ
Среди систем контроля за движением запасов в странах с развитой экономикой наиболее широкое применение получила «Система-АВС». Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности товарных запасов торгового предприятия на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для осуществления товарооборота и т.п. [5.c.168] Метод АВС представляет собой анализ, с помощью которого определяют степень распределения конкретных характеристик между отдельными элементами какого-либо множества. С точки зрения снабжения анализируется количественная и стоимостная структура приобретаемого сырья и материалов. [31.c.349] При этом среднестатистическое распределение имеет вид, представленный в таблице 2. Таблица 2 Примерные среднестатистические процентные соотношения групп А, В и С
1. 20% ассортимента, входящего в группу А приносят 50% оборота и 80% прибыли 2. 30% ассортимента, входящего в группу В, приносят 40% оборота и 30% прибыли 3. 50% ассортимента группа С, приносят 10% оборота и формируют убыток, сокращающий прибыль. Первым, ключевым этапом ABC анализа является определение цели анализа. Одно и то же множество объектов управления будет разделено на подмножества А, В и С по разному, в зависимости от цели анализа. После того как определен признак классификации, каждый из объектов (позицию ассортимента, поставщика и т.п.) оценивают по намеченному признаку. Затем осуществляют группировку объектов управления в порядке убывания выделенного признака. Верхняя, незначительная часть упорядоченного списка будет играть ключевую роль с точки зрения намеченной цели. Разделить упорядоченный по убыванию признака список на группы А, В и С в пропорции, приведенной в табл.2, удается далеко не всегда. Решить данную задачу можно графически, построив кривую ABC анализа. Метод ABC-анализа, расчета долей групп товаров в обороте, позволяет понять, какие товары приносят магазину наибольшую прибыль (товары класса А дают 70 процентов прибыли), а какие - меньшую, т.е. ABC-анализ в настоящей интерпретации - это оценка товаров по группам реализации. ABC-анализ показывает, что высокооборачиваемые товары обычно являются товарами целевого спроса, и с ними надо вести правильно продуманную работу. Метод XYZ-анализа - это оценка товаров по вариации спроса. Его суть состоит в следующем: если товар продается постоянно, то он относится к группе X, и, наоборот, если нерегулярно, то к группе Z. С помощью использования определенных алгоритмов можно построить отчет, который даст матрицу XYZ, в которой будут фигурировать различные товарные позиции в их сочетаниях, показывающих, какие из них имеют максимальную доходность и стабильное постоянство спроса (сочетание АХ). Именно эти товары должны всегда быть в наличии в магазине, так как они приносят максимальную прибыль. Относящиеся к группе CZ товары приносят минимальную прибыль и, кроме того, продаются нерегулярно. Они, очевидно, требуют особого рассмотрения. Возможно, их необходимо будет вывести из ассортимента. Товары, которые относятся к сочетанию СХ, это товары, приносящие маленький доход, но на которые есть спрос. Обычно такими являются товары первой необходимости. Они должны быть всегда в наличии, поскольку, не найдя этих товаров на полке, покупатель просто больше не придет в этот магазин. Совместное проведение ABC и XYZ-анализа позволяет выделить те товары, планирование закупок которых должно быть поставлено под особый контроль. Положительный эффект проявляется и за счет высвобождения оборотных средств при сокращении или отказа от закупок неходовых товаров. Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Yили Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости:
где х - где значение спроса по оцениваемой позиции; х - среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период п; п - величина периода, за который произведена оценка. Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Построение кривой XYZосуществляется в прямоугольных координатах. По оси ОХоткладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента. [6.c.111-125] Среди огромного разнообразия методов и моделей управления запасами на практике применяется достаточно ограниченное их количество, в основном те модели, которые позволяют получить относительно простые способы регулирования параметров заказа, поставок и уровней запасов на складе, а также не требуют больших объемов исходной информации и сложных методов контроля. Одним из таких методов является система анализа ABC и XYZ. [22.c.236] В результате проведенного анализа мы выявим «нерентабельные» группы товаров, а также группы товаров систематического и эпизодического контроля, т.е. мы разработаем направления по совершенствованию управления запасами, позволяющие получить наибольшую прибыль за счет более рационального использования имеющихся ресурсов предприятия. 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
|