Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метода ABC и XYZ анализа.
Как наиболее доступный метод мониторинга товарного ассортимента нами был использован логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных запасов, измеряемых в единицах реализации или запаса (ABC-анализ), и их классификации по структуре потребления (XYZ-анализ). Весь ассортимент предприятия был разделен на 7 ассортиментных групп. Для проведения ABC и XYZ- анализа были взяты итоговые и квартальные объемы продаж по каждой товарной группе, которые представлены в таблице 3.
Выстраиваем ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации. Вновь организованный список (с указанием доли в реализации) размещаем в таблице 4. С помощью этого метода произведен классификацию или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно А, В и С. Таблица 4 АВС- анализ.
Таким образом, анализ АВС позволил нам дифференцировать товары на группы А, В и С по доли в реализации. В группу А вошли те товары, которые лидеры по продажам. В группу В вошли те товарные группы у которых средняя доля реализации и в группу С вошли группы товаров с очень низкой реализацией. XYZ-анализ выполним с целью разделения товарных групп по признаку стабильности спроса. Отмети, что чем стабильнее спрос, тем меньше ошибки прогнозирования, ниже потребность в страховых запасах, легче планирование движения продукта. Следовательно, методы управления товарами с разными показателями стабильности спроса могут иметь существенные различия. Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе Х, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости. Расчет коэффициента вариации и распределение позиций в группы X, Y, Z представлено в таблице 5 Таблица 5 Анализ XYZ
Данные для построения матрицы АВС, XYZ сведем в таблицу 6. Таблица 6 Анализ АВС, ХYZ
Матрица АВС-XYZ составляется по следующей форме. В ячейку АX вписываются продукты, вошедшие в группу А при выполнении АВС-анализа и группу X при выполнении XYZ-анализа. Остальные ячейки матрицы заполняются аналогично. Матричное изображение интегрированного АВС и XYZ-анализа представлено в таблице 7. Таблица 7 Матрица ABC—XYZ
Для товарных позицый, входящих в группы АХ, АY и AZ, следует вырабатывать индивидуальные технологии управления запасами. Например, для позиции 1(группа AZ) следует контролировать ежедневно.Очевидно, что в связи с большим колебанием спроса здесь необходимо предусмотреть страховой запас. Управление запасами по позициям, входящим в BX(4), BY(3, 5) и BZ, может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технолониям(как по срокам планирования, так и по способам доставки). Планирование позиций по товарным позициям, входящими в группы CX(2, 7), CY и CZ(6), может осуществляться на более длятельный период, например, на квартал, с еженедельной (или ежемесячной) проверкой наличия запаса на складе. Относящиеся к группе CZ(сувениры) товары приносят минимальную прибыль и, кроме того, продаются нерегулярно. Они, очевидно, требуют особого рассмотрения. Выход из товарного ассортимента сопутствующих товаров к убытку не приведет. Возможно, их необходимо будет вывести из ассортимента.
|