Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Японский минимализм в интерьере.
«За последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна… Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота формы»[6]. Восточная философия, религия, суровые природные условия обусловили в мировосприятии японцев такие понятия, как ваби – осознанная простота, рациональность, бедность; саби – тень, грусть, душевная печаль; дзими – беспретенциозность, покорность судьбе. Сочетание этих важных факторов японской эстетики распространилось практически во все сферы жизни, в том числе и на организацию жизненного пространства. Даже японская знать прошлых веков, прекрасно ориентировавшаяся в предметах роскоши, прибывавших из Европы или других стран Востока, традиционно сохраняла верность простоте и сдержанности национального жилища. Японскому жилищу свойственны монохромность, четкость композиций, предельная простота оформления. «Пространство помещения делится на зоны при помощи перепадов уровня пола, цвета пола, сёдзи – раздвижных перегородок-ширм из рисовой бумаги, полупрозрачной ткани или матового стекла, разделённого на ровные клеточки деревянными планками. Это визитная карточка интерьера выполненного в японском стиле. Благодаря ширмам пространство квартиры кажется лёгким и прозрачным, а переставляя их можно обновлять интерьер в любое время без всякого труда. В место дверей в проёмах устанавливают раздвижные перегородки» [24]. Цвета, которые используются в оформлении, обязательно натуральные: рисовая бумага, водная лилия, зеленый бамбук. Цветущая розовыми цветами сакура так же присутствует практически в каждом японском доме в виде картинок, растения или цвета стен и иных частей помещения. «Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни… В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников» [17]. В мебели минимализму свойственно применение современных материалов: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили. «На первый взгляд, в мебели этого стиля нет ничего особенного. Ее формы – чисты и логичны, линии – спокойны, вид – «элегантный, как рояль». Прямоугольник деревянного стола крепко держится на коротеньких стеклянных ножках. Строгий диван-книжка состоит лишь из двух подушечек, уложенных на паутину металлического каркаса. Стеклянная тумба имеет вид абсолютного куба и светится изнутри. Все эти примеры выглядят настолько незамысловато и просто, что, кажется, будто ничего не стоит их сделать своими руками. Современные дизайнеры от минимализма стремятся сделать мебель «живой»: заливают под стекло слой геля, и стоит коснуться гладкой поверхности, как рисунок на крышке стола или плитках пола начинает меняться. Таким образом, предмет оживает, вступает в контакт, становится коммуникабельным. И это несмотря на то, что форма его по-прежнему спокойна и строга» [22]. Японский стиль подразумевает темные предметы мебели из ванге или стилизованной под нее древесины; красное дерево и более светлые виды пород дерева почти не используются в традиционном японском дизайне интерьера. Темная древесина ванге позволяет сыграть на контрастности – еще одной отличительной черте минималистского декора. Древесина, которая используется в убранстве японского жилища, помимо ванге, – это темный орех, черный ясень, бук и береза. Одна из основ японского дизайна – переносная ширма ёсидо. Обычно они были изготовлены из темного дерева с вставками из рисовой бумаги, на них отображались сцены из жизни средневековой Японии или природа страны. В наше время она почти не используется, так как ее трудно вписать в современный интерьер квартир. Поэтому все чаще в дизайне помещения используют декорирование стены, имитируя такие ширмы. «Сёдзи – японские изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука. Они легко двигаются в пазах, при необходимости сдвигаются в одну сторону или вынимаются, позволяя тем самым соединить дом и сад. Сёдзи представляли собой легкие панели, изготовленные из тонкой деревянной решетки. На эту решетку и наклеивались листы рукодельной японской бумаги васи. Изнутри дома решетка была видна, снаружи сёдзи выглядели как бумажные прямоугольники, иногда со слабо выраженным геометрическим узором, повторяющим контуры решетки»[16]. Ткани, которые используют в создании интерьера, тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. Что касается пола и потолков, то последние чаще всего оставляют белыми, но иногда окрашивают в синий или голубой цвет, имитируя небо с нарисованными звездами или облаками. Полы делают из любых натуральных материалов, часто используют подиумы, чтобы подчеркнуть какие-либо элементы помещения и акцентировать внимание на его неоднородности. Японцы фантастически тонко играют со светом и пространством. По восточному учению свет и тень – инь и янь – едины и неразлучны, но в то же время именно в их противостоянии, в борьбе восточные люди видят истинную красоту и гармоничное равновесие естества. «В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая» [17]. И естественный, и искусственный свет в минимализме – это живые стихии, требующие, по мнению японцев, соответствующего к себе отношения. Недостаточно просто эксплуатировать функциональные свойства света: он должен оставаться «живым» - быть гибким, динамичным, иметь потенциал для развития. Лишь тогда он способен вдохнуть в дом жизнь. В то же время свет должен создавать волшебную игру бликов и теней, подразумевать некую тайну, даже каприз. Никаких сияющих люстр и громоздких светильников в комнате быть не должно, светильник в стиле минимализма должен быть незаметным и неброским. Поэтому для абажуров используются легкие, натуральные материалы: прозрачное и матовое стекло, пластик, шелк, фетр и бамбук. Такие светильники обладают мягким, успокаивающим светом, создают атмосферу интимности и уюта, которая необходима для успокоения перенапряженных нервов современного человека. Уставшие от уличного бетона, неона и хромированной стали глаза отдыхают, останавливаясь на природных тонах – коричневом и белом, натуральных текстурах – бумаге и дереве. Традиционный «японский светильник» – это конструкция из бумаги и металлического каркаса. Эта лампа называется акари и была создана еще в 50-х годах прошлого века. Она служит не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркнуть полумрак. Для ее изготовления использовались бамбук и настоящая рисовая бумага васи, которая создавала слабый свет и матовость. Окна в минимализме выполняют только свою основную функцию – пропускают свет, это не конструкции для занавесок и гардин. На окна обычно вешают соломенные или металлические жалюзи или короткие полупрозрачные шторы в виде ровного квадрата, прикрывающего стекло. Подобным образом японцы на протяжении многих веков затягивали окна белой рисовой бумагой, которая служила своеобразным фильтром от ярких солнечных лучей, и создавала мягкий рассеянный свет. «Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть» [17]. Философия японского дома тесно связана с природой, поэтому в квартире минималистского стиля стена или пол часто могут быть украшены живыми цветами. Цветы – это такой особый элемент интерьера, который не только очень органично сочетается с любыми дизайнерскими материалами и архитектурными решениями, но часто их объединяет в одно целое. То есть, интерьер и цветы, фитодизайн и дизайн стали сочетанием неразрывным. Для минимализма применимы живые цветы в вазах, растения в горшках, а также икебаны из живых или сухих цветов. Икебана – традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно слово икебана можно перевести как «цветы, которые живут». Создатели икебаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икебане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения – композиции в целом. Японцы считают, что один или два живых цветка на оригинальных стеблях с листьями в соответствующей обстановке, с эстетической точки зрения могут выражать больше, чем несколько или даже целый букет цветов. Характерно, что каждый цветок или веточка, на взгляд японцев, должны иметь определенное значение. Здесь целая философия. Часто, например, высокая веточка означает небосвод, средняя – человека, а самая низкая – землю. Такое соединение трех веток или одну ветку с особо расположенными отростками именуют триадой – небо, земля, человек, – имеющей свои глубокие корни в духовной жизни народа, в его культуре, в его философии. В «Книге перемен» эта триада получает свое наиболее полное толкование: «Небо – вверху, земля – внизу, между ними человек», три начала бытия, три его ипостаси, три мира, три сферы жизни – равноценные, равнозначные. Они в вечном единстве, и в тоже время каждый из них – сам по себе. Они нераздельны и в тоже время – не могут слиться. Японские мастера икебаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, уделяя особое внимание самым простым и скромным растениям. Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества. Именно в Японии икебана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, который широко внедрился в самые различные сферы общественной жизни. Миниатюрность, стремление к предельной экономности формы при полноте образа, всех его деталей – характерная черта эстетического вкуса японцев. Растительный материал – собственно аранжировка ветвей, цветов и трав – конструируется в икебане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икебаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов – «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого – вот кредо истинных художников икебаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство. В Японии искусство икебаны и в наше время продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икебана остается не только необходимым элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания. Так как количество мебели и других предметов интерьера сводится к минимуму, каждая имеющаяся деталь приобретает особую значимость и невольно притягивает к себе внимание. Аксессуары – строго отобранные – несут главную смысловую нагрузку, акцентируют внимание, и служат полному завершению интерьера. Это может быть ковер на одноуровневом, ничем не обыгранном полу; ковер должен быть без рисунка, одной текстуры – или, наоборот, с плавным рисунком в противовес выверенной геометрии линий интерьера. Или – низкий журнальный столик с ровной поверхностью, поделенной на равные квадраты, которые вместе с витражом из матового стекла поддерживают пространственную композицию. Дополнительными аксессуарами в дизайне комнаты могут служить небольшие картины в выдержанных тонах, обрамленные темными деревянными рамками. Японцы используют все пространство своего небольшого дома, ведь на каждого обитателя японского дома приходится не больше 2-х квадратных метров площади в одной комнате. Поэтому они любят проводить свободное время на самом низком уровне, сидя на полу. Даже полки и небольшие стеллажи, которые располагаются по периметру комнаты, располагаются достаточно низко для удобства использования. У японцев широко развито особое искусство древонасаждения – уэки или бонсай. Выращивание деревьев бонсай – это и мастерство, и искусство. Творческим трудом художника-растениевода создается «двухсотлетняя сосна» – точно такая, какой она бывает в природе: со скрюченными от старости «руками – пальцами», с искривленным, сгорбленным стволом, вся замшелая, седая. Только в горшке – миниатюрная. Или выращивается сосна с самыми причудливыми очертаниями, каких в природе и не бывает, какая пригрезилась художнику - мечтателю. Тоже миниатюрная. Карликовые деревья держатся в помещении в специальных кадках или в нарядных черепичных, глазурованных, разноцветных цветочницах, форма и очертания которых сообразуются с рисунком растения, гармонируют с ним, образуя вместе законченную композицию, своего рода единый ансамбль. Деревья в кадках ставятся в гостиной, спальне и других частях японского жилища.
|