Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиционный японский дом.
Жизнь в очень капризном климате, постоянная вероятность землетрясения сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Дом зачастую является всего лишь частью сада, его жители словно боятся лишний раз потревожить природу. Из буддистского непротивления окружающей среде происходит эта стройная гармония в дизайне. Изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (сёдзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений при строительстве дома, легкость и открытость деревянных построек – этой эстетикой японцы обязаны не только влажному и жаркому климату, но и землетрясениям, часто случающимся на островах. Японский дом мобилен, он не так опасен во время толчков, он легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не велика. Интересно, что древние японские постройки – храмы и особенно святилища – были устроены таким хитрым образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что фундамент их сконструирован так, чтобы постройку можно было быстро разобрать, перенести на новое место и собрать вновь безо всякого ущерба для здания. Ученые установили, что святилище Исе в префектуре Мие «путешествовало» таким образом около шестидесяти раз. И эти перемещения были обусловлены не только религиозными убеждениями (японцы считают, что месту, на котором стоит храм, через некоторое время требуется отдых), но и все той же «неустойчивой психикой» японского климата. Единение японцев с окружающей средой сформировало и особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами, которые призваны защищать от сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность комнат. Японцы не стали искать способы борьбы с мраком, они его просто опоэтизировали и тщательно обозначили в интерьере. Особые отношения у японцев и с металлами, изделия из которых в интерьере используются только в виде необходимых мелких аксессуаров. Причина очевидна – Япония небогата металлосодержащими ископаемыми, да и влажный климат вызвал бы довольно быстрое разрушение ржавчиной всех металлических конструкций. И вместо того, чтобы превозносить этот материал как нечто редкое и выдающееся, японцы создали такой интерьер, где все, чего нет в Японии в избытке, смотрелось бы негармонично и вычурно. «Японский дом – настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет. Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты сёдзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами – жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами» [17]. Традиционный японский дом, как отмечают многие известные архитекторы, во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, съемные перегородки и заменяемые полы – удел будущего. Пол в доме традиционно застилают специальными жесткими матами из простеганных соломенных циновок – татами. Татами имеют раз и навсегда установленный размер – немногим более полутора квадратных метров, поэтому комнаты в японских домах также бывают лишь определенной площади: три, четыре с половиной, шесть или восемь татами. Весь каркас здания – стропила, опорные столбы, балки – проектируется в соответствии к этим установившимся традиционным габаритам. «Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет! Раздвижные стены отражают стремление японцев быть ближе к природе, не отгораживаться от нее. Природная красота некрашеного дерева, рисовой бумаги, соломенных матов, сезонность использования изделий из этих материалов (сёдзи полагается заново оклеивать каждый год, а татами менять раз в два года) также напоминают о близости к природе. «Спят в традиционных японских домах на матрацах – футонах, которые утром убирают в шкаф – оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло. Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков. Японский дом рассчитан исключительно на лето, его внутренние помещения хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако несомненные достоинства традиционного японского жилища обращаются в свою противоположность, когда это легкое строение нещадно продувает зимой. Холода дают о себе знать от ноября до марта, но японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Когда температура воздуха снижается до минусовой, стены дома сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.
|