Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История развития стиля.
Первые зачатки минимализма в Европе обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году величайший немецкий поэт, философ и художник Иоганн Вольфганг Гете воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную скульптуру. Она представляла собой «сферу – эмблему мобильности, поддерживаемую кубом – эмблемой стабильности». Сфера олицетворяла традиционное в те времена изображение Фортуны в виде «девочки на шаре» – непостоянной, стремительной, которую невозможно удержать. А куб олицетворял устойчивость, прочность, правильность. Замысел композиции: добродетель, которую символизировал куб, должна принять удачу-шар и удержать ее, благодаря своей идеально ровной поверхности. Гёте назвал эту скульптуру «Алтарём удачи». Минимализм является продолжением идей функционализма и конструктивизма. Начало ХХ века характеризуется появлением новых технологий и бурным ростом промышленности. Резко меняется темп жизни –медлительный и вальяжный ХIХ век уступает место напористому и стремительному новому веку. Поскольку в социальной жизни общества теперь активно участвуют все слои населения, а не только аристократическая верхушка, стиль жизни в значительной мере избавляется от условностей и упрощается. После Первой мировой войны Европа окончательно отбрасывает идеи модерна с его декоративностью и украшательством, так как этот стиль ассоциируется с тем образом жизни и с той частью общества, которые и привели мир к войне. Упрощается архитектура жилых домов, интерьеры лишаются пышного декора. С тиль минимализм с его простыми формами, практичностью и предельной функциональностью каждой детали интерьера представляется стилем будущего. Начало концептуальной разработке теории и практики минимализма как взгляда на искусство было положено такими художниками как Казимир Малевич и Марсель Дюшан в двадцатые годы XX века. Главный принцип минимализма – поиск идеальной красоты в элементарных геометрических формах, параллельных линиях, совершенной чистоте прямого угла; классической простотой идеальных пропорций и освобожденного от случайных элементов пространства в сочетании с изысканными текстурами дорогих материалов. Создателем этого направления был архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, который провозгласил такой девиз своего творчества " Меньше – значит больше" (Лучше меньше да лучше), тем самым описав основной принцип Минимализма. Его идеи подхватил и развил конструктор Бакминстер Фуллер, чьим кредо стало " делать больше с меньшими затратами". " Длинный путь, который должен пройти материал до того, как он приобретет целесообразную форму, преследует единственную цель – навести порядок в ужасающем беспорядке наших дней. Мы стремимся к тому, чтобы каждая созданная нами вещь отвечала присущему ей назначению. Стремимся осуществить это с таким совершенством, чтобы все наши излучали свет внутреннего горения", – говорил Мис ван дер Роэ. Минимализм многое взял от стилей, существовавших до него, и усовершенствовал их, доведя до идеального состояния. Альма-матер стиля минимализма стал архитектурный институт Баухауз в Германии, где собрались самые дерзкие и продвинутые дизайнеры того времени. «Баухаус (нем. Bauhaus – «Дом строительства») – высшая школа строительства и художественного конструирования, основанная немецким архитектором В. Гропиусом в Веймаре в 1919 г.). По замыслу автора, Баухаус был призван объединить «разошедшиеся» искусство, ремесло и технику в «единое художественное производство», соединить их в форме средневековых строительных гильдий, но на новой научно-технической основе. Вначале все студенты проходили 6-месячный курс предварительного обучения, где изучали свойства материалов и основы ремесел, а также теорию формы и рисунка. После этого их допускали к работе в мастерских: творческой и производственной, где упор делался на практике занятия. В зависимости от склонностей учащихся из них готовили архитекторов, художников-конструкторов, фотографов, дизайнеров» [18]. Выпускники Бахауса противопоставили витиеватому модерну, увлеченному формами и забывшему о сути, лозунг: " форма должна подчиняться сути". Так был брошен вызов прежней эстетике и было положено начало развитию промышленного и архитектурного минимализма. «Принципы и методы обучения Баухаус были подхвачены в других странах, а его идеи оказали глубокое воздействие на развитие прикладного и изобразительного искусства (от книжной графики и рекламы до мебели и предметов утвари)» [25]. Первой компанией, которая стала распространять минималистские тенденции в серийном промышленном дизайне, была заподногерманская фирма «Braun» – производитель электро- и аудио-визуального оборудования. Владелец и глава фирмы Артур Браун целенаправленно набирал на работу дизайнеров, которые были выпускниками Высшей школы оформительского искусства (Hochschule fur Gestaltung) в Ульме. Талантливые ученики этой школы – наследницы философии Баухауза – сделали продукцию компании «Braun» символом пуристского дизайна. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка изделий «Braun», которая окончательно утвердила торжество минималисткой эстетики в серийном проектировании.
|