Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Труд и его роль в производстве.






Приспособление предметов внешнего мира к нуждам человека называется п р о и з в о д с т в о м. Приведение материалов, доставляемых внешней природой, в такой вид, чтобы они способны были служить нуждам человека, совершается через затрату нервных и мускульных усилий. Вместо того, чтобы бесцельно расходовать механическую работу, к которой человек способен по самому устройству своего организма, он, повинуясь инстинкту самосохранения, планомерно направляет её на добывание в природе необходимых для него предметов и на приведение в пригодный вид того, что без переработки не может служить к удовлетворению его нужд. Эта планомерная затрата мускульных и нервных усилий, направленных на приспособление предметов внешней природы к нуждам человека, именуется т р у д о м. В чём же состоит такое приспособление? Приспособление каждого блага к нуждам человека есть процесс, вполне подчинённый законам природы. Производить не значит создавать вещество; производство – только преобразование вечной материи в более выгодные для человека формы. Человек не в силах заставить ни один атом материи ни на минуту уклониться от того образа действий, которого требуют непреложные законы природы. Роль человека в производстве состоит только в том, что он комбинирует свои личные силы с безличными силами природы – и притом таким образом, чтобы в результате такого сочетания сил возникли желательные для него предметы.

«Рассматривая какой угодно случай, так называемого, воздействия человека на природу, - говорит Д.С.Миль, - мы находим, что всегда сами силы природы, или иначе сказать, качества материи исполняют всё дело, лишь только предметы приведены в нужное состояние. Только эта операция – помещение вещей в такое положение, чтобы они изменялись по нашей надобности своими внутренними силами и силами, лежащими в других предметах, производится над материею человеком, и больше этого он ничего не может делать. Он только придвигает одну вещь к другой: он вдвигает зерно в землю, и естественные производительные силы постепенно производят корень, стебель, листья, цветы и плод. Он продвигает топор через дерево, и последнее падает естественной силой тяжести; он особенным способом продвигает через дерево пилу, и последняя разделяет его на доски, по физическим силам, заставляющим более мягкую вещь вытесняться под напором более твёрдой; он располагает эти доски в известном порядке, продвигает сквозь них гвозди или кладёт между ними склеивающую материю и производит, таким образом, стол или стену. Он продвигает частичку огня к топливу, и последняя загорается; силою горения человек варит пищу, спаивает и размягчает железо, обращает в пиво и сахар – солод и тростниковый сок, причём вся роль его ограничивается только тем, что он придвигает к огню эти вещи. Он имеет только одно средство действовать на материю, это двигать её. Движение и сопротивление движению – вот единственные действия, для которых годятся мускулы человека. Сокращением мускулов человек может произвести давление на внешний предмет; это давление может привести предмет в движение, а если предмет уже двигался, то замедляет, изменяет или вовсе останавливает движение. Кроме этого человек ничего не может сделать; но этого довольно для доставления людям власти над силами природы, несравненно более могущественными, чем сами люди, - власти, которая велика уже теперь, но, без сомнения, должна ещё с течением времени расшириться до размеров, которым нельзя определить границу».

Приведённое место из сочинения Д.С.Миля удачно обрисовывает скромную роль труда в производстве. Однако, при всей ограниченности этой роли, труд является с экономической точки зрения единственным творцом хозяйственных благ. Это одно из основных положений современной политической экономии, которое надлежит постоянно иметь в виду. Приведённое положение составляет прямой вывод из самого понятия хозяйственных благ, как таких полезных предметов, которые возникают лишь благодаря человеческой деятельности. Предметы, получаемые из рук природы без всяких усилий, как бы ни были они драгоценны для целей человека, не принадлежат к разряду хозяйственных благ. Человеку не приходится заботиться о солнечном свете, воздухе или воде, потому что эти блага не принадлежат к разряду хозяйственных; но та же вода становится хозяйственным благом, если для её получения приходится затрачивать труд человека, например, на содержание водопровода, на доставку воды в местожительства людей.

Но является вопрос, одним ли трудом человека создаются хозяйственные блага? На первый взгляд представляется, по-видимому, что в производстве хозяйственных благ принимают деятельное участие и другие факторы, например, силы природы и капитал; но это обыденное представление неверно. Правда, труд человека ничего не может творить без материала, так как он, как сказано выше, не создаёт материи, а только преобразует её, и то при помощи сил природы. Но это участие сил природы, эти материалы, над которыми работает человек, даётся ему даром. Содействие сил природы может в громадной степени сберегать труд человека при производстве полезных предметов; но для человеческого хозяйства эти предметы важны лишь в той мере, в какой в них затрачен труд. В глазах политической экономии хлеб, созревший на поле, есть результат лишь труда земледельца, а никак не почвы, как бы ни была плодородна последняя. Если, благодаря превосходным свойствам почвы, данное количество хлеба получается с меньшею затратою труда, то с хозяйственной точки зрения этот благоприятный результат означает большую успешность труда, а не содействие сил природы. Тоже мы должны сказать о капитале. Конечно, капитал содействует производству, но что такое капитал? Под капиталом мы разумеем хозяйственные блага, созданные предшествующим трудом. В сущности, значит, разные виды капитала являются тем же трудом, но затраченным в предшествующий момент производства. Для того, чтобы создать хлебное зерно, необходим не только труд для подготовки пашни, посева и т.д., но также и труд на производство орудий. Следовательно, мы не вправе говорить об особой силе капитала, создающей хозяйственные блага, это есть тот же труд, но затраченный в другой форме, в другой момент. Таким образом, с экономической точки зрения содействие сил природы и капитала является лишь условием большей или меньшей производительности труда, единственного творца хозяйственных благ. Только труд человека придаёт предметам природы их окончательную п о л е з н о с т ь: он же, как было показано в ведении, создаёт их ц е н н о с т ь.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал