![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образовательные технологии. Преподавание курса «Теория обучения и воспитания» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Преподавание курса «Теория обучения и воспитания» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Исходя из учебного плана, программа дисциплины включает теоретическое обучение и организацию самостоятельной работы студентов. К самостоятельной работе студентов по дисциплине относятся следующие основные виды работ: конспектирование учебной и научной литературы, изучение учебного материала для самостоятельной работы, написание рефератов и подготовка к зачету. Кроме того, в самостоятельную работу студентов включаются дополнительные виды работ: ведение конспектов лекционного материала, составление тезисов, развёрнутых планов, конспектов первоисточников, указанных в списке литературы к семинарским занятиям. Цель самостоятельных занятий студентов заключается в формировании навыков самостоятельного изучения материала, что способствует формированию навыков когнитивной деятельности, навыков организации своего рабочего пространства, умение формулировать задачи работы, анализировать результаты, активизация поисковой деятельности и т.д. Для освоения навыков поисковой и исследовательской деятельности студент пишет реферат по выбранной (свободной) теме. Иными словами, самостоятельная работа студента – это есть эффективная форма работы по формированию профессиональной компетентности и инициативности молодого специалиста. В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция-визуализация, проблемная лекция, дискуссия, мастер-класс, деловая игра и др. Преподавание учебной дисциплины строится на сочетании лекций, практических занятий и различных форм самостоятельной работы студентов. Формы самостоятельной работы студентов: - работа с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, материалами сети Internet, проработкой конспектов лекций; - подготовка к зачёту. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Вопросы к зачету 1. Педагогическая наука. Ее предмет и задачи. 2. Сущность процесса обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. 3. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции, их реализация. 4. Основные понятия дидактики. 5. Процесс обучения как целостная система. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. 6. Предмет и объект дидактики. 7. Закономерности обучения. 8. Понятие принципа обучения. Детерминизм принципов обучения. 9. Принцип наглядности и систематичности в обучении. 10. Принципы активности и связи теории с практикой. 11. Понятие метода обучения. Классификация методов обучения. 12. Словесные методы обучения. Их психологические основы. 13. Практические методы обучения, тренинги в овладении знаниями, умениями, навыками, опытом. 14. Проблемные методы обучения. 15. Исследовательские методы обучения. 16. Анализ современных дидактических концепций. 17. Единство преподавания и учения. 18. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. 19. Государственный образовательный стандарт. 20. Характеристика учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. 21. Понятие о формах обучения. Фронтальные, групповые, парные, индивидуальные формы обучения. 22. Урок. Структуры уроков. Подготовка к системе и отдельному уроку. 23. Домашняя учебная работа школьников. 24. Проверка и оценка знаний учащихся, умений, навыков, опыта. 25. Диагностика процесса и результатов обучения. 26. Основные формы обучения в вузе. Современная вузовская лекция. 27. Внедрение в практику работы школы современных достижений науки. 28. Понятие образовательной технологии. Технологии развивающего обучения. 29. Современные образовательные технологии. От многообразия выбора к авторским технологиям. 30. Инновационные процессы в образовании. Авторские школы. 31. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы. 32. Цели воспитания на разных этапах развития общества. 33. Соотношение целей и задач воспитания. 34. Цели и задачи воспитания в отечественной педагогической теории и практике на современном этапе. 35. Краткая характеристика основных направлений воспитания (умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое, экономическое, экологическое, правовое, половое и др.). 36. Методы воспитания: понятие и классификация. 37. Подходы к классификации методов воспитания: а) традиционная классификация: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования и коррекции деятельности и поведения; б) современные классификации методов воспитания. 38. Формы воспитательной работы. 39. Классификация форм воспитательной работы. 40. Специфика методики интенсивного формирования и творческого развития коллектива И.П. Иванова. 41. Нравственное воспитание в истории развития общества и на современном этапе. 42. Формирование патриотизма и интернационализма у младших школьников. 43. Формирование толерантности и патриотизма у младших школьников. 44. Различные методы диагностики уровня сформированности нравственной воспитанности школьников. 45. Зарубежные концепции воспитания: система Л. Колберга; школа Френе; Йена- план-школа; школа Монтессори; вальдорфская педагогика (характеристика трех концепций по выбору студента). 46. Отечественные концепции воспитания: педагогическая система В.Н. Сорока-Росинского; А.С. Макаренко; В.А. Сухомлинского; В.А. Караковского; В.С. Библера и С.Ю. Курганова; Ш.А. Амонашвили (характеристика любой концепции по выбору студента). 47. Понятие коллектива. Признаки коллектива. 48. Законы развития коллектива. Основные этапы развития коллектива. 49. Современные подходы к институту классных руководителей. 50. Функции классного руководителя. Планирование работы классного руководителя. 51. Работа классного руководителя с семьями младших школьников. 52. Работа с педагогически запущенными детьми. 53. Эстетическое воспитание младших школьников (понятие, формы, методы). 54. Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
Самостоятельная работа студентов связана и с подготовкой к семинарским занятиям.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература: 1. Гребенюк О. С. Теория обучения [Текст]: учебник / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: учебник. - М.: Высшее образование, 2005. б) дополнительная литература: 1. Афонина Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия [Текст]: учебное пособие / Г. М. Афонина; ред. О. А. Абдуллина. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. 2. Бахир В.К. Технологии развивающего обучения: Учеб.пособие. − /Сост.Скоморохова М.И.- Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО ИГПУ», 2004. 3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. − М, Харьков, Минск.: «Питер. С-Пб». 2000. 4. Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельно-сти младших школьников. – С-Пб., 1989. 5. Григорович Л. А. Педагогика и психология [Текст]: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. 6. Гребенюк О. С. Теория обучения [Текст]: учебник / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 7. Горянина В. А. Психология общения [Текст]: Учебное пособие для вузов / В. А. Горянина. - М.: Академия, 2002. 8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст]: учебное пособие / В. В. Давыдов. - М.: Академия, 2004. 9. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 10. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) [Текст]: Учебное пособие / В. П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. 11. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2004. 12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. 13. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах [Текст]: Учебно-методическое пособие / В. Г. Крысько. - Минск: Харвест, 1999. 14. Кузнецов В. И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе [Текст]: учебное пособие / В. И. Кузнецов. - М.: Академия, 2001. 15. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций [Текст]: учебное пособие / Б. Т. Лихачев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 1999. 16. Леонтьев А. А. Психология общения [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А. А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Академия: Смысл, 2005. 17. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учебное пособие / А. Н. Леонтьев; ред. Д. А. Леонтьев, ред. Е. Е. Соколова. - М.: Смысл, 2000. 18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник / В.С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. 19. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Л.Ф. Обухова. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000. 20. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И. Ф. Исаев [и др.]. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2004. 21. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. 22. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В. А. Сластенин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 1997. 23. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учебник / ред.: С. А. Смирнов. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. 24. Подласый И. П. Педагогика [Текст]: новый курс учебник: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000 – 1999. 25. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов пед. вузов / К. Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. 26. Психология возрастных кризисов: хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2000. 27. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / К. А. Абульханова, Е. Г. Баранов, Е. М. Богданов; науч.ред.: А. А. Деркач. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 28. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие для вузов / Ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2003. 29. Рожков М. И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2004. 31. Сластенин В. А. Общая педагогика [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: ВЛАДОС, 2002. 32. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика [Текст]: в вопросах и ответах: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. 33. Столяренко А. М.Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 34. Слободчиков В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев; ред. В. Г. Щур. - М.: Школьная пресса, 2000. 35. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях [Текст]: учебное пособие / В. И. Смирнов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. 36. Скоморохова М.И. Теория обучения. Педагогические технологии.: учебное пособие / М.И. Скоморохова - Иркутск: ИГПУ, 2007. 37. Специальная педагогика [Текст]: учебное пособие / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова; ред. Н. М. Назарова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. - 396 с. - (Высшее образование). 38. Талызина Н. Ф. Практикум по педагогической психологии [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 2002. 39. Шамова Т. И. Управление образовательными системами [Текст]: учебное пособие / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин; ред. Т. И. Шамова. - М.: ВЛАДОС, 2001. 40. Харламов И. Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ф.Харламов. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2005. 41.Хуторской А.В. Формы, методы и приемы обучения. /В кн. «Практикум по дидактике и современным методикам обучения.» − Питер, 2004. 42. Эльконин Б. Д. Психология развития [Текст]: учебное пособие / Б.Д. Эльконин. - М.: Академия, 2004. Интернет-ресурсы:
1. https://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
|