![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинарское занятие № 9
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л] И [Л1] План 1. Правильная артикуляция звука [л]. 2. Нарушения произношения звуков [л] и [л']. 3. Методы исправления ламбдацизма. Методические указания и дополнительный материал Приступая к изучению данной темы, четко усвойте, что недостатки произношения звуков [л] и [л'] называются ламбда-цизмом. Истинным, или фонетическим, ламбдацизмом является отсутствие звука [л] и его искажение. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене [л] другим звуком русского языка, носят название параламбдацизм. Отвечая на первый пункт плана, надо четко описывать правильную артикуляцию звука [л]: — губы нейтральны и занимают положение последующе — зубы разомкнуты; — язык упирается своим кончиком в верхние резцы или — мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки — воздушная струя при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук [л] и Мягкий звук [л'] отличается по артикуляции от твердого тем, что поднимается не корневая часть языка, а передне-средняя часть его спинки; смыкается не только язык с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки с альвеолами. Нередко [л'] вообще произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами. Отвечая на второй пункт плана, обратите внимание на то, что нарушения произношения и твердого, и мягкого [л] встречаются редко. Обычно неправильно произносится лишь твердый звук. Это объясняется тем, что он более сложен по артикуляции. В зависимости от этого формирование звука [л] часто запаздывает и наблюдается достаточно много вариантов его неправильного произношения. Наиболее распространенными видами ламбдацизма являются: — отсутствие звука [л] или удлинение смежных глас — двугубное произношение [л] наподобие краткого [у], — произнесение [л] в виде заднеязычного носового звука — возможно межзубное произношение [л], когда слышит — встречается боковое одностороннее произношение [л], Более многочисленны случаи параламбдацизма в виде замен звука [л] кратким гласным [ы] (ыампа, паыка, стоы), когда задняя часть спинки языка поднята. Часто встречаются замены звука [л] губно-зубным согласным [в] (вампа, павка, стов) или гласным [у] (уампа, паука, стоу). При таких заменах активное участие в артикуляции звука принимает нижняя губа или губы, а не язык. Возможна замена [л] мягким или полумягким [л], среднеязычным [j] (йампа, пайка, стой). В последнем случае кончик языка остается внизу, а средняя часть спинки языка поднимается вверх, образуя щель с твердым небом. Изредка встречается замена звуком [р]. Звук [л] может заменяться также взрывным заднеязычным [г] или его фрикативным вариантом (гампа, пагка, стог). В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов. Как говорилось выше, мягкий [л'] нарушается редко: наблюдается полумягкое произнесение или замена его звуком [j]. Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука [л], могут быть следующие: — укороченная подъязычная связка; — слабость мышц языка; — несформированность фонематических процессов. — подъем кончика языка вверх; — подъем задней части спинки-языка вверх;
— умение опускать боковые края языка и выдыхать воз — нейтральное положение губ. Необходимые артикуляционные навыки достигаются выполнением комплекса подготовительных упражнений. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы. Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу: пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л], на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение. Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом слоге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем — с лабиализованными [о], [у]. В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л'], исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда — «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л'] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»). Постановка звука [л] при заменах его другими звуками может иметь свои особенности. При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю — поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы. Постановка звука [л] от [ы] особенно рекомендуется при замене звука [л] на [л'], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней части его, а не в задней. Иногда все попытки поднять корень языка, т.е. получить вместо мягкого звука [л'] его твердое звучание, оказываются безуспешными. В этих случаях можно использовать следующие приемы: — предложить создать некоторое напряжение в области — механическая помощь: двумя пальцами — указатель При этих упражнениях важно обратить внимание ребенка на возникающие при них кинестетические ощущения от подъема корня языка. При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем при замене звука [л] на [в].
При замене звука [л] звуком [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н...). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают. Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивается этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи). Дополнительные вопросы 1. Опишите механизм образования звуков [л], [л']. Объясни 2. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефек 3. Сравните механизмы нормального образования звука [л] 4. Назовите возможные причины нарушения произношения 5. Нужно ли при наличии дефектов произношения звуков 6. В каких случаях нарушения произношения звуков [л], [л'] 7. Назовите особенности подготовительного этапа коррекци- 8. Какими приемами постановки звука [л] вы воспользуе 9. На какие анализаторные системы опирается логопед в процессе работы по дифференциации звуков [л] и [р]? Какова роль каждого анализатора? 10. Ответьте на вопросы, поставленные в карточках програм
1) щелевым; 2) смычно-взрывным; 3) смычно-щелевым; 4) смычно-проходным; 5) дрожащим.
1) губно-губным; 2) губно-зубным; 3) переднеязычным; 4) среднеязычным; 5) заднеязычным.
1) его отсутствие; 2) межзубное произношение; 3) двугубное произношение; 4) замена на звук [в]; 5) носовое произношение.
1) его отсутствие; 2) замена звуком [в]; 3) горловое произношение; 4) замена звуком [р]; 5) замена звуком [ы].
|