Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Круг лиц, на которых распространяется положения о защите прав потребителей.






Несомненно, любому юридическому лицу независимо от его организационно- правовой формы (далее – организация) или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему торговые операции или деятельность в сфере услуг, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда покупатель или заказчик остался недоволен и заявил о своих правах потребителя – тех самых правах, на защите которых стоит Закон РФ от 7 февраля 1992г. № 2300 – I «О защите прав потребителей» (с последними изменениями от 27 июля 2006г.; далее- Закон РФ «О защите прав потребителей»). Указанный Закон ориентирован прежде всего на потребителей, т.е. лиц, приобретающих товары или услуги и оставшихся недовольными качеством товара или услуги либо действиями организаций и индивидуальных предпринимателей. В Законе отсутствуют статьи о правах продавцов и исполнителей, эти положения скорее сквозят между строк, будучи вытесненными на задний план перечнем прав потребителя и описания методов их реализации и защиты. Однако не смотря на столь явное законодательное преимущество потребителя, грамотное использование Закона РФ «О защите прав потребителей», но уже с позиции защиты прав продавцов и исполнителей может привезти к законному отказу потребителю в удовлетворении части или всех его требований или по меньшей мере сократит финансовые издержки продавца и исполнителя, связанные с удовлетворением подобных претензий.[1]

Прежде всего не обходимо уяснить правовой статус лиц, на которых распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей».

В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей указано, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает право потребителей на приобретение товаров (работ и услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.

Законом четко установлен исчерпывающий перечень участников отношений, а именно с одной стороны, потребители, с другой стороны изготовители, исполнители, продавцы.

В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, законодатель ограничивает действие закона, распространяя его, во- первых, только на граждан, т.е. исключая взаимоотношения с юридическими лицами индивидуальными предпринимателями, а во- вторых, исключительно на товары и услуги, которые приобретаются для определенных целей – личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В целях единообразного применения указанного Закона Государственным антимонопольным комитетом РФ (далее ГАК России, ныне – Федеральная антимонопольная служба) были даны Разъяснения по порядку его применения – «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекс об административных правонарушениях»), утвержденные приказом ГАК России от 20 мая 1998 г. (далее- Разъяснения Гак России). В указанных разъяснениях одним из признаков понятия «потребитель» является приобретение гражданином товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Термин «прибыль» следует понимать в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) и использующий их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью извлечения прибыли.

Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома так и на занятиях).[2]

К числу потребителей не относятся граждане, приобретающие товары для организаций и за счет организаций с целью использования этих товаров в производстве, а так же заказывающие работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции; химическая чистка штор, натирка полов и т.д.).

Потребителем так же выступает гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и законной для производственных нужд (например, услуги по перевозке, по проживанию в гостинице во время командировок).

Под «потребителем» понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил телевизор или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим телевизором или присутствует в качестве зрителя в театре.

Законодательством в отдельных случаях предусмотрено право пользования товаром, результатом работы, услугой лишь гражданина, заключившего договор с продавцом, исполнителем.

Пример 1. Воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно только он в данном случае выступает потребителем. При покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют установленные законодательством ограничения: продажа отдельных видов оружия, может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, соответствующей лицензии, при этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли- продажи, будет считаться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора.[3]

Опираясь на указанные нормы закона, продавец (исполнитель), в случае если будет установлено, что покупатель (исполнитель) не является потребителем, может действовать уже не в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей», а в соответствии с ГК РФ, который позволяет регулировать отношения возникающие на договорной основе. Фактически у продавца (исполнителя) появляется возможность самостоятельно устанавливать на основании договора порядок взаимоотношений с покупателем (заказчиком), так как действие Закона РФ «О защите прав потребителей» не распространяется на подобные ситуации.

Пример 2. В случае поставки товара организациям и индивидуальным предпринимателям в соответствии со ст. 518 ГК РФ в договор может быть включено условие о том, что в случае поставки некачественного товара поставщик обязуется его немедленно заменить, но это не подразумевает право покупателя на отказ от исполнения договора или его требование вернуть уплаченную денежную сумму. Кроме того, в случае продажи организациям и индивидуальным предпринимателям товара надлежащего качества не может идти речи о возможности возврата товара по каким- либо причинам, поскольку в данном случае нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» будут не применимы.[4]

В Законе РФ «О защите прав потребителей» даны определения лиц, выступающих на стороне продавца (исполнителя), а именно:

1) Изготовитель- организация независимо от ее организационно правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

2) Исполнитель- организация независимо то ее организационно- правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

3) Продавец- организация независимо от ее организационно- правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли- продажи;

4) Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее- уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) – организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (иностранным продавцом), выполняющая определенные функции на основании допроса с изготовителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

5) Импортер- организация независимо от организационно- правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

К изготовителям, продавцам, исполнителям относятся организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности и организационно правовой формы, а также индивидуальные предприниматели.

Прежде всего организации или индивидуальному предпринимателю необходимо определиться с их правовым статусом, т.е. является ли организация или индивидуальный предприниматель изготовителем, исполнителем, продавцом или организацией, уполномоченной вышеназванными субъектами закона на совершение от их имени определенных действий. Такая определенность необходима для выяснения правомочности субъектов закона на принятие претензий со стороны потребителей, а так же на рассмотрение и удовлетворение их требований.

Как правило это касается организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, уполномоченных изготовителем (продавцом) на выполнение определенных функций на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченных им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества. Таким образом, необходимо определить четкий перечень функций, которые вправе выполнять такие организация и (или) индивидуальный предприниматель от имени изготовителя (продавца). И если заявленная потребителем претензия содержит требования, полномочия на удовлетворение которых указанной организации и (или) индивидуальному предпринимателю не переданы, то соответственно потребителю можно на законных основаниях отказать в удовлетворении его требований, разъяснив, что он предъявил их неполномочному лицу.[5]

Пример3. В случае если потребитель приобрел некачественный мобильный телефон и обратился с требованием о его замене в сервисный центр, адрес которого был указан в гарантийном талоне в качестве официального представительства фирмы- изготовителя, то сервисный центр вправе отказать ему в удовлетворении его требований (даже если заявленная неисправность возникла по вине изготовителя), если указанный сервисный центр по договору с изготовителем уполномочен только на ремонт телефонных аппаратов определенной модели.[6]

В настоящее время розничную продажу товаров потребителям обычно осуществляют организации и (или) индивидуальные предприниматели, которые в свою очередь приобретали товары у крупных оптовых поставщиков. В связи с этим следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.518 ГК РФ такая организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая(ий) продажу поставленных товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.

Но при этом, как было разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 1999г. №612/99, обратиться с таким требованием непосредственно к изготовителю товара (как к непосредственному виновнику ненадлежащего качества товара) организация (индивидуальный предприниматель) не может, в случае если приобретала данный товар у какого- либо поставщика.

Пример 4. ТОО «Универмаг “Юбилейный”» реализовал по договорам розничной купли- продажи холодильники «Саратов КШ- 160», полученные от производственно- коммерческого предприятия «Поиск-К» в соответствии с договором поставки от 20.07.2006 №9.[7]

В Период гарантийного срока эксплуатации несколькими потребителями были обнаружены недостатки товара. По требованиям потребителей продавец возместил им расходы на исправление недостатков, а одному из потребителей безвозмездно устранили дефекты.

Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления требований о возмещении убытков изготовителю товара- ООО «СЭПО- Темп».

Отказ в удовлетворении исковых требований суд мотивировал ст. 518 ГК РФ, в соответствии с которой требования, возникающие в связи с поставкой товаров ненадлежащего качества, могут быть предъявлены поставщику, а не изготовителю товара.

В обосновании протеста со стороны истца были приведены доводы о том, что согласно п.2 и 3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в праве предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление продавцу, а также изготовителю. Поскольку граждане осуществили свое право на возмещение расходов путем обращения к продавцу по договору розничной купли продажи, у последнего в результате удовлетворения этих требований возникло право обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения как к поставщику по договору, как и к изготовителю товара, установившему гарантийный срок. Поэтому предъявление регрессного иска непосредственно к изготовителю товара является правомерным.

Однако исходя из п.3 ст.492 ГК РФ законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям, возникающим по договорам купли- продажи с участием покупателя- гражданина.

Следовательно, права потребителей, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей», не могут переходить к продавцу по договору розничной купли- продажи. Названным Законом не предусмотрено изъятий из правила, установленного ст.518 ГК РФ.

Таким образом, правильное определение правового статуса участников правоотношений в области применения Закона РФ «О защите прав потребителей» служит основанием для принятия в дальнейшем законных и обоснованных решений со стороны организаций и (или) индивидуальных предпринимателей.[8]


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал