Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.
Согласно российскому законодательству, если потребителю продан товар ненадлежащего качества и это не было оговорено продавцом, то потребитель вправе по своему выбору: 1) потребовать замены на товар этой же марки(этих же модели или артикула); 2) потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; 3) потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; 4) Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; 5) Отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.[41]
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества, в сроки, установленные законодательством для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли- продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар денежной суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течении 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: 1. обнаружение существенного недостатка товара; 2. нарушение установленных Законом о защите прав потребителей сроков устранения недостатков товара; 3. невозможность использования товара в течение каждого года гарантии срока в совокупности более 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.[42] Перечень указанных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997г. № 575. В него включены следующие виды товаров: · Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; · Мотоциклы, мотороллеры; · Снегоходы; · Катера, яхты, лодочные моторы; · Холодильники, морозильники; · Стиральные машины автоматические; · Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами; · Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы. Вместо предъявления требований замены товара и незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Следует отметить, что в Законе о защите прав потребителей не дано прямое определение понятия «ненадлежащее качество», приводятся лишь формулировки понятий «недостаток» и «существенный недостаток». Товар «ненадлежащего качества» - это товар, имеющий «недостаток» или «существенный недостаток». В свою очередь, недостаток товара (работы, услуги)-это несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованием предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию. Существенный недостаток- это неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, либо выявляется неоднократно, либо проявляется вновь после устранения, или другие подобные недостатки. Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, качество товара следует считать ненадлежащим. Несоответствие товара обязательным требованиям и целевому назначению может быть установлено независимой товарной экспертизой с помощью экспертов. Если несоответствие очевидно, а проведении экспертизы нет необходимости. Трудности могут возникнуть только в части установления условий заключенного договора либо целей, о которых потребитель известил продавца при покупке. Ситуация, когда условия купли-продажи оговариваются устно, очень распространена. В этом случае потребитель имеет возможность доказать с помощью свидетельских показаний, какие именно условия договора были согласованы при его заключении, на это прямо указывает ст.493 ГК РФ. Факт невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием. Для подтверждения факта повторного появления недостатка достаточно справки или квитанции об устранении этого недостатка ранее, а так же подтверждения возникновения недостатка вновь.[43] Хотя законодательство не обязывает потребителя ремонтировать товар, экспертным заключением может быть установлено, что недостаток устранять бесполезно, так как он проявится вновь. Обычно это происходит из-за несовершенства всей конструкции товара, технологии его изготовления. Воспользоваться правами, предусмотренными ст.18 Закона «О защите прав потребителей», потребитель может только в том случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке. Если же при покупке товара отдельные недостатки все-таки были определены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, которые не были оговорены при покупке, например, потребителю продан холодильник, на корпусе которого есть царапина, о чем потребителю было известно при покупке. В период гарантийного срока обнаружен дефект реле холода. Поскольку возникший дефект не связан с недостатком, о котором стороны договорились при заключении договора, потребитель сможет обратиться к продавцу (изготовителю) с претензией. Важным моментом является то, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требования. В соответствии со ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания и подтверждение заключения договора. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. При возникновении спора о причинах появления недостатков товара (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст. 20, 21 и 22 Закона «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если результаты экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечают за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажут, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5кг для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а так же при отсутствии продавца (изготовителя) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.[44] Пунктом 3 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» установлено, что если после покупки товара у потребителя возникли сомнения в его качестве и при этом продавец не предупредил потребителя, что товар некачественный, то потребитель вправе потребовать от изготовителя незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление, замены бракованной продукции на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула). Вместо предъявления этих требований потребитель также вправе возвратить изготовителю или импортеру товара ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Возместить же расходы на ремонт вещи потребителем нужно в течении 10 дней с того момента, как он предъявит об этом требование. Этот срок определяется ст.22 Закона «О защите прав потребителей». Недостатки товара нужно устранить незамедлительно, а если это товар длительного пользования, то в течении трех дней потребителю нужно бесплатно предоставить аналогичный товар. Гарантийный срок при этом продлевается на все время, пока товар находится в ремонте. При этом следует помнить, что обязанность продавца (изготовителя) предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар возникает только после требования об этом потребителя (такое требование следует заявить в письменной форме). [45] Привожу примерный образец такого заявления (рис.1.) Заявление следует составить в двух экземплярах. Один экземпляр потребитель вручает продавцу (или изготовителю), а на другом адресат сделает отметку, включающую дату получения и подпись должностного лица, о получении заявления. В случае если в трехдневный срок требование потребителя не будет выполнено, он имеет право обратиться в суд за защитой своих интересов и требовать уплаты неустойки просрочку исполнения его требования.[46] Нередко бывает, что подходящего товара для замены некачественного товара у производителя нет, поэтому, если покупатель согласен получить взамен более дешевый товар, продавец должен возвратить ему разницу. Если взамен некачественного предоставлен более дорогой товар, то разницу должен внести потребитель. Цена товара определяется на момент его замены (ст.24 Закона о защите прав потребителей). Заменить товар нужно в течении 7 дней, а если для этого необходимо проверить его качество, то в течение 20 дней со дня предъявления требования о замене. Если гарантию на товар дает продавец, то в период действия гарантийного срока все требования о ремонте или замене товара потребитель должен предъявлять именно к нему, а не к изготовителю.
Пример 7. А.Н. Соловьева 4 мая 2001г. приобрела в магазине «Все для дома» ванну, изготовленную ООО «Мойдодыр». Магазин установил на нее гарантию сроком два года. Через восемь месяцев на ванне стала трескаться эмаль. Гражданка обратилась в магазин с претензией, требуя замены ванны. Но в магазине ей отказали, заявив, что замену она может требовать только от ООО «Мойдодыр». Соловьева обратилась к изготовителю. Но юрист ООО «Мойдодыр» подсказал покупательнице, что на основании п.1 ст.19 Закона «О защите прав потребителей» она вправе потребовать замены товара в период действия гарантийного срока от продавца, так как гарантийный срок был установлен им. Поэтому гражданка обратилась в суд с иском о замене товара ненадлежащего качества к магазину «Все для дома». Суд удовлетворил ее иск. На основании Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать от изготовителя, не соблюдающего его законные требования, взыскания неустойки за нарушение сроков выполнения его требований и, как уже говорилось, возмещения убытков и морального вреда. За нарушение сроков изготовитель уплачивает потребителю неустойку (пении) за каждый день просрочки в размере 1 % от цены товара.[47]
Пример 8. А.В.Шумова 10 апреля 2006г. купила за 1200 руб. туфли, изготовленные ООО «Ботильон». Но уже через семь дней после покупки от них отвалился каблук. Тогда Шумова обратилась в ООО «Ботильон», требуя починить некачественный товар. Однако заказ за починку обуви ООО «Ботильон» выполнило только 24 апреля. Таким образом, просрочка составила семь дней. Размер пении составит: (1200руб.x 1%) x 7 дней = 84 руб.[48]
|