![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закономерности и принципы воспитания и обучения дошкольников
Закономерности воспитания: понятие и взаимосвязь с принципами, методами, технологиями. Проявление основных закономерностей в принципах обучения детей дошкольного возраста: принцип воспитывающего обучения; принцип развивающего обучения; принцип научности; принцип наглядности; принцип систематичности; принцип доступности; принцип сознательности и активности в обучении. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: содержание принципов, на которых должна строиться программа, обоснование каждого принципа с точки зрения закономерностей. Литература: 1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика – 1986. 2. Кудрявцев В.Т. Тропинки: Концептуальные основы развивающего образования. – М.: Вентана-Граф, 2007. 3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980 4. Селевко Г.К. Педагогика сотрудничества и развития. Методические рекомендации, ч. II. Личностный подход. – Ярославль, 1989.
6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. 7. Приказ Министерства образования и науки РФ № №655 от 23.11.2009 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» 7) Компоненты дошкольного воспитания: физическое воспитание Физическое воспитание: понятие и основные направления. Задачи оздоровительные и средства их решения. Задачи воспитательные и средства их решения. Задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, и средства их решения. Литература:
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8) Компоненты дошкольного воспитания: физическое воспитание Нравственное воспитание: понятие и основные направления. Механизм нравственного воспитания. Задачи формирования механизма нравственного воспитания и средства их решения. Задачи формирования нравственных качеств и средства их решения. Литература
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
6. Лисина В.О. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника// Дошокльное воспитание. – 1994. – №3
9) Компоненты дошкольного воспитания: умственное воспитание Умственное воспитание. Умственное развитие. Основная функция умственного воспитания детей дошкольного возраста. Краткая характеристика з адач умствен ного воспитания детей дошкольного возраста: сенсорное воспитание (развитие); развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями); становление речи; формирование познавательных мотивов, воспитание любознательности, познавательных интересов; формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста. Литература: 1. Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988. 2. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. Л.Г. Нисканен. – М., 2002. 3. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. – М., 1996. 4. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьякова.– М., 1981. 5. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. – М., 1975. 6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М., 2008. 7. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. – М., 1991. 8. Титоренко С.А. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб.пособие. – Воронеж, 1998. 9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1984. 10. Учимся общаться с ребенком / В.А.Петровский и др. – М., 1993. 10) Компоненты дошкольного воспитания: эстетическое воспитание Эстетическое воспитание: понятие и основные направления. Задачи формирования эстетического отношения детей к окружающему и средства их решения. Задачи формирования художественных умений в области разных искусств и средства их решения. Литература: 1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. 2. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ.вузов/ Под ред. Е.А.Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002. 3. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996. 4. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/ Под ред. Н.А.Ветлугииой. – М., 1980. 5. Чумичева Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. – Ростов-на-Дону, 1995. 6. Флерин Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой.– М., 1961.
11) Компоненты дошкольного воспитания: трудовое воспитание Трудовое воспитание: понятие и основные направления. Задачи овладения трудовой деятельностью (освоения основными составляющими деятельности, в том числе операциональным компонентом: приобретение трудовых навыков, умений) и средства их решения. Задачи развития личности ребенка в труде (развитие качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия) и средства их решения. Литература 1. Воспитание в труде / Под ред. Р.С.Буре. – М., 1987. 2. Крухлет М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. – СПб, 1995.
4. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду/ Под ред. Р. С. Буре. – М., 1987. 5. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. – М., 1996.
12) Компоненты воспитания: социальное воспитание Социальное воспитание: понятие и основные направления. Задачи, связанные с овладением ребенком коммуникативными средствами и средства их решения. задачи становления и развития игровой деятельности детей и средства их решения. 13) Компоненты воспитания: гендерное воспитание Гендерное воспитание: понятие и основные направления. Задачи формирования качеств личности и социальной роли в зависимости от гендерной принадлежности ребенка. Средства решения задач гендерного воспитания. 14) Компоненты воспитания: гендерное воспитание Экологическое воспитание: понятие и основные направления. Задачи и средства их решения: задачи формирования кругозора детей; задачи развития познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой, эстетической деятельности детей, связанной с экологической безопасностью, задачи формирования качеств личности ребенка. Литература: 1. Лисина В.О. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника// Дошкольное воспитание. – 1994. – №3 2. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982. 3. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева – СПб.: Детство-пресс, 2003. 4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 1990. 5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997. 6. Общение между детьми в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М., 1990. 7. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/ Под ред. Т. А. Репиной. – М., 1978. 8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. – М., 1986. 9. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988. 10. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976. 11. Флерина Е. А. Игра и игрушка. – М., 1973. 12. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
|