Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Древнеримские политико-правовые учения опирались на теоретические постулаты Платона, Аристотеля, Полибия
Древнеримские политико-правовые учения опирались на теоретические постулаты Платона, Аристотеля, Полибия, согласуясь с собственными римскими традициями и дальнейшим развитием практической юриспруденции. Государство и право у него основываются на всеобщем разуме и справедливости. Большое внимание Цицерон уделял анализу различных форм государственного устройства, причинам их смены, поискам наилучшей, идеальной модели. Студентам необходимо подробно изучить простые формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократия), народная власть (демократия); их положительные стороны и недостатки, причины их упадка и перерождение. Какую идеальную государственную модель предлагал Цицерон? В чем он видел плюсы смешанного вида государственной устройства? В чем состояли различия между проектом государства Цицерона и идеальной моделью Платона? В концепции Цицерона интересны представления об идеальном правителе и гражданах. Первый должен быть наделен такими качествами, как мудростью, справедливостью, ораторскими способностями, владеть основами права и уметь предугадывать будущие исторические повороты. Рационализм преобладал и в правовых воззрениях Цицерона. Право у него выступает как вечная, неизменная природная справедливость. Студентам в этой связи следует рассмотреть сущность естественного права в понимании Цицерона, его связь с позитивными законами, принципы правопорядка. Среди представителей римского стоицизма студентам рекомендуется выделить взгляды Луция Аннея Сенеки (3 - 65 гг.), Марка Аврелия Антонина (121 - 180 гг.). По-мнению Сенеки человек может обладать лишь внутренней свободой, духовной. Он должен и может жить только в обществе, выполняя те обязанности, которые ему принадлежат с рождения в силу общественного положения. Следует учитывать, что в естественно-правовой концепции Сенеки много внимания уделено судьбе. Вселенная в его представлениях выступала естественным государством, которому должен соответствовать и человеческие общества или «малые государства». Марка Аврелия Антонина считали идеальным правителем Римской империи. В своих назидательных произведениях «К самому себе», «Письма к Фронту» нарисовал образ идеального государя, наделенного множеством добродетелей, который должен править на основе разума и законов, умея прислушиваться к мнению других. Вслед за Аристотелем Марк Антонин называет человека – «существом общественным», созданным для поддержания другого и в целом гражданской общности. Вот почему приобретают важность такие нравственные постулаты, как «не навреди другому», «не лги», «не стремись к обогащению». Римская правовая мысль своим развитием во многом обязана практической юриспруденции. Студентам следует выделить и охарактеризовать ряд этапов эволюции римской юриспруденции: 1) на первом этапе толкование права было сосредоточено у понтификов, которые осуществляли правовую интерпретацию и создавали понтификальные записи; 2) второй этап был связан с деятельностью римских магистров и появлением «законов на год» интердиктов и эдиктов. С этого времени в римском праве проявился дуализм правовых систем; 3) третий этап – это период складывания в Древнем Риме светской юриспруденции. Деятельность юристов проявлялась в трех формах: cаvere, respondere, agere, которые студентам необходимо охарактеризовать. Из большого числа римских юристов следует выделить правовые взгляды школы «старины», сабиньянцев (Сабин, Капитон, Сильвия, Юлиан, Секстий Помпоний), школы новаторов (Прокул, Лабеон), юристов классического периода (Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин). При этом целесообразно раскрыть понимание права (jus); соотношение естественного, цивильного и преторского права; классификацию права на публичное и частное. В целом же следует отметить, что римская юриспруденция носила практически-правовые черты, и мало внимания уделяло теории права. В начале нашей эры на территории маленькой римской провинции Палестины зародилось новое идеологическое течение христианство. Политико-правовые идеи раннего христианства базировались на постулатах всеобщего равенства и свободы людей, отказа от частной собственности. Жизнь христианских общин строилась на принципах всеобщей обязанности трудиться, соответственного вознаграждения по труду каждого. Новое учение носило не местный, национальный, а космополитический характер, с признанием абсолютной власти разума, добра, милосердия бога и его карающей силой. Политическая, государственная власть, человеческая слава, богатства провозглашались порочными, которые приносят лишь бедствие для общества. Социально-общественные взаимоотношения должны строиться с позиции пассивности, подчинения человека существующим условиям. Для правопонимания ранних христиан было характерно использование ранее сформированных естественно-правовых идей. Не случайно господствующее место в их учении занимал принцип справедливости, воздаяние равным за равное. Студентам необходимо раскрыть их представления о потребительском равенстве, критике частной собственности, всеобщей обязанности трудиться: «Каждый получает свою награду по своему труду», «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь». При этом студенты должны учитывать, что по мере того, как христианство приобретало черты государственной религии, ряд политико-правовых идей раннего христианства претерпели изменения. В большей степени это коснулось роли политической власти. Она провозглашалась неизменной данной богом и требовала от граждан строгой подчиненности ей.
|