Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Мусульманская политико-правовая доктрина изначально формировалась на правовом аспекте исламской религии
Мусульманская политико-правовая доктрина изначально формировалась на правовом аспекте исламской религии, что получило наименование шариата. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем, лежит божественный закон, совокупность предписаний о том, что они должны делать и что им запрещено. Студентам необходимо проследить процесс становления мусульманского права (VII - X вв.) и охарактеризовать его источники (Коран, Сунна, иджма, кияс и др.). При этом следует обратить внимание на такие общие особенности мусульманской политико-правовой мысли, как: их доктринальный, догматический и наднациональный характер; отсутствие собственно политических трактатов; неразработанность классификации форм государственного устройства; наличие правовых школ (толков).
понимались как единое целое, которые должны опираться на нравственные постулаты. Политика ставилась в один ряд с мусульманской правовой доктриной и с религиозной догматикой, т.к. все они освещали различные стороны поведения человека и носили практический характер. Сам термин «государство» не употреблялся в мусульманских теоретических учениях. Его заменяли понятие «имамат» и «халифат», содержащиеся в Коране. Принципы организации и функционирования мусульманского государства были сформулированы учеными-правоведами спустя сотни лет после смерти Мухаммеда, однако различия между суннитскими и шиитскими школами по ряду вопросов были существенными. Студентам необходимо провести сравнительный анализ политических взглядов этих двух толков по следующим основаниям: сущность, понятие халифата, о происхождении государства, функциях халифа, полномочиях и границах верховной власти, о замещении поста халифа, роль в политической системе общины и муджтахидов, ответственность халифата. Особенностью мусульманской политической доктрины является то, что для нее не столь важно какая собственно форма правления – республиканская или монархическая установлена в государстве. Согласно мусульманскому праву форму халифата устанавливает сам правитель, и если для шиитов власть халифа должна была быть абсолютной, почти божественной, то сунниты правами суверенитета наделяли общину, которая уступала эти права халифу. Мусульманская политическая мысль не изучала роль народа, граждан в общественно-политических процессах. Не были разработаны абстрактные теории и принципы государственной власти. Их исследования носили чисто описательный характер существовавших политических институтов и содержали рекомендации по управлению. Мусульманское право является сложным, социальным явлением с длительной историей развития. Примерно в Х веке произошло отделение правоведения от мусульманской религиозной догматики и хотя право тесно связано с религией, но не сливается с ней. В этой связи студенты должны ознакомиться с различными научными точками зрения в отношении сущности и определении мусульманского права, как европейских, так и арабских ученых. Мусульманское право представляет из себя совокупность ряда взаимосвязанных норм: юридических предписаний Корана и Сунны, норм мусульманско-правовой доктрины или мнения авторитетных правоведов-факихов. При этом необходимо дать им характеристику, показав их соотношение и взаимовлияние. Следует также учитывать, что в рамках мусульманской правовой системы долгое время не формулировались обобщенные абстрактные понятия и правила. Право было детализированным, преимущественно состояло из казуальных норм, имело ярко выраженный индивидуальный характер. Ученые-правоведы видели в этом положительные стороны, гарантирующие максимальный учет индивидуальности и обеспечивающие справедливость. Помимо раскрытия общих черт мусульманской политико-правовой доктрины необходимо изучить и отдельные учения: аль-Фараби, Ибн Рушда, Ибн Халдуна. Наибольшую известность приобрели воззрение Ибн Халдуна, который сумел объединить философский, юридический подход к государству и праву с их социологическим анализом. Много внимания в его учении уделено природе и сущности государства, как принудительной власти, сдерживающей и подчиняющей себе агрессивные, порочные качества человека. Развитие государства у него соответствует различным возрастам человека: от возникновения власти к ее расцвету, затем переходу к насильственным и деспотическим методам, и, наконец, упадку и гибели государства. Политическое искусство Ибн Халдун непосредственно связывал с исламом и властью правителя, которое должно опираться на предписание мусульманского права и политические традиции греческой философии (Платона и Аристотеля). Он выделял пять видов политики, которые следуют охарактеризовать: «пророческая политика», «политика халифов», «политика управления отдельными районами», «частная политика» и «персональная политика», учитывающая психологические и моральные особенности отдельного человека. Студентам следует обратить особое внимание на классификацию форм правления, предложенную Ибн Халдуном, в основе которой положены характер политики и права: естественная монархия с деспотическим режимом личной власти, политическая монархия, правление которой основывается на рациональных началах и халифат, как лучшая форма, где власть халифа опирается на мусульманско-правовые основы. Целесообразно сопоставить их с уже ранее изученными формами государственного устройства классических греческих и римских учений.
|