Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Становление древнерусской государственности в X - XI веках способствовало возникновению политико-правовой мысли






Становление древнерусской государственности в X - XI веках способствовало возникновению политико-правовой мысли, которая была направлена на обоснование и утверждение в общественном сознании законного происхождения государства и верховной княжеской власти, получившей права на управление не насильственным, захватническим путем, а на основе договора управомоченных сторон. Параллельно шло формирование представления о правовых формах реализации власти и организации правосудия.

Студенты должны обратить внимание, что первые политико-правовые идеи в Древней Руси получили свое воплощение в памятниках древнерусской письменности и были облечены в религиозные формы. Светская публицистика появилась примерно в XI веке в Киевском государстве и претерпела значительное влияние византийских и древнегреческих источников. При этом студенты должны обратить внимание на традиции древнерусской национальной политико-юридической мысли. Так, в древнерусской литературе наиболее проблемными являлись вопросы: о происхождении государства, генеалогия правящей династии, об организации наилучшей формы правления, отношения между князем и вассалами, светской и духовной властью.

В правовых представлениях четко разграничивались два понятия: «благодать» (истина) и «закон», как форма реализации божественной воли. Нормы, издаваемые верховной властью, обозначились термином «правда» и объединяли юридические и нравственные характеристики. «Правда» - это не только правовая кара, но и одновременно высшая справедливость.

Первым политико-правовым древнерусским трактатом является произведение митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» (около 1050 года). Студентам рекомендуется ознакомиться с содержанием его отдельных частей:

- I часть – это по своей сути богословский спор, направленный в защиту духовного, вечного мира, против отдельных националистических устремлений;

- II часть посвящена периоду христианизации Руси и формированию самостоятельной ее государственности. Важным представляется вывод Илариона о равноправии Киевского государства среди других христианских народов;

- III часть содержит хвалебную оценку деятельности князя Владимира и суждения по общественно-политическим вопросам.

Студентам необходимо проследить последовательность и взаимосвязь божественного учения и идеи «единодержавия» на Руси, обоснование последней Иларионом и значимость для укрепления государства, условия передачи власти по наследству. Им был создан образ идеального князя, наделенного как лучшими нравственными качествами, так и обязательно образованного, благородного, мужественного. Править князь должен разумно, опираясь на правду и истину, по справедливости. Так как верховная власть имеет божественное происхождение, то и ответственность у нее возникает только перед богом. За злые же действия князя отвечать будет вся страна.

Правовая концепция Илариона построена на соотношении «закона» и «благодати». Какие нравственные критерии лежат в их основе? Что общего и различного в понимании закона и истины? Каким путем человек может приобрести свободу?

Важные политические воззрения содержались и в произведении великого князя Киевского Владимира Мономаха «Поучение». По своей сути это был светский трактат, обращенный к будущим правителям и содержащий учение о верховной власти и способах ее осуществления. Основное внимание Мономах уделял идее укрепления государственного единства, подчинения подданных интересам всей русской земли.

В этой связи студентам необходимо выделить наиболее подходящую форму осуществления власти, предложенную Мономахом. Какова должна быть роль дружины в управлении страны?

В общих традициях древнерусской политической мысли Мономах в своем произведении рисует образ идеального правителя. Любая верховная власть в своей деятельности должна опираться на добродетели и справедливость, защищать убогих и бедных, быть гуманной даже в отношении преступников.

Мономах осуждал «беззаконие» и «неправду». При этом в жизни люди должны опираться не только на законы, а в первую очередь руководствоваться «страхом божьим», всегда оценивать свои поступки с точки зрения тяжести греха и наказание за преступление. Зло недопустимо ни в каком обличии, даже, что касается верховной власти. Миролюбие должно являться главной чертой как внутренней, так и внешней политики государства.

Студентам следует рассмотреть и проблему взаимоотношений светской и духовной власти в концепции Владимира Мономаха. На чем основана его отрицательная оценка монашества? Как он определил политический статус церкви?

Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое отражение в произведении, приписываемом Даниилу Заточнику «Моление» (или «Слово»). При его изучении следует помнить, что оно представляет собой обзор социальной и политической жизни той эпохи с явным преобладанием идей укрепления княжеской власти и преодоления внутренних раздоров.

Центральной политической фигурой памятника выступает великий князь, образ его идеального правления. Необходимо охарактеризовать личностные и политические качества, предъявляемые к правителю. Какие методы и способы управления являются наиболее эффективными? Какие причины приводят к «безнарядию» в государстве? В чем состоят плюсы твердой государственной власти?

Принцип единодержавия в концепции Даниила Заточника сочетается с опорой на хорошо организованную систему управления из Совета думцев и членов дружины. Для процветания государства и обеспечения безопасности жизни и имущества подданных лучше использовать в качестве метода управления «царскую грозу». Но она не сводится к самовластию, а определяется как признак надежности и дееспособности власти. Мудрость, храбрость выступают главными качествами, как правителя, так и отдельных подданных. Сравнивая роль в государстве богатых и мудрых мужей, последним отдавалось явное предпочтение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал