Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Английские политико-правовые учения XVII века рассматриваются в контексте взглядов таких политических мыслителей






Английские политико-правовые учения XVII века рассматриваются в контексте взглядов таких политических мыслителей, как Томас Гоббс и Джон Локк. При подготовке к этой теме следует учитывать особенности английской политико-правовой мысли, которая развивалась в условиях буржуазной революции и установления конституционной монархии.

Политико-правовая доктрина Томаса Гоббса содержится в таких его трудах, как «Философское начало учения о гражданине», «О человеке», «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Новые открытия естествознания, новые рационалистические методы он пытался перенести на историю и политику. Проблемы общественной жизни, по его мнению, должны решаться не божественной верой, а разумом.

Студентам следует рассмотреть его концепцию договорного образования государства. В отличие от предшествующих политических мыслителей, Гоббс не считал, что в людях изначально природой заложено стремление к общению. В естественном состоянии как раз проявлялись все негативные человеческие черты: эгоизм, стремление к захватам, к личной пользе. В чем состоит смысл данной Гоббсом формулировки «войны всех против всех»? Какова была роль и цель общественного договора? Какое определение он дает «политическому государству»?

Далее следует остановиться на оценке, данной Томасом Гоббсом верховной власти. Он выступал сторонником незыблемости и нерушимости ее прав, обосновывая это тем, что люди сами передают государству все права. В этой связи необходимо дать анализ понятию государства, как «земного бога». Имеют ли право граждане изменить форму правления? Несет ли верховная власть ответственность перед своими подданными? Кто определяет полномочия и границы верховной власти?

В любой форме государства власть суверена всегда абсолютна, она безгранична. Тот, кто обладает этой властью, не связан ни гражданскими законами, ни подданными. Ему принадлежат права в полном объеме, неделимые и никому не передаваемые. В концепции Томаса Гоббса эта сильная, неограниченная власть только во благо государству, т.к. именно она позволяет достичь цели и блага общества, обеспечить безопасность страны.

Студентам следует рассмотреть и статус граждан в государстве. Что Гоббс вкладывал в понятие «свобода»? Какие естественные права должны реализовываться в государственном образовании? Какие обязанности существуют у суверена по отношению к подданным?

В учении Томаса Гоббса мало внимания уделялось отдельным формам государственного устройства, так как гораздо более важным он считал характер и пределы верховной власти. В целом же он выделял три формы: монархию, демократию и аристократию, отдавая явное предпочтение первой из них. Не случайно, его называют теоретиком политического абсолютизма, сторонником сильной неограниченной власти.

Родоначальником раннебуржуазного английского либерализма, первым из плеяды «английских просветителей» являлся Джон Локк (1632 – 1704 гг.), автор трудов «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении». Он выступал также сторонником теории общественного договора. Однако следует учитывать, что его взгляды значительно отличались от воззрений Томаса Гоббса.

Джон Локк по-иному трактовал догосударственное, естественное состояние людей. Это был период господства природного равенства, когда люди свободно распоряжались своей свободой и собственностью.

Необходимо проанализировать, какие причины, по мнению Дж Локка, лежали в основе образования государства. Каковы были цели добровольного подчинения людей власти большинства? Какое определение дает Дж. Локк государству? Как разграничивает он в своем учении такие коллективные образования, как семья, хозяйство и государство?

 

Для него государство это не есть олицетворение какой-либо формы правления (демократии или аристократии), а любое независимое сообщество, которое воплощает политическую власть, создает нормативно-правовую базу и использует силу для поддержания справедливости и использования законов. Важным атрибутом любого государства по Локку выступает режим законности, опирающийся на знание всеми подданными законов, обязанностью их исполнять и равенством всех перед законом.

Подробнее следует остановиться на характеристике верховной государственно-политической власти. Как раскрывается в учении Дж. Локка понятие «суверенитета»? Как Локк объясняет необходимость разграничения властно-политических функций? Сторонником какой формы государственного устройства он являлся и почему? По данным вопросам целесообразно сопоставить взгляды Т. Гоббса и Дж. Локка.

В концепции Локка государство не наделалось безграничной властью, а подданные не отказывались от естественных прав и свобод в пользу самого государства. Более того, люди всегда должны сохранять за собой ряд неотчуждаемых прав: на жизнь, свободу, собственность. Студентам следует дать характеристику объему этих прав, опираясь на учение Джона Локка. Чем должна обеспечиваться реализация этих прав? В чем состоит смысл индивидуальной свободы? Что важнее для государства общественные или частные интересы?

Являясь сторонником принципа законности при решении публично-правовых вопросов, Джон Локк допускал возможность изменения формы государственного устройства путем народного восстания, с целью восстановления нарушенного порядка в соответствии с общественным договором, возрождение прав и свобод человека.

В рамках Английской буржуазной революции оформились ряд идеологических течений, развивающих идеи естественно-правовой и договорной теорий в рамках пуританизма. Студенты должны последовательно ознакомиться с особенностями каждой из них: индепенденты, левеллеры, диггеры с учетом представителей, социальных и политических воззрений.

Индепенденты выступали наиболее умеренным политическим направлением, представляющим интересы средней буржуазии. Их требования ограничивались реформированием английской церкви, установлением свободы вероисповедания, введением элементов конституционной монархии. Целесообразно ознакомиться с воззрениями Джона Мильтона, автора произведения «Защита английского народа», Оливера Кромвеля. Какие права человека они считали неотъемлемыми и естественными? Кто, по их мнению, является носителем верховной суверенной власти в государстве? Особо следует выделить их подход к проблеме революции. Кому в обществе предоставлено на это право? Как в их учениях решался вопрос о легитимности суда над королем?

Течение левеллеров или «уравнителей» выступали за более широкие реформы английского общества: поддерживали идею революции, создание демократической конституции и республиканской формы правления на основе народного суверенитета. На примере взглядов Джона Лильберна (1614 – 1657 гг.) студентам необходимо ознакомиться с их классификацией естественных прав человека. Какую оценку он давал институту частной собственности? Признавал ли он равенство и свободы граждан? Известно, что Дж. Лильберн был сторонником исключительно правового регулирования положения человека в обществе. Он признавал особую ценность закона, говоря о его доступности, всеобщности и известности для всех без исключения.

Подробнее студентам следует остановиться на трактовке левеллерами договорной теории происхождения государства и охарактеризовать разработанную ими модель конституционной республики в Англии. Почему данную форму государства левеллеры обозначили термином «народное соглашение»? Какую роль в системе управления Дж. Лильберн отводил парламенту? Что должна была представлять собой демократическая избирательная система?

Крайне радикальные политические взгляды выражали диггеры или «копатели», взгляды которых были представлены в произведениях Джерарда Уинстэнли «Закон свободы», «Новый закон справедливости». Студенты должны ознакомиться с его критическими взглядами на частную собственность, которую он называл проклятьем рода человеческого. Почему он не допускал наличия свободы при существовании частной собственности на землю? Какими методами он предлагал преобразовать общество? Целесообразно провести сравнительный анализ идеальной модели государства, представленной Дж. Лильберном и Дж. Уинстэнли: их взгляды на общность имущества, революционную и парламентскую власть.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал