Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания. 1. Раскройте сущность концепции формирования и развития Киевского государства в работе Илариона






1. Раскройте сущность концепции формирования и развития Киевского государства в работе Илариона. Каково, по его мнению, значение варяжского и византийского факторов?

2. «Закон дан на приготовление благодати и истины, да в нем обыкнет человеческое естество», «закон предтеча и слуга благодати и истины». В произведение Иллариона проводится соотношение понятий Закон, Истина и Благодать. Раскройте их содержание и эволюцию. Какие принципы лежали в основе морально-этической концепции права Илариона?

В. Даль давал следующее определение понятию «правда»: «…по первому коренному значению правдой зовется Судебник, Русская Правда, Сборники узаконений, установлений. Правда – старое право суда, власть судить, карать и миловать, суд и расправа». Раскройте понимание правды в концепции Илариона.

3. «Ты правдою бе отмечен, крепостью перепоясан, истоной обут, смыслом венчан и милостыней яко гривной…златой красуяся» («Слово о законе и благодати»). Какой образ идеального князя нарисовал Иларион? В чем он видел «благодатность» княжеской власти для Руси? Как он обосновывал идею единодержавия?

4. «Наводит ведь бог, в гневе своем, иноплеменников на землю; и, только пережив это горе, жители её вспоминают о боге; на междоусобную же войну соблазняет людей дьявол. Бог ведь не желает зла людям, но добра; а дьявол радуется злому убийству и кровопролитию, возбуждая ссоры и зависть, братоненавистничество, клевету. Когда же впадает в грех какая-либо страна, карает бог её смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или гусеницей, или иными казнями, чтобы мы обратились к покаянию, в котором бог велит нам жить» («Повесть временных лет»). Проанализируйте данное высказывание.

Каковы, по мнению Нестора, факторы, влияющие на развитие государственности? Какова роль граждан в политическом процессе?

5. «Слыша всё это, устремимся к добру; потребуйте праведного суда, заступайтесь за обижаемого; покаемся, не будем воздавать злом за зло, клеветой за клевету, но возлюбим бога нашего…Потому и казни всяческие принимаем от бога, и набеги врагов, по божьему повелению принимаем наказание за грехи наши» («Повесть временных лет»). Как, по мнению Нестора, можно достичь блага и стабильности в государстве? Какова роль князя и отдельных граждан в этом процессе?

6. «Всего же более убогих не забывайте, но сколько можете, по силе, кормите и подавайте милостыню сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека. И в земле (богатства) не прячьте, это нам великий грех. Старых чти, как отца, а молодых, как братьев…на войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод…Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив его добрым словом» («Поучение детям»). Раскройте образ «мудрого князя» в произведении Владимира Мономаха. Какими личностными качествами он должен был обладать? Каковы должны быть цели и методы его политики?

Сравните образ «идеального правителя» в древнерусских произведениях с древневосточными представлениями.

7. Раскройте социальные и политические идеи Владимира Мономаха? Какие политические методы он предлагал для укрепления государственного единства?

8. «Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убити его», «месть не должна быть и определяющим мотивом в политике» («Поучение детям»). Каково было отношение Владимира Мономаха к кровной мести и смертной казни? Как он относился к силовым способам политического управления?

9. Выделите сущность патриотической концепции «Слова о полку Игореве». Какими методами можно было добиться «единства земли русской»?

10. «Яко же дуб крепится множеством корней, тако и град нам твоею державою», «кораблю глава кормник, а ты, княже, людям своим» (Даниил Заточник). Проанализируйте сущность единовластной концепции государственной власти. Почему авторы Древней Руси идеализировали мудрого единовластного князя?

11. Раскройте сущность политических и социальных афоризмов Даниила Заточника

 

«В печале – ум совершенствуется»

«Очи бо мудрых желают благих, а безумного – дому пиру»

«Лучше слышати прение умных, нежели наказаниа безумных»

«Глас князя сладок, а образ красен»

«Одеянием есмь скуден, но разумом обилен»

«Богатство государства во множестве храбрых и мудрых людей»

«Не лиши хлеба нищего, но мудрого и не превозноси до небес богатого глупца»

«Нищий, но мудрый, как золото в полном сосуде; а богатый, да глупый, как паволока в изголовье, соломой набитая»

«Умный муж не всегда бывает на рати смел, но он крепок в замыслах своих, поэтому правильно будет собирать мудрых»

 

12. Проведите соотношение между древнерусскими мыслителями и их произведениями

 

Иларион «Русская Правда»

Владимир Мономах «Слово о законе и благодати»

Нестор «Поучение детям»

Даниил Заточник «Повесть временных лет»

Ярослав Мудрый «Моление»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал