Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания. 1. Раскройте сущность теократических теорий периода средневековья: теории «нравственного закона», теории «двух мечей»






1. Раскройте сущность теократических теорий периода средневековья: теории «нравственного закона», теории «двух мечей», теории «солнца и луны».

2. «Мы уже достаточно сделали для решения великих и весьма трудных вопросов о начале мира, души и самого человеческого рода. Последний мы разделили на два разряда: один – тех людей, которые живут по человеку, другой – тех, которые живут по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами, т.е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с дьяволом» (Августин, «О граде Божием»). Раскройте сущность теории «двух градов» в учение Августина.

3. «Итак, грех – первая причина рабства, по которому человек подчиняется человеку в силу состояния своего, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которого нет неправды и который умеет распределять различные наказания соответственно винам согрешающих» (Августин, «О граде Божием»). Что, по мнению Августина, является источником социального рабства?

4. Аврелий Августина в качестве источника зла называл свободную волю людей. Чем он обосновывал данную точку зрения? Сопоставьте его взгляды на свободную волю с мнением Фомы Аквинского.

5. «Итак, для человека естественно, что он живет в обществе многих…Следовательно, человеку надлежит жить во множестве, чтобы один помогал другому и разные люди использовали свой разум для того, что необходимо узнать в различных областях…если для человека естественно, что он живет в обществе многих, то людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо» (Ф. Аквинский, «О правлении государей»).

Проанализируйте взгляды Фомы Аквинского на причины возникновения государственности. Соотнесите их с эволюционным учением Аристотеля.

6. «Итак, если множество свободных людей направляется властителем к общему благу этого множества, это правление прямое и справедливое, какое и подобает свободным. Если же правление направлено не к общему благу множества, а к личному благу властителя, это правление несправедливое и превратное» (Ф. Аквинский, «О правлении государей»).

На основании каких критерий Фома Аквинский проводит классификацию моделей государств? От чего зависит появление справедливых и несправедливых правлений?

7. «Итак, если несправедливое правление вершится только одним, который стремится извлечь из правления свой интерес, а вовсе не благо для подвластного ему множества, такой правитель зовется тираном, потому что он угнетает мощью, а не правит по справедливости…Если несправедливое правление вершится не одним человеком, а большим количеством людей – если только не многими – оно называется олигархией, т.е. главенство немногих, когда, немногие подавляют плебс ради обогащения, отличаясь от тирана только количеством. Если же несправедливое правление осуществляется многими, это именуется демократией, что означает засилье народа, когда люди из простого народа подавляют богатых. Таким образом, весь народ выступает как один тиран.

Подобным же образом следует различать и справедливое правление. Так, если управление осуществляется каким-либо множеством – это называется полития, например, когда множество, состоящее из воинов, главенствует в городе-государстве или провинции. Если же управление осуществляется немногими, но обладающими превосходными качествами людьми, правление такого рода называется аристократия, т.е. лучшая власть, или власть лучших, тех, которые оттого и называются оптиматами. Если же справедливое правление осуществляется одним, он правильно называется царем…» (Ф. Аквинский, «О правлении государей»).

Проанализируйте каждую из данных форм государства. Проведите сопоставление с классификацией Аристотеля и Платона.

8. «Итак, один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целям…лучше, чтобы справедливое правление было правлением только одного ещё и потому, что оно сильнее. Если же правление обратиться в несправедливое, лучше, чтобы это было правление многих, т.к. оно слабее и правящие мешают друг другу. Поэтому из несправедливых правлений более сносной является демократия, наихудшей – тирания» (Ф. Аквинский, «О правлении государей»).

Какие позитивные и негативные стороны в каждой из моделей государств выделял Ф. Аквинский? Чем он обосновывал свой взгляд, что монархия лучше, чем аристократия, а аристократия лучше, чем полития?

9. «Итак, действительно, следует предпочесть правление одного, т.к. оно наилучшее, но случается, что оно превращается в тиранию, т.е. наихудшее: необходимо стараться с усердием и рвением, чтобы заранее было предусмотрено у множества то, как бы царь не стал тираном. Вместе с тем его власть должна быть умерена настолько, чтобы он не мог с легкостью обратиться к тирании. Если царь стремится к тирании, нужно следить только за тем, как её избежать» (Ф. Аквинский, «О правлении государей»).

Какие политические способы, по мнению Ф. Аквинского, следует использовать в государствах, чтобы не допустить тиранию? Допустимо ли активное сопротивление тирану со стороны народа?

10. Фома Аквинский выделял четыре вида законов: вечные, естественные, человеческие, божественные. Дайте характеристику их содержанию, источникам и соотношению. Какой из видов законов является первичным?

 

11. Проведите сравнительный анализ политических воззрений европейских еретических течений периода средневековья: богомильское ученье, бюргерская ересь, крестьянско-плебейская ересь, движение чашников и таборитов.

12. Соотнесите авторов (Г. Брэктон, М. Падуанский, А. Августин, Бальд, Ф. Аквинский) и политико-правовые мысли

Человек есть «животное общительное и политическое»

«Благодать излечивает волю»

«Отдайте кесарево – кесарю»

«Право – форма, а государство – материя»

«Ius naturale сильнее власти короля»

«…силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя, и с согласия магнатов и с общего одобрения государства»

«Кто иной, как не Бог, вписал в сердца людей естественное право»

13. Проведите соотношение между правовым учением средневековых юристов и их представителями

Глоссаторское Генри Брэктон

Каноническое Ирнерий

Обычное Грациан

Постглоссаторское Бальд

Филипп де Бомануар

Бартоло

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал