![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сопоставление академического и психотехнического подходов
Психологический прием – единичное средство воздействия на человека с целью диагностики, рефлексии или снятия психологического напряжения. Психотехника: 1) раздел психологии труда, изучающий психологические аспекты деятельности (В.Штерн, 1903; Г.Мюнстерберг, 1910) – профотбор и профориентация, изучение утомления и адаптации, психология рекламы, изучение и тренировка психических функций; 2) прикладная психология (инженерная, военная, космическая, медицинская и пр.); 3) комплекс психологических приемов воздействия на психику в деятельности практического психолога (в диагностике, коррекции, консультировании и пр.)
Психотехнология – это психотехническая система, т.е. алгоритмизированный и структурированный комплекс психотехник, направленный на решение психологических проблем личности и обладающий синергетическим эффектом.
Интегративная психотехнология – построена на техниках интегрирования личности в целое, принятия себя как целого, выявления внутренних ресурсов для решения проблемы. Здесь интеграция проявляется в осознании конфликтов между фрагментами сознания, рефлексию и принятие отторгаемого.
Интенсивная психотехнология – основана на активных формах воздействия и использовании измененных состояний сознания. Здесь интенсивность достигается за счет измененных (трансовых, гипнотических), расширенных (медитативные, дыхательные, релаксационные и др. техники) и психоделических (наркогалюциогенных) состояний сознания.
Т.о., интенсивная интегративная психотехнология – это психотехническая система, которая ведет психолога и клиента к целостности сознания, деятельности и поведения посредством активных форм воздействия на психику и использования измененных состояний сознания.
ВОПРОС 2 Психотехнический подход (Г.Лейбниц, С.Гроф, Тарт, Уилбер, Капра, Л.Выготский и др.) получил расцвет в 20 – 30 гг. 20 века. Первый этап - развитие психодиагностики (в нач.века – 1300 тестов). Попытка развиться в самостоятельную науку привела в тупик (отсутствие теории и методологии). В России в 20 – 30 гг. – М.Я.Басов, М.С.Бернштейн (расстрелян), П.П.Блонский, В.М.Коган, Н.Д.Левитов, Г.И.Россолимо, И.Н.Шпильрейн, А.М.Шуберт, Л.С.Выготский (два этапа развития, в н.в. - третий) (задание для СР – конспект статьи «Кризис психологии»).
Типология современных психотехнологий может быть представлена на основе деятельностного подхода (для практического психолога): 1. Профессиография и профконсультирование. 2. Психодиагностика. 3. Индивидуальное консультирование. 4. Организационное консультирование. 5. Психокоррекция. 6. Психопрофилактика здоровья. 7. Психологическая экспертиза (социальный аудит). 8. Научно-исследовательская деятельность. 9. Педагогическая деятельность.
|