Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Норма, правоотношение и правосознание.
2 подхода: 1)позиция, где говорится о первоформе существования права (центристское понимание всего; до середины 20 века): · Кант - правосубъектность (все остальное зависит от нее) · Гегель - правопорядок · нормативисты (Кельзен) - правовая норма (остальное производно в праве) · марксисты - правоотношения (допускали другие формы, но на 1 месте общественные отношения) 2)современная позиция (либертарно-юридический подход), где говорится о том, что нет основных и второстепенных форм существования права, все формы абсолютно равноправны. Формы существования (и осуществления) сущности (и бытия) права - это правовые явления, в которых принцип формального равенства,... признается, закрепляется, учитывается, соблюдается и т. д. К этим формам относятся, следовательно, все феномены с правовым качеством (правовой закон (все источники действующего права, соответствующие требованиям принципа права), правовая норма, правовой субъект, правовой статус, правовое сознание, правовое отношение, правовая процедура, правовое решение и т.д.) Все эти правовые феномены равноценны в этой своей формальности и абстрагированности от социальных реалий и фактов. Это разные формы проявления одного и того же принципа права, т.е. равноценные модусы (способы осуществления и существования) одной и той же сущности права. Различие этих форм бытия права носит функциональный, а не сущностный характер. Смысл единого принципа формального равенства выражается (и существует), например, в правовой норме — в виде правил поведения субъектов права (в форме долженствования определенной модели поведения субъектов права), в правовом отношении — в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правосознании — в форме осознания смысла и требований принципа права членами данного правового сообщества, в правосубъектности — в форме признания индивидов формально равными, свободными и независимыми друг от друга субъектами правового типа общения, в правовых процедурах — в форме равного и справедливого порядка приобретения и реализации прав и обязанностей всеми субъектами разрешения спора о праве и т.д. Рене Марчич в своих работах выдвинул идеи в защиту онтологической концепции права. Смысл онтологического подхода заключался в рассмотрении «действительности бытия как действительности права», то есть ситуации, когда право является одной из характеристик бытия. Право, по определению Марчича, есть устойчивый порядок норм и актов их осуществления, которые. - делают возможной мирную жизнь людей; - поддерживают в ней порядок; - предотвращают возникновение конфликтов; - разрешают и устраняют коллизии во взаимоотношениях индивидов. Основываясь на смысле данного определения права, Марчич выстраивает иерархию видов права: - на первом месте находится естественное право, охватывающее весь порядок бытия; - на втором месте находится позитивное право, основой которого является естественное право. Но, несмотря на доминирующее значение норм естественного права по отношению к праву позитивному, Марчич подчеркивал, что оба вида права существуют всегда и только в совокупности. обеспечению мира и безопасности народа, основными направлениями внутренней и внешней политики были: - просвещение народа; - проведение мирного объединения славянских племен;
|