Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные модели понимания «естественного права».




Временем расцвета естественно-правовой теории принято считать XVII – XVIII вв. Теория естественного права в это время развивалась и под- держивалась многими великими мыслителями и просветителями. В Голлан- дии – это Г. Гроций и Б. Спиноза. В Англии – Т. Гоббс и Дж. Локк. Во Фран- ции – Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах. В России – А.Н. Радищев и др. Естественное право в этот период играет роль политического и юриди- ческого идеала. Оно рассматривается как некий образец, которому должно следовать и которым должно заменить существующее во всех отношениях не- совершенное право. Однако в отличие от предыдущих периодов естественное право в Новое время трактовалось индивидуалистически, в субъективном смысле, через призму естественных прав человека. Исходя из идеи о существовании естественного, догосударственного со- стояния человека и общества, в котором каждый индивид имел «право на все», мыслители Нового времени утверждали, что ни один человек не мог реализовать свои естественные права в полном объеме. Это объяснялось тем, что естественные права одного человека противоречили естественным правам другого человека. Поэтому люди заключили договор с избранным ими прави- телем о создании государства, передав ему часть своих прав в сфере регули- рования отношений между индивидами. В этой области государство обладает абсолютными правами, направленными на поддержание правопорядка. Одна- ко основной объем естественных прав человек сохранил, и государство не может посягать на естественные права человека. Оно должно лишь создать условия для того, чтобы каждый индивид имел максимальные возможности для реализации своих естественных прав. Если правитель, персонифицирую- щий государство, не поддерживает правопорядок или посягает на естествен- ные права человека, это порождает право народа на восстание с целью свер- жения данного правителя и выбора нового. Эти аргументы были использова- ны, например, для обоснования легитимности суда и казни английского коро- ля Карла I и французского монарха Людовика XVII. Они признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми: законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву. Естественное право выводится из: 1) божественного по- рядка бытия (религиозные учения – неотомизм, неопротестантизм и др.); 2) самореализации объективного разума и объективной идеи права (неоге- гельянство); 3) априорных правовых субстанций и ценностей (феноменологи- ческая концепция); 4)»природы вещей» как идеальной мыслимой формы, трактуемой с позиций методологического дуализма должного и сущего (нео- кантианство); 5)»существования» человека (экзистенциализм); 6)»процесса исторического правопонимания», «живого исторического языка» (герменев- тика) и др. Современные теории естественного права рассматривают естественное право как некий правовой идеал, на который необходимо равняться позитив- ному (государственно установленному) праву. Этот идеал понимается как со- вокупность нравственных требований к действующему в государстве праву. 42 Эти правила постигаются путем анализа существующих источников права, тех принципов, которые лежат в их основе. Среди других отличительных особенностей возрожденного естествен- ного права следует назвать множественность направлений его развития и формирующих его частных теорий. Последнее дало основание ряду авторов именовать современное естественное право с точки зрения его теории не в единственном, а во множественном числе, как «теории современного естест- венного права» («теории возрожденного естественного права»).

Если все-таки рискнуть классифицировать концепции естественного права по основанию представлений об источниках такого права, то можно (с очень большой мерой условности) вы- делить следующие направления естественно-правовой доктрины: космологическое (трактующее естественное право как проявле- ние общих законов мироздания); христианско-теологическое (рассматривающее естественное право как проявление божест- венной воли) и гуманистическое (связывающее происхождение естественного права с разумной, то есть рациональной и чувствен- ной, природой человека). При этом важно отметить, что все ука- занные направления так или иначе увязывают естественное право с идеей разума (а точнее — разумной свободной воли) как некоего трансцендентального начала, лежащего за рамками эмпирической реальности и привнесенного в человеческие взаимоотношения откуда-то извне. Исторически первой была космологическая версия естествен- ного права, согласно которой «божественный Разум управляет Космосом и всем родом людским, но вместе с тем и пребывает им- манентно в человеческом разуме, будучи потенциально доступным каждой личности»2. Идея принадлежащего человеку от рождения, неотчуждаемого права зародились в Древней Греции на основе ми- фов о божественно-космическом происхождении существующего миропорядка.

Естественное право как мораль: Жан Дабен Для Дабена естественное право является естественной моральной нор- мой. Естественное право и конкретная мораль предписывают одинаковые правила и закладывают фундамент для одних и тех же институтов. Нет ника- кой разницы между межиндивидуальным естественным правом и межиндиви- дуальной моралью, или между семейным естественным правом и семейной моралью, или между политическим естественным правом и политической мо- ралью. Даже в самом узком смысле этого термина, как выражением требова- ний природы, естественное право представляет собой основу для решения мо- ральных проблем в самых разнообразных областях. Более того, считает Дабен, нет различия между моралью индивидуальных поступков и институциональ- ной моралью общественной жизни, т.к. мораль определяет все человеческое, включая и общественные отношения. Определенное таким образом естественное право соотносится с закона- ми, издаваемыми государством, двумя способами: 1) гражданское право при- 47 ходит на помощь естественному праву, с тем чтобы заставить людей сойти с пути зла, и дополняет естественное право, предоставляя ему выводы, взятые из первых принципов; 2) естественное право дает действующим законам их базис, а также обоснование необходимости подчинения этим законам. Из того факта, что действующее право берет некоторые свои положения из естествен- ного права, отнюдь не следует, что естественное право не относится к катего- рии морали или что действующее право теряет свою собственную природу. Поэтому для Дабена является непреложным фактом существование мо- рального естественного права, являющегося основой всех видов морального поведения. Существует также и политическое естественное право, основанное на политическом инстинкте человека, зависящего от морального естественно- го права, т.к. мораль управляет всеми человеческими действиями. Однако не существует юридического естественного права в том смысле, что оно предла- гает решения или дает указания властям, уполномоченным устанавливать действующее право. Основываясь на этом анализе, Дабен утверждает, что следует говорить не об отношениях между естественным правом и действующим правом, а об отношениях морали и действующего права

Неоконтиньянцы о ЕП: ЕП как разумные ориентиры и образцы для позитивно-правовых установлений и решений. Штаммлер вводит принцип развития, воплощением которого и является категория естественного права с меняющимся содержанием. Сам процесс развития Штаммлер мыслит как смену исторических пунктов в движении представлений человечества об объективно справедливой целостности общественной жизни, когда люди лучше понимают то, «что является справедливым".естественное право с меняющимся содержанием» является не системой норм, действительных в определенной исторической ситуации, а формальным метафизическим началом, олицетворяющим справедливость как критерий оценки и исправ-ления права в законе. Неогегельянецы о ЕП: По Шпрангеру, естественное право — это образ справедливого права, содержащегося в правосознании и возникшего в результате диалектического развития духа.если нет разумного права, есть правовой разум, который должен быть воплощен в позитивном праве.    

Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал