Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия права» в философской системе Ф. Гегеля.
Вершина классической немецкой философии — Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.). По существу он является родоначальником философии права как систематизированного научно-философского знания. «Философия права» — одна из основных работ, в которой автор реализовал применительно к праву свою главную философскую концепцию — идеалистическую диалектику. Основное в учении Гегеля — это бытие Абсолютной идеи, которая является одновременно и Разумом, и Духом. Эта Абсолютная идея находится в процессе непрерывного развития, который проходит через стадии триады — тезиса, антитезиса и синтеза. Гегель подразделяет дух на три части: 1) субъективный дух (антропология, философия духа и психология); 2) объективный дух (право, моральность, нравственность); 3) абсолютный дух (искусство, религия откровения и философия). Идея свободы пронизывает всю эту триаду. Поэтому Гегель и рассматривал философию права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связанно с правом, долженствованием, нормативностью. Само право, согласно триаде, существует в трех ипостасях: 1) идея права, которая проявляется как свобода воли; 2) особое право — как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государства; 3) позитивное право — как закон. Предметом философского рассмотрения права Гегель считал только первую его ипостась, т.е. идею права. В процессе своего диалектического развития идея права проходит три ступени: 1) абстрактное право (тезис); 2) мораль (антитезис); 3) социальную этику, нравственность (синтез). Абстрактное право — это право свободной, правоспособной личности. «Право как таковое есть формальное, абстрактное право» абстрактного лица. На этой стадии еще нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лиц». Личность реализует свою свободу в собственности, отношения, по поводу которой ведут к дальнейшему развитию идеи права — договору. Однако множество отношений, случайность договорных связей могут породить видимость права, право против нарушенного права или проще — неправо. Зачастую люди неправо считают правом, ошибочно принимая за право то, что хотят получить. К основным формам неправа Гегель относит непреднамеренное нарушение права, обман, преступление. Мораль является антитезисом абстрактного права. Мораль, по Гегелю, это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Основными формами моральности Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности — это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зла. Социальная этика (нравственность) у Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь, она развертывается в триаде: 1) семья; 2) гражданское общество; 3) государство. Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей. В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак — это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе. Под гражданским обществом Гегель понимал социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя — цель, все другие — суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность. Своеобразие потребностей и возможностей их удовлетворения, оригинальность целей, интересов, духовного развития личностей выступает основанием образования различных сословий и формального права. Таких сословий три: сельскохозяйственный класс, промышленный класс, правящий класс. Гражданское общество, по Гегелю, складывается тогда, когда большинство населения относится к «среднему сословию» с высоким уровнем правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона — значимого для всех и известного всем. Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде: 1) отношений государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституция); 2) отношений государства с другими государствами; 3) перехода государства в мировую историю. Последнее выступает как право абсолютное, как народный дух, как подлинная нравственность. Всю сферу права Гегель рассматривает сквозь призму свободы: право — это свобода, произвол — это «смешение свободы и несвободы», а закон — это разум и свобода. Гегелевское философское учение о праве было пиком в истории объективно-идеалистической мысли.
|