Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Два подхода к пониманию философии права.Стр 1 из 31Следующая ⇒
Первоначально термин " философия права" (вместе с определенной концепцией философии права) появляется в юридической науке. Его автором является немецкий юрист Г. Гуго, предтеча исторической школы права. Выражение " философия права" Гуго использует для более краткого обозначения " философии позитивного права", которую он стремился разработать как " философскую часть учения о праве'". Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой " юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического знания. А философия права и история права составляют соответственно " разумную основу научного познания права" и образуют " ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)". При этом история права призвана показать, что право складывается исторически, а не создается законодателем. Широкое распространение термина " философия права" связано с гегелевской " Философией права" (1820 г.), огромная значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Но " естественное право" как обозначение (по старой традиции) типа и жанра философско-правового подхода и исследования осталось до сих пор. Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, которое принято кратко именовать " Философией права", на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: " Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права". Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. При этом юридическая наука (именуемая Гегелем также как наука о позитивном праве или как позитивная наука о праве) характеризуется им как историческая наука. Смысл такой характеристики Гегель поясняет следующим образом: " В позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое; тем самым позитивная наука о праве есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное — дело рассудка и касается внешнего порядка, сопоставления, последовательности, дальнейшего применения и т. п.". Юридическую науку Гегель расценивает как " рассудочную науку", добавляя, что " с удовлетворением требований разума и с философской наукой эта рассудочная наука не имеет ничего общего". Подлинная наука о праве, по Гегелю, представлена в философии права. " Наука о праве, — утверждает он, — есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета" '. В соответствии с этим предмет философии права Гегель формулирует следующим образом: " Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление". Гегелевское понимание предмета и задач философии права резко противостояло и прежним естественноправовым концепциям права и закона, и антирационалистической критике естественного права (Гуго и представители исторической школы права), и рационалистическим подходам к праву с позиций долженствования, противопоставления должного права — праву сущему (Кант, кантианцы Я. Ф. Фриз и другие).
|