Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликт интересов. Проблема консолидации интересов в праве.
1) В античной философии: Идеальное государство Платона (427- 347 г. до н.э.) - одна из первых моделей совершенного государства в истории философской мысли - предстает как справедливое общество для взаимного удовлетворения потребностей. По Платону, мудрые думают, мужественные защищают, умеренные производят. При условии, что разные люди выполняют разные общественные функции, они дополняют друг друга, что, в свою очередь, исключает распри. Факторами стабильности общества, гармоничности межличностных отношений и отношений человека и общества являются, согласно Платону, равномерное распределение богатства, незначительная дифференциация между богатыми и бедными, поскольку именно богатство порождает зависть и конфликты. . 2) Наиболее показательной, на наш взгляд, является в этом смысле философия Нового времени с ее исключительным вниманием к Человеку, доверием к разуму, оптимизмом. Сама философия трактуется, в частности Б.Спинозой, как наука по выработке практического поведения, требуемого для благочестивой жизни («Богословско-политический трактат»). «Этика» Спинозы указывает путь, ведущий к свободной и спокойной жизни, исключающей неразумные волнения и страсти, в которой каждый способен рассматривать себя и вселенную с точки зрения вечности. Это путь признания и следования основополагающим законам природы. Главным препятствием, которое мешает человеку достичь подлинного счастья и спокойствия, являются страсти, аффекты. Человек постоянно допускает воздействие на себя различных внешних сил, в результате чего его душа не находится в состоянии равновесия, а значит люди совершают действия, которые приводят к несчастьям. Иными словами, Спиноза затрагивает в трактате вопрос взаимосвязи внешних и внутренних, психологических факторов, провоцирующих и усугубляющих конфликты. Новые взгляды в философию конфликта вносит теория Т.Гоббса, решая вопрос о соотношении личности и общества в пользу человека как отдельного самоценного существа. Т.Гоббс объявляет, что естественное состояние общества - это «война всех против всех» («Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»). Полагая, что люди от природы равны в отношении физических и умственных способностей, они в той же степени равны и в своих при-тязаниях на достижение целей. Однако дефицит ресурсов, лежащий в основе целедостижения, порождает соперничество, недоверие и жажду славы, что приводит к конфликтам и, в конечном счете, может привести к уничтожению самого общества. Эта внутренняя тенденция общества к самоуничтожению обязывает его к политическому оформлению в лице государства, которое, таким образом, является результатом общественного договора, действительным благом и ценностью, поскольку гарантирует права своим подданным и общественное согласие. Таким образом, именно из политической теории Т.Гоббса следуют выводы о приро- де конфликта, обусловленной естественным равенством людей от природы. Необходимо отметить, что такое понимание природы конфликта в дальнейшем становится определяющим в западной философской традиции. Если концепция естественного права основывается на идее некоторых общезначимым норм и ценностей, то, в противовес ей, Д. Юм утверждает, что истинные ценности и нормы есть выражение не знаний, а чувств. Именно чувства формируют моральные оценки и то, что Юм определяет как культурно заданные способы реагирования, являющиеся результатом усвоения традиций и соглашений, существующих в локальном окружении человека. Чувства, усвоенные привычки, эмоциональные стандарты реагирования и есть, согласно представлениям Юма, гарантия общественного спокойствия и бесконфликтности. Вера в чувства как скрепляющее, гармонизирующее отношения людей начало, четко прослеживается в философии Ж.-Ж. Руссо, которая задает новую традицию критического отношения к индивидуалистиче- ской концепции человека и установления определенной взаимосвязи человека и сообщества. Не отрицая существования некоторой напряженности между индивидом и обществом, Руссо утверждает идею самоценности, как индивида, так и сообщества. Сообщество для Руссо - это прежде всего чувства близости, которые соединяют вместе семью и друзей, Именно в этом смысле общество представляет собой моральную ценность. Современная теория конфликта, синтезируя две принципиально отличные точки зрения, исходит из того, что природе и человека, и общества свойственны, как биологические, психологические, так и социальные факторы, порождающие многообразные и многочисленные кон- фликты. С другой стороны, признается в такой же мере и наличие факторов социально-психологического порядка, обусловливающих стремление людей сотрудничать. В русле настоящего исследования важно как раз подчеркнуть эту существенную особенность: природой самого человека его способностью и стремлением к гармоничным отношениям, к единству с другими людьми - предусмотрен как бы внутренний ценностный ориентир, который должен учитываться в рамках процесса оптимизации социального конфликта. Одна из исходных и центральных категорий настоящего исследования - конфликт (от лат. conflictus - cтолкновение). В научной литературе, несмотря на многообразие дефиниций, конфликт понимается в значении «социальный конфликт», т.е. вызванный теми или иными вопросами общественной жизни. «Социальное» же в широком смысле слова есть общественное.
|