Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современные неогегельянские концепции философии права (Ю.Биндер, К.Ларенц, В.Шмидт, В.Шенфельд, Б.Кроче, Д.Джентиле).
Основные аспекты неогегельянской интерпретации политико-правовой философии Гегеля дали главным образом немецкие неогегельянцы. Зародившись в условиях агрессивных установок вильгельмовской Германии, немецкое неогегельянство теоретически обосновывало " идеи 1914 г.", а после краха кайзеровской Германии атаковало буржуазно-демократические принципы и институты Веймарской республики, выступало за государство силы. Немецкие неогегельянцы приветствовали гитлеровский рейх и всячески стремились приспособить к его внутри- и внешнеполитическим целям свою интерпретацию ряда консервативных идей гегелевской философии права. " Характерно, — отмечал неогегельянец К. Ларенц, — что неогегельянство свое начало берет как раз от философии права" 1. Весьма показательно для позиции Биндера его выступление на первом конгрессе неогегельянцев в 1930 г. В нападках на либерализм и демократизм Ю.Биндер использовал гегелевскую категорию вне-себя-бытия и отчужденности духа для критики Веймарской республики. Со ссылкой на " гегелевское последовательное выступление за монархию" 2 он атаковал республику как государственную форму. Рассматривая всю философию права Гегеля как диалектику нравственного сознания, Биндер, как и многие другие юристы-гегельянцы, считал гегелевское абстрактное право юридическим правом, а мораль и нравственность — соответствующими понятиями моральной философии3. Биндер акцентирует внимание на " безусловном принятии" государства, так как нет иной нравственности, кроме государства и права, и вне их нет никакой свободы4. " Остается, однако, — замечает Биндер, — открытым вопрос: эта свобода и эта нравственность предполагают людей в их общественной обусловленности и связанности. Где же здесь остается, однако, индивидуальная свобода и нравственность индивидуальной жизни? Действительно ли должна нравственная ценность быть находима лишь в обществе и государстве? ". Вопрос резонный и старый. Примечателен и биндеровский ответ на него. " Нет никакого сомнения, — писал он, — что на этот вопрос в смысле Гегеля следует ответить утвердительно" 5. Откровенно авторитарную интерпретацию гегелевских идей Биндер развивает в статье " Авторитарное государство". Лишь авторитарное государство, обладающее силой и волей " мочь требовать повиновения всех", отвечает понятию государства и имеет подлинную легитимацию. Авторитарное государство, противопоставляемое Биндером всякому либерально-демократическому государству, в том числе Веймарской республике, есть " действительность духа", " истинная народная общность" 8. Выступая против всей системы Веймарской республики, он ратовал за установление авторитарного государства как " безусловной, категорической воли нации. Приход Гитлера к власти и установление нацистского режима Биндер воспринял как учреждение ожидавшегося им авторитарного государства, наконец-то легитимированного и отвечающего своему понятию. Свои философско-правовые усилия Биндер направил на приспособление неогегельянства к нуждам гитлеровского рейха и их оправдание. " Должно быть показано, — писал он в 1934 г. в работе " Немецкое народное государство", — что это государство, которым мы обязаны политической изобретательности Адольфа Гитлера, не только является осуществлением правильно понятого государства — государства идеи, — но оно также, если правильно его понимать, соответствует сущности народа, чьей формой жизни оно хочет быть" 3. Тема оправдания гитлеровского государства является ведущей и в другой работе Биндера, " Идеализм как основа философии государства", где неогегельянские разглагольствования о государстве как свободе и нравственности непосредственно приноровлены к " третьему рейху". Свою цель он прямо формулирует как внедрение в сознание людей мысли, что новое государство не монстр, не голая сила над стадом несвободных людей", так как, " несмотря на свой авторитет, благодаря которому он притязает на тоталитет жизни своих граждан, " третий рейх" соответствует понятию государства и в качестве вообще государства является не несвободой и принуждением, а действительной свободой" 1. Неогегельянские идеи Биндера разделял и развивал его ученик К. Ларенц, характеризовавший своего учителя как " философа-правохранителя" 2. Речь шла о неогегельянски трактуемом праве как " обязательном жизненном порядке народа" 3. В условиях фашистского режима Ларенц, определяя задачи философии права, акцентировал внимание на " постижении разумности данного, т. е. действительного, эмпирического права" 4. Право, замечает он, выражает " всеобщность разума", " разум предмета" и не может быть сведено к " абстрактным правилам", " к какому-нибудь случайному и абстрактному регулированию" 5. Гегелевские суждения о разумном праве Ларенц интерпретировал в духе дискредитации не только идей юридического позитивизма о правовых нормах, но и вообще позитивного права как определенных предписаний и правил. После прихода к власти нацистов Ларенц откровенно приспосабливал неогегельянские представления о Гегеле к идеологическим и политическим стандартам национал-социализма. Для национал-социализма характерны отрицательное отношение не только к твердому правопорядку и режиму законности, но и известное стремление размыть понятие государства как учреждения нормализованной общественной жизни в расплывчатых, демагогически и пропагандистски используемых понятиях " нация", " народ", " раса", " рейх", " тоталитет народа", " народный порядок" и т. п. " Сегодня, — писал " партийный идеолог" А. Розенберг, — мы больше не рассматриваем государство в качестве независимого идола, перед которым все должны гнуть спины. Государство не есть также предел, но лишь только средство для сохранения народа... Формы государства меняются, права государства отмирают, народ же остается. Из этого следует, что нация — первое и последнее, чему должно подчиняться все остальное. Гегелевские идеи в неогегельянской интерпретации использовали также В. Шмидт, В. Шёнфелд и другие для обоснования нацистски понимаемого " народного порядка", " чистоты народного своеобразия" и вообще безудержного шовинизма в вопросах государства и права. В.Шмидт, апеллируя к гегелевским положениям об эпохе германской нации, еще в 1944 г. продолжал писать о " европейском порядке как системе руководства под упорядочивающей властью рейха" 3. Ортодоксально-нацистские идеологические выпады против идей Гегеля своеобразно сочетались с их неогегельянской фальсификацией у такого ведущего юриста гитлеровского времени, как К. Шмитт. В борьбе против либерально-демократических концепций государства и права, против юридического позитивизма и " абстрактного" индивидуализма он широко использовал неогегельянски интерпретируемую гегелевскую философию права. Так, в работе " О трех способах научно-правовой мысли" (1934) Шмитт находит " в гегелевской философии права и\осударства обобщение и итог всего течения и направления немецкого сопротивления" 4 французским идеям 1789 г. Гегелевская идея государства интерпретировалась им как " конкретная мысль порядка", изложенная Гегелем, по Шмит-ту, живо и с большой силой1. " Действенные", работающие в условиях нацизма аспекты гегелевской философии права Шмитт отмечал и в работе " Государство, движение, народ" (1933). Свои нацистские теоретизации о трехчленном единстве политического порядка (государство, движение, народ) он подкреплял утверждением, что эта его конструкция соответствует " основанным Гегелем великим традициям немецкой мысли о государстве" 2. Но, с другой стороны, реализуя в своих государственно-правовых построениях отправные положения ортодоксальной идеологии национал-социализма, К. Шмитт в целом расходился с Гегелем и считал его пройденным этапом3, поскольку актуальная политическая практика нацистов требовала иных, более адекватных политико-идеологических форм и конструкций. Ведущие неогегельянцы (Ю. Биндер, К. Ларенц) подвергли критике тезисы К. Шмитта об " устарелости" Гегеля. Основными представителями итальянского неогегельянства были Б. Кроче и Д. Джентиле. Кроче представлял либеральное направление неогегельянства. Гегелевский способ понимания хотя и находится, по мнению Кроче, " по ту сторону политических партий, однако составляет разумное основание каждой истинной политики" 4. Невозможно, замечает он, полностью принять или отбросить Гегеля. " Задачу критиков и продолжателей Гегеля" Кроче видит в том, чтобы, удерживая " живое" (диалектическую мысль), " сохранить новое понятие понятия и синтез противоположностей и на этой основе вновь построить систему" 5. Гегель в характеристике Кроче — " великий противник недовольных жизнью", " враг гуманитаризма энциклопедистов и якобинства", которое " везде сеет тиранию" 6. Свою концепцию Кроче называл " религией свободы". Свобода — высший закон человеческой истории и бытия. Но если у Гегеля, под влиянием которого находятся крочеанские представления о связи истории и свободы и т.п., речь шла о разумных формах объективи зации свободы в ходе исторического прогресса, то Кроне акцентировал внимание на принципиально неопределяемом характере свободы. Идею необусловленности свободы никакими фактическими условиями Кроче использовал для обоснования формальной, юридической свободы и невозможности фактической свободы. Лишь " правящее меньшинство", называемое им " политическим классом", знает, чего оно хочет. Защищая формальные, юридические права личности, Кроче считал, что свобода без субъекта есть пустое слово и абстракция, если не признается свобода личности. В обстановке тоталитарного попрания прав и свобод личности эти либерально-индивидуалистические представления носили оппозиционно-критический характер. Такую же направленность имело положение Кроче о том, что не государство выше морали, а, наоборот, мораль возвышается над государством. Такая оценка весьма отличалась от типичных для неогегельянства этатистских интерпретаций системы соподчинения и иерархии различных " форм духа" 1. Исходя из этих представлений, Кроче отвергал тоталитаризм и критиковал фашизм, к которому в той или иной степени тяготело большинство итальянских и немецких неогегельянцев. " Этот идеал смерти, — писал позднее Кроче, — который сейчас называется " тоталитаризмом", " единой партией", " партийной субординацией", требовался и теоретически обосновывался проистекающим из гегелевской философии прославлением государства"; тем самым, по Кроче, государство из " политического и юридического действия" превращалось в " варварское божество" 2. Вместе с тем крочеанские выступления против авторитарных и тоталитаристских интерпретаций гегелевского учения дополнялись ярой критикой демократии, проповедью вечности войн, неравенства и т.п. В конкретно-исторических условиях политической жизни фашистской Италии либерализм Кроче элементами своей оппозиционности и критичности существенно отличался от профашистского неогегельянства Джентиле и др. Хотя собственные философские воззрения Джентиле так и не были признаны официальной версией фашистской философии, однако в первую очередь благодаря его усилиям ряд неогегельянских представлений был трансформирован в эклектическую смесь итальянской фашистской доктрины, что служило предметом большой зависти немецких неогегельянцев. В неогегельянстве Джентиле превалируют иррационализм и мистицизм, критика разума с позиций волюнтаристского " актуализма", " чистого акта", столь созвучного фашистскому активизму. Он утверждал, что подлинный индивид универсален и завершает бога в своей сущности, однако подобные характеристики скорее подходят к его оценкам фашистского государства и дуче, нежели отдельного человека, индивида. В духе концепции " чистого акта" именно только " подлинное решение дуче" расценивается Джентиле как совпадение " одновременного формулирования и осуществления", словом, как высшее проявление подлинного контакта с действительностью, трудно отличимого от магии. Свою интерпретацию духа как " чистого акта" Джентиле использовал для атаки идей правопорядка и режима законности, оправдания фашистского " активизма" и беззакония1. Гегелевские идеи о государстве как нравственной целостности, действительности нравственной идеи и т.п. Джентиле использовал для прямого оправдания фашистского государства как высшего выражения нравственности и свободы2. Именно к этому свелось его обращение к гегелевскому понятию государства на втором конгрессе неогегельянцев в Берлине (1931). 40. чистое учение о праве Ганса Кельзена. «Чистая теория права». Эта теория стремится описать право таким, как оно есть в чистом виде, не занимаясь его оправданием или критикой. Юриста не должны интересовать внешние связи права с экономикой, психологией, политикой, социологией. В предмет изучения науки о праве включаются только вопросы, связанные с разработкой эффективной
|