Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г л а в а II






УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВЯЗИ БЫТИЯ.

РАЗВИТИЕ

1. Понятие развития.

2. Диалектическая концепция развития: принципы, категории и законы диалектики.

3. “Недиалектические” теории развития: эволюционизм и эмердженизм.

 

1. Познавая мир, человек сталкивается с самыми разнообразными явлениями и вещами, которые при пристальном взгляде на них не остаются такими, как есть, а находятся в постоянном изменении. Земля вращается вокруг своей оси и совершает движение вокруг Солнца, определенные изменения претерпевают существующие на земле растения и животные, изменяется общественная жизнь, становятся другими взгляды, характер, внешний облик людей, меняются окружающие нас вещи. Подметив постоянную изменчивость мира, древнегреческий философ из города Эфеса Гераклит однажды заметил: “Нельзя дважды войти в одну и ту же реку”. Так кратко, но точно была выражена мысль о постоянстве происходящих в мире изменений.

В философии понимание изменчивого, непрерывно преобразующегося мира выражено в понятии “движение”. “Движение, в применении к материи, - это изменение вообще”, оно “обнимает собой все происходящее во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением”, — отмечал в “Анти-Дюринге” Ф.Энгельс (3). В материалистической философии, рассматривающей движение как атрибут материи, ее коренное, неотъемлемое свойство, утвердилась позиция о признании качественного многообразия форм движения материи. Различная направленность движения дает основания для выделения следующих типов движения: 1) движение от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. изменения, идущие по восходящей, прогрессирующей линии. Например эволюция живой природы от клетки до высших животных или развитие человека от младенчества до зрелости; 2) движение от высшего к низшему, т.е. изменения, идущие по нисходящей, регрессирующей линии. Это процессы деградации, разрушения, обеднения, гибели вещей и явлений; 3) движение, не изменяющее уровень организации объекта. Например качание маятника, вращение ротора и другие линейные процессы.

В философии движение первого типа, т.е. изменения происходящие по восходящей линии, традиционно называют развитием. Из такого понимания следует, что категория движения по своему объему шире категории развития, т.е. любое развитие есть движение, изменение, но не любое изменение является развитием. Таким образом, под развитием понимают особый тип изменений, который связан с качественным преобразованием, с появлением принципиально нового. В “Философском энциклопедическом словаре” развитие определяется как “необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате которого возникает новое качественное состояние” (4.).

Философия с момента своего возникновения констатировала изменчивость, “текучесть” и подвижность мира, но долгое время билась над проблемой, как и почему происходят непрерывные изменения и преобразования в мире, что является их источником и причиной. Можно без преувеличения сказать, что проблема развития разрабатывалась на протяжении всей философской мысли и нашла свое наиболее полное и глубокое воплощение в диалектике, которую на современном уровне понимания можно определить как наиболее разработанную теорию развития.

 

2. Понятие диалектики, что в переводе с греческого буквально означает “искусство вести спор, беседу”, употреблялось в истории философии в разных значениях. Диалектика возникла и развивалась в древнегреческой культуре, где в условиях демократических городов-полисов высоко ценилось умение вести диалог, полемизировать, доказывать, убеждать, обосновывать свою правоту. Диалектическое миропонимание было характерно для античных натурфилософов, которые, по замечанию Маркса, “все были прирожденными диалектиками”. Но наиболее плодотворные идеи в этой области были высказаны Гераклитом, взявшего за образ мира “мерами возникающий и мерами исчезающий” огонь — самую подвижную, ни на мгновение не остающуюся в покое материальную субстанцию.

Древнегреческие философы одними из первых глубоко осознали, что для понимания изменчивого, развивающегося мира, где одни явления переходят в другие, процессы превращаются в противоположные, где привычные вещи исчезают и возникают вновь, необходимы гибкие, подвижные, сложные понятия. Окостеневшие понятия с застывшим смыслом и неизменным значением непригодны для познания, глубокого постижения вечно меняющегося мира. Умение древнегреческих мыслителей терпеливо вникать в непривычное, находить связи в казалось бы не связанных между собой явлениях, видеть взаимные переходы между ними, взаимопревращения и взаимодействия привело к формированию диалектического способа осмысления мира.

Опыт античных диалектиков и их продолжателей имеет величайшее значение для всей последующей эволюции философского познания. Однако диалектика в ее зрелом теоретическом виде — позднее детище философской мысли. В виде стройной, последовательно и обстоятельно изложенной теоретической системы диалектика впервые предстала в объективно-идеалистической философии Гегеля, который до совершенства отработал категориальный аппарат диалектики, сформулировал ее основополагающие принципы и универсальные закономерности. Дальнейшее свое развитие диалектика получила в рамках марксистской философии, где она была творчески переработана, освобождена от идеалистической формы и соединена с материализмом.

На современном уровне теоретического понимания диалектика — это прежде всего философский метод познания мира, способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в изменении и развитии, в многообразии их связей и во взаимодействии противоположных сил и тенденций. Но диалектика сегодня — это одновременно и концепция процесса развития, и наука о наиболее общих видах связей и всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Как теория, диалектика в содержательном плане представляет собой систему принципов, категорий и законов.

Основополагающими принципами диалектики, пронизывающими все ее “теоретическое тело”, являются принцип всеобщей связи и принцип развития, которые в единстве составляют смысловое ядро диалектики. Выступая фундаментальными мировоззренческими и методологическими основаниями диалектического метода познания и объяснения мира, эти принципы неразрывно взаимосвязаны между собой и не существуют отдельно друг от друга.

Важное значение в диалектике имеет идея всеобщей взаимосвязи явлений. Уже в античной философии были представления о целостности, единстве Космоса, который являет собой, по мысли древних мыслителей, гигантский, живой организм, в котором “все связано со всем”.

Понимание мира как некоего единого целого прошло по всей истории философской мысли. Так, немецкий философ Г.Лейбниц считал, что наша Вселенная подобна Мировому океану, в котором малейшие движения отзываются на самые большие расстояния. Поэтому мы не можем даже мизинцем двинуть, не побеспокоив всего мироздания.

Имея ввиду, что вся окружающая нас реальность — это бесконечная совокупность предметов и явлений, находящихся между собой в самых разнообразных связях и отношениях друг с другом, мир может быть представлен как клубок универсальных связей и отношений, пронизывающих все его бытие. В природе внутренняя связь раскрывается во взаимодействии явлений неживой природы, в возникновении живых организмов, во взаимодействии животных и растений между собой, в их зависимости от окружающей среды и т.д. В общественной жизни всеобщая связь выражается в том, что все стороны жизни общества как единого, сложного социального организма так же взаимодействуют между собой. Существует тесная зависимость между экономическими, политическими и духовными явлениями общественной жизни. В бесконечной “паутине” связей и отношений проявляется существование мира. Это своего рода скрепляющие нити, которые связывают мир в некую единую систему, где каждый фрагмент так или иначе, прямо или опосредованно связан, “сцеплен” со всем остальным. С таких позиций рассуждения французских историков XVIII в. о том, что история Франции могла бы пойти по другому пути, если бы нос мадам Помпадур был несколько длиннее и она не была бы столь привлекательной и не оказывала столь сильного влияния на короля, не выглядят такими уж несерьезными.

Рассмотрение явлений в их взаимозависимости и теснейшей неразрывной связи между собой является наиболее адекватным отражением организации окружающего нас мира. При этом следует иметь в виду, что все многообразие и богатство связей и отношений реального мира можно классифицировать по ряду оснований. Так, по специфике основных форм движения материи можно выделить механические, физические, химические, биологические и социальные связи. Есть смысл выделять различные виды связей и отношений по их сложности и глубине, характеру и степени общности. Отдельные виды связей и отношений составляют предмет исследования частных естественных и общественных наук. Например, биология исследует взаимосвязи на различных уровнях организации материи: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом и биоценозном. Диалектика же исследует наиболее общие, универсальные, существенные связи и отношения, присущие всем процессам и явлениям объективного мира. К таким связям относятся внутренние и внешние, существенные и несущественные, причинно-следственные, возможные и действительные, необходимые и случайные. Теоретической формой познания и выражения этих всеобщих связей бытия выступают категории и законы диалектики.

Каждая наука в процессе исследования определенной сферы действительности вырабатывает свой арсенал логических средств познания, формирует круг понятий, с помощью которых осуществляется постижение свойств и сущности изучаемых объектов. Любая область науки оперирует понятиями разной степени общности и значимости, но категории диалектики имеют предельно общий и универсальный характер. В “Философском энциклопедическом словаре” категории диалектики определяются как “предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности” (8.).

Будучи логическими формами и организующими принципами процесса мышления, категории диалектики в теоретической форме воспроизводят всеобщие свойства, отношения и связи реальной действительности. Они в полной мере отражают подвижность, изменчивость, противоречивость и универсальную связанность бытия. Представляя собой систему неразрывно связанных понятий, находящихся в единстве, взаимодействии и во взаимопереходе друг в друга, категории диалектики наиболее глубоко и гибко отражают взаимодействие “полярных” сторон целостных явлений.

Система категорий диалектики складывалась исторически, и на современном уровне состояния философского знания можно выделить следующий категориальный ряд, выражающий изменчивость и всеобщие связи бытия: единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность, сущность и явление, закон.

Общее и единичное. Материальный мир существует в огромном разнообразии явлений, предметов и процессов, обладающих индивидуальным своеобразием, исключительностью. Существование отдельных предметов и явлений, обладающих неповторимым своеобразием, выражается в такой категории диалектики, как единичное. Каждый предмет, событие всегда единичны. Однако понятие единичного не обязательно содержит в себе знание об одном предмете, оно может отражать материальное образование, состоящее из многих или нескольких предметов, образующих неразрывное целое по своей структуре, функциям, происхождению, например Галактика, Солнечная система, человечество и т.д. При этом отделенность предметов и явлений друг от друга носит условный, относительный характер, так как в реальной действительности предметы и явления связаны между собой общностью свойств, признаков. Эти общие свойства, стороны и отношения составляют содержание категории “общее”.

В истории философии решение проблемы о статусе категорий единичного и общего было камнем преткновения для средневековых схоластов. В средневековой философии четко обозначились две тенденции в решении проблемы взаимосвязи единичного и общего — реалистическое и номиналистическое. Реалисты утверждали, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного. Номиналисты, напротив, полагали, что общее не существует реально, реальным существованием обладает только единичное, индивидуальное. Общее существует только в умах, сознании людей. Оно не что иное, как имя, название ряда единичных объектов.

В этой связи важно подчеркнуть, что ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием, не существуют как таковые. Категории общего и единичного неразрывно связаны между собой: общее не существует без единичного, как не существует единичное без общего. В любой конкретной, отдельно взятой вещи содержится и общее и единичное. Самостоятельно существует только отдельное. Общее и единичное существуют лишь в отдельном и через отдельное. Отдельная вещь или явление представляют собой нечто особенное. Категория особенного фиксирует диалектическую взаимосвязь общего и единичного и является своеобразным связующим звеном между ними. Раскрывая сущность диалектики общего и единичного на самых простых примерах — “Иван есть человек”, “Жучка есть собака“, Ленин в “Философских тетрадях” отмечал: “уже здесь... есть диалектика: отдельное есть общее и... всякое общее есть частичка или сторона отдельного”(т. 29, с.318).

Причина и следствие. Одной из форм проявления всеобщей, универсальной связи является причинно-следственная связь, которая в философском познании оформилась в один из фундаментальных принципов — принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все явления окружающего мира — природные, общественно-исторические и духовные детерминированы, т.е. возникают, развиваются, разрушаются и погибают в результате действия определенных причин. Признание причинной обусловленности явлений выступает одним из методологических принципов диалектики и лежит в основе научного познания мира. Отказ от принципа детерминизма — индетерминизм, приводит к искаженной картине мира, где “возможны” самые невероятные, необусловленные объективными причинами явления — вплоть до “чуда”.

Как частица универсальной взаимосвязи, причинность выражает всеобщую обусловленность явлений. Категория причины применяется в философии для обозначения явления, которое в определенных условиях с необходимостью вызывает, обусловливает другое явление, называемое следствием. Фундаментальной чертой причинности, отличающей ее от остальных форм связи, является генетический характер этой зависимости — причина порождает следствие. Но диалектическое взаимодействие между причиной и следствием состоит в том, что следствие не пассивно по отношению к своей причине, оно оказывает активное обратное воздействие на породившую его причину. Так, болезнь (причина) приводит к снижению аппетита (следствие), что в свою очередь снижает сопротивляемость организма и усугубляет течение болезни.

Причина и следствие находятся между собой в состоянии взаимоперехода и образуют бесконечную причинно-следственную цепь — “цепь причинения”, т.е. последовательный ряд, в котором всякое явление по отношению к предыдущему является следствием, а по отношению к последующему причиной. Так, болезнь может стать причиной плохого аппетита, плохой аппетит является причиной снижения работоспособности, что не позволит выполнить качественно срочную работу, это будет причиной плохого настроения, а плохое настроение, в свою очередь, может стать причиной очень многих следствий.

Выявление закономерности причинно-следственных связей составляет основную задачу и цель научного познания. Нахождение “причинных цепей” значительной протяженности оказывается весьма сложным делом, о чем свидетельствует историческая эволюция науки. Имея в виду трудность выявления причин, Демокрит в свое время говорил, что он предпочитает найти хотя бы одно причинное объяснение, чем получить персидский престол.

Важной философской проблемой является классификация причин, которую можно проводить по ряду оснований, выделяя динамические (однозначные) и статистические (вероятностные) причины, объективные и субъективные, общие и частные, внутренние и внешние, существенные и несущественные, главные, основные и второстепенные и т.д. В общественно-исторической практике большую роль в реализации событий играет повод, который можно определить как несущественную, внешнюю, неглавную причину.

Необходимость и случайность. Категории необходимости и случайности отражают качественно особые связи объективного мира, которые не охватываются другими категориями. Под необходимостью понимается то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей и отношений, что обусловлено всем предшествующим развитием и в силу этого неизбежно происходит или обязательно должно произойти. Под случайностью понимается явление, которое непосредственно вытекает не из сущности, не из внутреннего закономерного развития данного процесса, а из его внешних связей и отношений. Случайное это то, что могло произойти, а могло не произойти. Если необходимость определяется сущностью, то слкчайность непосредственно может быть не связана с сущностью процесса, а является для него чем-то побочным, нетипичным, а следовательно, необязательным.

Категории необходимости и случайности находятся между собой в диалектической зависимости: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Они составляют два полюса одной связи: ни случайность, ни необходимость в реальной действительности не выступают в чистом виде.

Важнейшим моментом диалектической связи необходимости и случайности является возможность их взаимоперехода друг в друга. Так, одно и то же событие или явление в одном отношении выступает как необходимое, а в другом как случайное. Например, для истории Франции XIX в. головокружительная военная и политическая карьера молодого офицера-корсиканца явилось случайной неожиданностью. Но, с другой стороны, личные устремления Наполеона как нельзя лучше совпали с назревшими объективными общественными потребностями Франции того времени. “Буржуазии нужна была блестящая шпага, и она вложила ее в руки Наполеона”, — отмечал Ф.Энгельс.

Момент связи необходимости и случайности выявляется в характеристике случайности как формы проявления необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Так, открытие неевклидовой геометрии именно Лобачевским было случайным событием, но само это открытие было с необходимостью подготовлено всем ходом развития геометрии XIX в. Именно поэтому независимо от Лобачевского неевклидова геометрия была открыта Больяи и Гауссом. Примеры параллельных научных открытий как раз обнаруживают их необходимость.

Случайность выступает как дополнение необходимости. Подобно тому как явление обогащает сущность, случайность обогащает и разнообразит проявление необходимости, дополняет ее второстепенными, малозначными моментами. Так, Ф.Энгельс в “Анти-Дюринге” приводит рассуждение о том, что цветы клевера опыляются насекомыми — это явление необходимое. Но то, что произошло опыление именно этого цветка, в полдень, а не вечером, пчелой, а не мухой — это все явления случайные.

Содержание и форма. Для понимания структурной организации материального мира важное значение имеет уяснение соотношения таких категорий как форма и содержание. Потребность использования этих понятий возникает по мере формирования представлений о предметах и явлениях мира как о целостных образованиях, состоящих из взаимосвязанных частей.

Под “содержанием” в современной философии понимается вся совокупность сторон, признаков и характеристик того или иного явления или процесса. Категория содержания охватывает конкретный предмет или явление во всем богатстве их проявления. Под содержанием понимется буквально все, что содержится в том или ином явлении.

Понятие формы является более сложным и многозначным. Оно претерпело серьезную эволюцию. Еще Аристотель глубоко разработал категорию формы и придал ей удерживавшейся почти в течение двух тысячелетий смысл, который сейчас уже не совпадает с современными представлениями об этой категории. В философии Аристотеля форма выступала неким активным идеальным началом или принципом, существующим вне пассивной материи. Накладываясь на материю, форма придавала вещи ее конкретный облик. На современном уровне философского анализа форма понимается как способ существования, развития и выражения содержания. Под формой понимается также внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы. Важно подчеркнуть, что понимание формы как философской категории не следует отождествлять с пространственно-геометрическим восприятием вещи, с ее наружным видом, т.е. с тем, что Гегель называл “внешней формой”, которая не имеет непосредственного отношения к содержанию. Так, форма картины состоит не в том, что она прямоугольник определенных размеров, а в том, что она представляет собой полотно, на котором красками представлено художественное изображение, например природы, т.е. формой здесь является пейзаж как жанр, вид живописи.

Содержание и форма находятся между собой в диалектической взаимосвязи. Говоря об их диалектике, прежде всего следует отметить, что они тесно связаны и обуславливают друг друга. “Содержание оформлено, форма содержательна”, — отмечал Гегель. Поэтому нет и не может быть абсолютно бесформенных явлений и процессов, как нет полностью лишенной содержанием формы. Содержание и форма имеют возможность находиться в состоянии взаимоперехода: что в одних условиях и отношениях выступало как содержание, в других условиях может быть формой, и наоборот.

Важнейшим аспектом диалектики формы и содержания является момент их соответствия друг другу. Содержание явления или процесса стремится приобрести наиболее адекватную форму. Несоответствие между формой и содержанием приводит к конфликту, в разрешении которого активная роль принадлежит содержанию, которое имеет тенденцию к более быстрому изменению, чем форма. Форма же характеризуется некоторой инертностью и пассивностью. Но при определенных условиях форма также может проявлять активность и стимулировать появление нового содержания.

Возможность и действительность. Развитие представляет собой сложный диалектический процесс. В начале новое существует в недрах старого как нечто еще не сложившееся, как потенция, возможность возникновения и развития. Только при определенных условиях новое побеждает и становится действительностью. Любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное и дальнейшим порождением этой новой действительностью новых возможностей. Диалектика взаимосвязи прошлых состояний процессов и явлений, настоящего и того, что может появиться в будущем при соответствующих условиях, выражается в таких категориях, как “действительность” и “возможность”. В понятиях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления и изменения.

Категория действительности имеет два основных значения. В широком смысле под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности. В узком смысле, как категория диалектики, действительность представляет собой реализованную возможность. С этих позиций возможность можно понимать как скрытую тенденцию возникновения и развития наличной действительности. Категория возможности отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции. Таким образом, если действительность, говоря словами Гегеля, есть “актуальное бытие”, то возможность — “потенциальное бытие”, это будущее, содержащееся в настоящем.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего эти категории взаимопредполагают друг друга: всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. Возможность и действительность обладают способностью взаимоперехода друг в друга, т.е. возможность превращается в действительность, а действительность порождает все новые возможности.

Анализ действительности обнаруживает многообразие ее сторон и тенденций, бесчисленное множество объективно присущих ей возможностей, которые можно разделить на реальные, конкретные и формальные, абстрактные.

Реальные, конкретные возможности подготовлены всем ходом развития вещей и процессов и соответствуют объективной необходимости, для их реализации сложились нужные условия. Абстрактные или формальные возможности — это возможности, для осуществления которых нет в данной действительности соответствующих условий. В их реализации может сыграть роль очень редкий случай. Абстрактные возможности не тождественны невозможности, т.е. тому, что несовместимо с законами природы. Например, нельзя на улице встретить Сократа, найти “философский камень”, элексир бессмертия и т.д.

Соотношение возможности и действительности находит свое количественное выражение в категории вероятности, характеризующей степень реализации возможности, ее близость к действительности. Всякая реальная возможность имеет какую-то хотя бы минимальную вероятность превращения в действительность. Если эта вероятность равна нулю, то возможность тождественна невозможности, а при вероятности, равной единице, возможность становится действительностью.

Сущность и явление. Общественно-историческая практика и история развития наук убедительно показывают, что предметы и явления объективного мира имеют как внешнюю сторону, доступную нашему непосредственному восприятию, так и сторону внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения. Этот разрыв, некая раздвоенность свойств и характеристик предмета выражается в таких категориях диалектики как сущность и явление. Эти категории отражают одну и ту же реальность, но отражают ее с различной глубиной и полнотой, поэтому сущность и явление непосредственно не совпадают. Если категория сущности фиксирует внутреннюю, устойчивую, относительно скрытую сторону явлений, предметов и процессов, то явление — это внешняя, менее устойчивая, чем сущность, сторона предметов и процессов, которая может быть воспринята непосредственно органами чувств в процессе наблюдения. Сущность же того или иного явления раскрывается на уровне рационального, абстрактно-логического познания. Так, при помощи чувственного восприятия человек не в состоянии схватить движение со скоростью 300 тыс. км в секунду, не может видеть инфракрасного излучения, слышать ультразвук, но мышление фиксирует и раскрывает сущность этих процессов.

Явление и сущность находятся в неразрывном единстве и не существуют одна без другой. “Явление существенно, а сущность является”, — утверждал Гегель. Действительно, внутренняя сторона предметов и процессов определяет их внешнюю сторону, составляет их основу, а внешняя так или иначе выражает внутреннюю. Сущность всегда присутствует в явлении, каким бы поверхностным оно ни было. Но сущность скрыта, не видна, не лежит на поверхности, а “является” через свою противоположность. Именно сущность должна раскрывать научное познание. “Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя”, — заметил однажды К.Маркс. (5.).

Диалектика сущности и явления состоит также в том, что сущность лишь приблизительно, неполно охватывает явление. Явление богаче сущности, так как включает в себя все бесконечное разнообразие свойств, признаков и характеристик предмета или процесса. Но сущность глубже явления, поскольку отражает в нем самое главное, устойчивое и необходимое. В этом плане категория сущности близка к категории закона, которую Гегель очень точно определил как “отношение между сущностями”.

В ходе исторической эволюции в философии оформилась идея об объективной закономерности потока вещей и явлений окружающего мира, наличия в нем устойчивых, повторяющихся связей и отношений. Уже в пифагорейском учении о “гармонии сфер” встречается понятие “закона”, которое отождествлялось с представлением о порядке, выступающем непременной чертой устройства Космоса. Гераклит ввел понятие Логоса, выражающего объективное единство чувственного мира, не зависящее от воли богов и людей.

Значительный вклад в разработку категории закона был внесен Гегелем. Для Гегеля закон — одна из форм развития Абсолютной Идеи, источником которой является не объективный мир, а Мировой Разум. Результатом глубокого философского исследования стало выявление трех наиболее фундаментальных, всеобщих, универсальных закономерностей, которые позже были материалистически прокомментированы в “Анти-Дюринге” Ф.Энгельсом.

На современном уровне категориального понимания закон выражает необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями объективного мира. Закон может отражать связи между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Множество законов реального мира можно классифицировать по специфике форм движения, например физические, химические, биологические, социальные законы, по формам их действия — динамические и статистические законы. Существуют законы взаимодействия, выражающие связь между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями, например законы Ньютона, закон отражения света, законы Кеплера о вращении планет Солнечной системы. Наряду с этими законами, существуют законы развития, определяющие характер, направленность и результат процесса развития, например, биогенетический закон Геккеля. Среди законов развития особое значение для философского познания мира имеют законы диалектики, которые выражают наиболее универсальные, всеобщие закономерности процесса развития, охватывающего природный, общественный и духовный мир.

В гносеологическом аспекте законы диалектики представляют собой своеобразную теоретическую конструкцию, “схему”, где в категориальной, понятийно-логической форме выражаются универсальные связи и отношения, раскрывающие содержание процесса развития. Как любая другая теоретическая модель, законы диалектики в определенном смысле упрощают, обедняют реальность, не отражают всего богатства и многообразия форм процесса развития. Но вместе с тем они фиксируют самое главное, существенное и необходимое в развитии, глубоко раскрывая его внутреннее содержание.

При анализе существенных сторон процесса развития возникает необходимость решения следующих принципиальных проблем: почему, каким образом и в каком направлении осуществляется развитие? В первом случае речь идет о причинах, обусловливающих процесс развития, во втором о его внутреннем механизме и в третьем, о направленности развития, его “траектории”. Решение этих проблем лежит во взаимосвязи трех наиболее фундаментальных законов диалектики: закона взаимоперехода количественных и качественных изменений, закона единства и взаимопроникновения противоположностей и закона “отрицания отрицания”.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Одной из первых в истории философской мысли была выявлена взаимозависимость между количественными и качественными изменениями. К установлению этой зависимости приблизились уже древнегреческие философы, задавшиеся вопросом: сколько должно выпасть волос у человека, которого можно назвать лысым? Начиная с наивных догадок, зависимость между количественными и качественными изменениями постепенно была выведена на уровень универсальной взаимосвязи и теоретически оформлена в виде всеобщего закона Гегелем.

Закономерный характер взаимосвязи количественных и качественных изменений выражается при помощи таких философских категорий, как качество, количество, мера и скачок. Несмотря на колоссальную историко-философскую традицию, — одним из первых понятия качества и количества как философских категорий проанализировал Аристотель, — в нашей философской литературе существуют различные подходы к их пониманию. Так, одни авторы рассматривают качество как совокупность свойств, другие отождествляют его только с существенными свойствами, третьи считают качество внутренней определенностью вещи. Думается, что в трактовке качества как философской категории имеет смысл обратиться к точке зрения, выраженной в свое время Гегелем, который определял качество как “тождественную бытию, непосредственную определенность вещи”. Иными словами, качество — это целостная, относительно устойчивая совокупность свойств, признаков и особенностей, составляющих определенность данного предмета или явления. “Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть”, — отмечал Гегель.

Категория качества неразрывно связана с категорий “свойство”, и их часто используют как однопорядковые. Однако, эти понятия необходимо различать: качество — это целостная характеристика вещи, предмета или явления, свойство — одна из сторон данного явления или предмета, их частичная характеристика. Не все свойства в одинаковой степени выражают качественную определенность вещи; одни из них воплощают более существенные стороны, другие — менее существенные. Потеря или приобретение предметом или явлением несущественного свойства (ряда свойств) не всегда влечет за собой коренное, качественное изменение данного предмета или явления. Так, цветок может утратить запах, поблекнуть, завять, но он все-таки остается цветком. Однако если исчезают основные, существенные свойства предмета, то он утрачивает свою качественную определенность и переходит в другое состояние — постепенно увядший цветок превращается в прах, его бытийность завершается. Категория свойства связывает количественные и качественные характеристики в единое целое: одни свойства выражают качественную определенность вещи, другие количественную.

Предметы и явления имеют не только качественную, но и количественную характеристику. Количество — это определенность предметов и явлений, выражающая присущие им качества и свойства в величинах и числах. Чистейшим количественным определением является число, которое представляет собой лишь мысленную форму “освоения” количественной стороны предмета или явления. По этой причине недопустимо отождествлять количество и число. Вспомним, что на отождествлении количества и числа основывалось учение пифагорейцев, которые стремились познать тайны бытия, где все, как они полагали, можно измерить и выразить числом, через раскрытие свойств чисел. Между тем необходимо иметь в виду, что чем сложнее явление, чем выше уровень его организации, тем труднее подвергнуть его изучению с помощью количественных методов. Действительно, по какой шкале и как измерить меру нравственности человека, крепость его веры, эстетический вкус? Не случайно процесс познания совершается таким образом, что раскрытие качественных характеристик предшествует познанию количественных отношений и установлению точных, математически выраженных количественных закономерностей.

Категории качества и количества выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов и явлений. Каждое из этих понятий определяется через свою противоположность: по определению Гегеля, “количество качественно”, а “качество количественно”. В реальном мире развитие осуществляется в процессе взаимоперехода количественных и качественных изменений, т.е. путем непрерывного и постепенного накопления количественных преобразований и перехода их в свою противоположность — качественные трансформации. Гегель в связи с этим заметил: “Кажущееся невинным количественное изменение представляет собой хитрость, за которой скрывается качественное преобразование”. Количество постоянно изменяется, качество же относительно устойчиво, остается неизменным, пока количественные изменения не достигнут соответствующего предела, не выйдут за рамки определенной границы. Выход количественных изменений за определенные рамки обусловливает изменение качества, его преобразование в другое, новое качество. Эта взаимообусловленность количественных и качественных изменений в философии выражается в понятии меры. Мера выражает границу, такой интервал количественных изменений, в которых предмет или явление сохраняют свою качественную определенность, свое прежнее качество, остаются самими собой. По этой причине Гегель определил меру как “качественное количество”. Каждое качественное состояние имеет свою меру, нарушение которой приводит к его изменению. Моменты перехода от одной меры к другой называются «узлами» или точками перехода из одного состояния в другое, а вся цепь перехода из одних количественно-качественных состояний к другим была определена Гегелем как “узловая линия мер”.

Существуют различные типы мер. Выделяют четкие, резкие, фиксированные меры, например превращения в области физико-химических явлений, где каждый химический элемент и соединение имеют строго фиксированную границу перехода из одного агрегатного или аллотропного состояния в другое, имеют четко определенные моменты фазовых превращений — т. е. точки плавления, отвердевания, кипения, сжижения и т.д. Но меры бывают нечеткие, нефиксированные, размытые, условные, например процесс образования звезд и планет, новых биологических видов, формирования и развития человека — условны границы, отделяющие детство от юности, юность от зрелости.

Всеобщей формой перехода от одного качественного состояния к другому является скачок. Как философская категория скачок — это момент или стадия превращения одного качества в другое. Любой процесс развития слагается из последовательных цепей скачков. Выделяют многообразные виды скачков, определяемые спецификой предмета или явления, а также теми условиями, в которых они развиваются. Так, скачки классифицируются: по формам движения материи; по отношению к сущности явления — коренные и некоренные; по количеству систем, включенных в скачок — одинарные и комплексные, или интегральные; по роли в процессе развития — прогрессивные, конструктивные и регрессивные, деструктивные, а также нейтральные; во временном аспекте — разовые, мгновенные, взрывообразные и стадиообразные, постепенные, длительные. Наиболее ярко связь количественных и качественных изменений проявляется в скачках, протекающих в форме «взрыва». Особенностью взрывного скачка является быстрота и интенсивность процесса преобразования старого качества в новое, которое охватывает все явление в целом. Там, где явление преобразуется постепенно, поочередно обновляются отдельные его стороны и части, имеет место постепенный скачок.

Закон единства и взаимопроникновения противоположностей. Наиболее значимым среди всеобщих законов диалектики является закон единства и взаимопроникновения противоположностей, который в литературе характеризуется как «суть, ядро диалектики». Особая роль этого закона обусловлена его теоретико-познавательными возможностями. Этот закон дает решение наиболее принципиальной и важной в мировоззренческом отношении проблемы: почему происходит развитие, в чем заключается источник постоянных изменений?

Проблема источника развития всегда была центральной в философии. Наиболее глубоко эта проблема была раскрыта в античной философии Гераклитом в его учении о единстве и взаимопереходе противоположностей. Но только в классической немецкой философии в лице Гегеля проблема источника развития получила обстоятельное и глубокое теоретическое осмысление. Развитие было представлено Гегелем как возникновение, развертывание и разрешение противоречий, во внутренней противоречивости всего сущего была найдена основная причина и источник непрерывно происходящих преобразований.

Содержание закона единства и взаимопроникновения противоположностей раскрывается в таких основных категориях как тождество, различие, противоположности и противоречия. Эти понятия являются наиболее адекватной логико-семантической формой для выражения идеи о взаимопереходе противоположностей как внутреннем источнике движения и развития.

Категории тождества и различия выражают диалектически взаимосвязанные характеристики предметов и явлений, фиксируют момент сходства, близости и подобия предметов и явлений. Как философская категория тождество характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в философии, в отличие от математики, отсутствует понятие абстрактного тождества. В философии тождество всегда конкретно и выступает как конкретное тождество. В реальной действительности мы имеем дело с конкретными, обладающими качественной определенностью вещами и явлениями, а не с некими теоретическими абстракциями: мы предпочитаем съесть конкретное яблоко или грушу, а не абстрактное “нечто”. Во-вторых, с позиций философского анализа абсолютного тождества в огромном и многообразном мире нет даже у двух совершенно одинаковых элементарных частиц. В- третьих, тождество диалектически связано с различием, т.е. тождество существует только в различии и через различие. А различие существует через тождество.

Но важно подчеркнуть, что в реальности нет не только двух абсолютно тождественных предметов. Но и один предмет не тождественен самому себе, а содержит в себе “свое иное”. Гегель настаивал на том, что различие необходимо понимать как ”различие в себе”, т.е. “вещам самим по себе свойственно быть различными”. Вот почему правомерно утверждать, что предмет и равен, и не равен самому себе, так как непрерывно совершающиеся изменения в чем-то постоянно модифицируют предмет и делают относительным, неполным его тождество с самим собой. Таким образом, категории тождества и различия отражают отношения не только между разными предметами, но и между различными сторонами и состоянием одного и того же предмета.

Любой предмет выступает как тождество потивоположностей, т.е. как некое единство, относительно устойчивое взаимодействие взаимоисключающих сторон. Такие стороны целостного предмета или явления, которые одновременно взаимопредполагают и взаимоисключают друг друга, в философии называют противоположностями. Диалектические противоположности сложным образом взаимодействуют между собой: с одной стороны, они взаимопредполагают, взаимодополняют друг друга, взаимопроникают одна в другую, но с другой стороны, они взаимоотрицают и взаимоисключают друг друга.

Сложные, подвижные отношения между противоположностями определяются в философии как противоречие. Диалектическое противоречие характеризуется единством, т.е. взаимообусловленностью и взаимопереходом противоположных сторон и тенденций, которые в то же время находятся между собой в состоянии конфликта и противостояния. Их столкнивение и “борьба” между собой рано или поздно приводят к разрушению существующего единства и тем самым к изменению предмета или явления. По этой причине противостояние, или “борьба”, противоположных сторон и тенденций в предметах и явлениях составляет внутренний источник их изменений и развития. Раздвоение единого целого на взаимоотрицающие стороны и части имеет принципиальное значение для понимания предмета как внутренне деятельного, самодействующего, самоизменяющегося и саморазвивающегося образования. В этом контексте противоречие может быть определено как сущность самодвижения и саморазвития полярного, раздвоенного, “противоположного в себе” предмета. Диалектическая концепция развития именно в противоречии усматривает имманентный источник всякого рода изменений. “Противоречие — это принцип всякого самодвижения... Противоречие — вот что на деле движет миром”, - утверждал Гегель.

В реальном мире противоречия выступают в многообразных формах. Различный характер противоречий есть результат многообразия форм движения материи, многообразия связей и отношений в природе и обществе. Так, в органической природе противоречия приобретают такие формы проявления, каких нет в неорганической; в обществе возникают противоречия, отсутствующие в природе. Более сложным процессам и явлениям окружающего мира присущи более сложные формы противоречий. Противоречия неодинаковы по своему объему, по степени и глубине выражения ими внутренних, существенных свойств предметов и явлений. Среди различных форм и типов таких противоречий прежде всего необходимо выделить внутренние и внешние, основные или главные и неосновные, существенные и несущественные.Учитывая специфику проявления и разрешения противоречий в обществе, противоречия, касающиеся общественной жизни, можно разделить на антагонистические и неантагонистические. Первые — это непримиримые, неразрешимые внутри данной системы отношений противоречия, обретающие порой форму острого социального конфликта: война, политическая революция. Вторые — это противоречия, разрешимые в рамках данной системы отношений путем согласования интересов разных социальных сил, заключения компромиссов между ними.

Закон “отрицания отрицания”. Восходящий, поступательный характер процесса развития выражается в законе диалектики, за которым в философии закрепилось название “закон отрицания отрицания”. Он был теоретически рассмотрен и обоснован Гегелем, у которого он являлся своеобразным формально-логическим каркасом всей спекулятивно-идеалистической системы. Гегелевская абсолютная идея движется вперед “триадами”, ступенями которой выступают “тезис” — исходное состояние, “антитезис” — первое отрицание и “синтезис” — отрицание отрицания. Суть дела для Гегеля, конечно, состояла не в констатации самоочевидного момента — смены качественных состояний, происходящих в процессе развития, а в выявлении универсальной закономерности этого процесса — той, что последующие формы и состояния в неявном виде сохраняют предшествующие формы и известные черты уже пройденного. Гегель полагал, что на третьей ступени совершается как бы возврат к первой ступени, определенное повторение уже пройденного, но в преобразованном виде и на более высоком уровне.

Отказавшись от идеалистических спекуляций и формалистических ограничений, материалистическая философия рассматривает закон отрицания отрицания как один из законов диалектики, который раскрывает тенденции развития: как и в какой форме осуществляются связь и преемственность в ходе развития.

Из трактовки процесса развития, представляющего собой бесконечную цепь переходов одних качественных состояний в другие, непрерывное разрешение одинх противоречий и возникновение других, следует, что никакое развитие невозможно без отрицания. “Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования”, — отмечал Маркс. Отрицание представляет собой закономерное и объективное явление, которое обусловлено противоречивостью предметов и явлений, наличием в них взаимоисключающих сторон и тенденций. Противоречие, движущее вперед развитие, характеризуется относительным доминированием, преобладанием одной из противоположных сторон и отрицанием, упразднением другой. Но отрицание нельзя трактовать как простое уничтожение. Как таковое, отрицание носит чисто негативный, деструктивный характер. Если, например, мы сломаем, разрушим какую-либо вещь, то это, конечно, будет отрицанием. Но это будет “голое”, “зряшное”, бесплодное отрицание, исключающее возможность дальнейшего развития. Ценность же отрицания определяется мерой его продуктивности, его ролью в процессе созидания нового. Поэтому отрицание, которое, по выражению Гегеля, переходит не в совершенно иное, а в “свое” иное, называют в философии диалектическим отрицанием. Смысл диалектического отрицания состоит в том, что оно выступает не только как момент упразднения, разрушения старого и отжившего, но и как момент преемственности, как момент связи нового со всем положительным, что было создано в прежних формах. Диалектическое отрицание представляет собой единство уничтожения и сохранения: уничтожая существующее, такое отрицание сохраняет и удерживает все ценное, положительное, жизнестойкое, что было в предшествующих формах и без чего новое не могло бы развиваться. Новые формы содержат в себе старые как “снятые”. На этом основании диалектическое отрицание рассматривается как момент связи и момент процесса развития, как его важное условие и причина.

Но процесс развития не останавливается на первом отрицании, - всякое новое явление отрицает старое, но со временем оно так же устаревает и поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание является уже отрицанием отрицания. Всякое развитие, независимо от содержания, можно представить как ряд различных ступеней, связанных друг с другом таким образом, что одна отрицается другой. Поскольку процесс развития выступает как ряд отрицаний, то возникает проблема: что нового дает второе отрицание по сравнению с первым и какая закономерность действует в общей цепи сменяющих друг друга отрицаний?

Важно подчеркнуть, что отрицание отрицания не есть простое чередование переходов противоположностей друг в друга, простая замена одного единства противоположностей другим. Отрицание отрицания означает такую смену, которая предполагает повторение пройденных этапов на новой, кочественно более высокой основе. Важнейшей чертой закона отрицания отрицания является то, что он представляет развитие как процесс чередования ряда отрицаний, которые характеризуются преемственностью и повторением предыдущих форм в “снятом” виде. Обогатившись всем ценным, что имелось на предыдущих этапах, развитие как бы возвращается к исходному положению. Но это но простое возвращение, не замкнутый круг, а “спираль”, которая наглядно выражает такие черты и особенности последовательно сменяющих друг друга диалектических отрицаний как преемственность, поступательность, повторяемость и восходящий характер развития. Каждый новый виток спирали представляет собой более высокую ступень развития и вместе с тем является как бы возвратом к пройденному, повторением предыдущего витка спирали. Витки спирали представляют собой диалектические циклы отрицаний, а чередование витков характеризует непрерывность процесса развития и цикличность смены одних качественных состояний другими.

 

3. Идея развития длительно и постепенно становилась фундаментальным принципом миропонимания и находила в философии различные концептуальные оформления. Научное познание природы и общественно-исторической действительности все более раскрывает преимущества диалектической концепции развития, которая наиболее приблизилась к адекватному теретическому воспроизведению сущности процесса развития.

Но наряду с диалектической концепции развития, параллельно с ней в философии существуют другие теоретические трактовки, объясняющие сущность процесса развития. В нашей литературе они характеризуются как метафизические. Среди альтернативных теорий развития следует назвать как наиболее значимые и в определенное время популярные в западноевропейской философской мысли эволюционистскую концепцию и теории эмерждентизма.

Под влиянием успехов в естествознании в середине XIX в. в западной философии стали предпрениматься попытки создания теоретических моделей развития, принципиально отличающихся от рационалистической логико-гносеологической трактовки, наиболее полно представленной в немецкой классической философии. Наиболее видным представителем, оказавшим большое влияние на европейскую философию, был английский философ Г.Спенсер (1820-1903 гг.). В 1852 г. Спенсер выступил со статьей “Гипотеза развития”, в которой обосновал положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы. В своих взглядах Спенсер опирался на механистическую интерпретацию эмбриологии К.Бэра и учение Ч.Дарвина, полагая, что в основе всеобщей эволюции лежит непрерывный процесс механического перераспределения частиц материи, которые в конечном итоге приходят в состояние равновесия, а сама эволюция идет в направлении все большего нарастания разнородности. Под это механическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все многообразие явлений окружающего мира — от неорганических до нравственных и социальных. Составной частью спенсеровской трактовки развития была “органическая” теория, то есть идея о сводимости высших форм движения материи к низшим: социальной — к биологической, биологической — к физической и химической. Так, классовое общество и возникшие в его рамках различные общественные институты Спенсер истолковывал по аналогии с живым организмом: правительство - это “мозг государственного тела”, кровеносная система — сфера коммерции и т.д. При этом Спенсер отрицал внутренние противоречия в качестве основного источника преобразований, он признавал только внешние источники изменения и развития материальных систем. Так, концепция Спенсера ограничивалась признанием фактора приспособляемости живых организмов к внешним условиям, изменения которых считались только постепенными. По мнению исследователей, существенный недостаток эволюционистской теории Спенсера заключается в отрицании скачков взрывообразного типа и в признании исключительно постепенного, плавного характера развития.

Под влиянием фундаментальных открытий в науке, эволюционисткая трактовка развития стала все больше приходить в противоречие с действительностью. Важное значение для понимания характера развития имела разработка квантовой теории, когда был обнаружен качественно новый структурный уровень материи, образующий особую область реальности — микромир с его резкими скачками появления нового. В биологии было открыто явление мутагенеза (1970), в социальной области в ряде стран произошли кардинальные революционные преобразования. Все это свидетельствовало о взрывном характере преобразований, которые отрицала эволюционисткая трактовка развития.

В 20-е гг. XIX в. в западноевропеской философии оформилось течение “эмерджентизма” — в переводе с английского “внезапно возникающий”, которое объединяет в себе ряд теорий: “творческую эволюцию” А.Бергсона, “эмерджентную эволюцию” С.Александера и К.Л.Моргана, “философию процесса” А.Н.Уайтхеда, “холизм” Я.Х.Смэтса и др. Их объединяет то, что в отличии от теории эволюционизма Г.Спенера все они в центр внимания ставят внезапные, быстрые скачки и абсолютизируют роль интегральных, взрывообразных скачков в процессе развития. Ведущие идеи этого направления могут быть сведены к следующим.

Во-первых, эмерджентизм строится на основе признания факта возникновения нового качества, так называемого “эмерджента”, которое не сводимо к исходному; признается только быстрый взрывообразный скачок. Во-вторых, признается существование изменений, не детерминированных материальными силами. Новое качество выступает результатом не имманентых материальных противоречий, а внутренней “творческой силы”, по-разному называемой и по-разному истолковываемой. В-третьих, как не сводимые друг к другу более высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств. В-четвертых, благодаря “творческой эволюции” в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся благодаря внезапным скачкам.

Направление эмерджентизма определяется в нашей философской литературе как неометафизическое, так как для него характерно одностороннее преувеличение тех или иных особенностей и черт процесса развития.

В настоящее время большой интерес исследователей вызывает новая междисциплинарная наука — синергетика, у истоков которой стоят И.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен. Синергетика ставит перед собой сложную задачу выведения закономерностей самоорганизации систем в условиях критической неравновесности. Она предпринимает попытку раскрыть общие универсальные механизмы самоорганизации систем и описать процессы развития, происходящие в нелинейных, самоорганизующихся, открытых системах.

Далее о синергетике будет написано в восьмой главе данного пособия.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково содержание таких философских понятий, как движение, изменение, преобразование и развитие?

2. Что значит рассуждать с позиции диалектики?

3. Что Вы знаете об исторической эволюции диалектики? Какова роль в ее развитии Гераклита, Сократа, Гегеля и Маркса?

4. Прокомментируйте высказывания Гераклита: “Свиньи радуются грязи, птицы пыли. Морская вода и чистейшая и грязнейшая”.

5. Справедлива ли античная пословица: “Нечестно хвалить и ругать одну и ту же вещь”?

6. Прокомментируйте следующее рассуждение: ”Марк Туллий Цицерон был рабом своего красноречия; Гней Помпей был рабом своего успеха. Юлий Цезарь был рабом своего величия. Один был в Риме свободный человек — раб Спартак”.

7. Раскройте разницу между двумя просьбами: “расскажи мне содержание книги” и “расскажи мне суть прочитанного”?

8. Рассуждая об абстракционистской живописи, Г.В.Плеханов однажды заметил: “Если я изображу несколько стереометрических фигур, то кто может меня упрекнуть, что я написал неудачную картину, назвав ее “Женщина””? Прокомментируйте это рассуждение с точки зрения диалектики содержания и формы.

9. Как вы понимаете суждение Демокрита, что “случайность тождественно незнанию”?

10. Разбилась чашка. Это явление случайное или необходимое? Ответ аргументируйте.

11. К какому закону диалектики имеет отношение известное высказывание Ньютона: “Я видел дальше других, так как я стоял на плечах гигантов”?

12. О каком типе отрицания идет речь в библейском изречении: “Все возвратится на круги своя”?

 

Л и т е р а т у р а

1. Г е г е л ь Г.В.Ф.Наука логики. Т. 2, 3. М., 1971-72.

2. Г е г е л ь Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974.

3. Л е н и н В.И. Философские тетради//ПСС.Т.29. С.318.

4. Л о с е в А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.

5. М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Соч. Т.25. ч.II. С.384.

6.Материалистическая диалектика как научная система..М., 1983.Т1.

7. Материалистическая диалектика. М., 1981. Т.1.

8. Философский энциклопедический словарь. М., 1991. С. 561.

9. Э н г е л ь с Ф. Анти-Дюринг//Маркс К. и Ф.Энгельс Ф. Соч.Т.20. С. 563, 391.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.045 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал