Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества.
1)Общество – это некая система, выделившаяся из природы, это система отношений между людьми, реализующихся в процессах жизнедеятельности (социальный институт семьи, социальный институт государства, в различных негосударственных объединениях, в жизнедеятельности отдельного человека, этноса). Социодинамика — сложный многогранный процесс, который можно описывать через разнообразные подходы: историографический подход (история общества), культурологический подход (внимание на сферу культуры и её качественное обновление), формационный подход (развитие общества как движение по ступенькам-формациям с изменением типа производственных отношений) и цивилизационныйподход — предмет нашего анализа в этом вопросе. 2)Существуют различные определения цивилизации. Цивилизация – вершина развития общества (18 в., вершина - капитализм). Цивилизация – период человеческой истории, следующий за периодами дикости и варварства (19 в.): есть парная семья, частная собственность, богатая культура. Цивилизация – общество, не имеющее творческого потенциала (Шпенглер). Цивилизация – локально-культурная историческое образование, объединенное едиными духовными ценностями, единством политической жизни, экономической деятельности, языком, образом жизни, менталитетов, территорией. Цивилизации как стадии, которые проходит общество (аграрное общества, индустриальное общество, постиндустриальное общество). Нас будет интересовать цивилизация, которая представлена в двух последних определениях. 3)Cтадиальный подход. Суть стадиального подхода — цивилизация как фаза в развитии общества. В 19 в.: цивилизация — это стадия, которое приходит на смену первобытному варварству и первобытной дикости. В рамках рождающегося стадиального подхода Цивилизацию отличают от дикости и варварства такие параметры, как: частная собственность, парная семья, государство (именно парная семья позволяет по-новому структурировать общество). В 20в. стадиальный подход вновь обнаруживает себя с ускорением темпов научно-технического прогресса. Начинается проработка этого подхода в концепциях теории индустриального общества, теории постиндустриального общества, теории информационного общества. Когда идёт проработка различных версий этой модели, выделяются следующие стадии в развитии общества: 1. аграрное (традиционное) общество, 2. индустриальное (техногенное) общество, 3. постиндустриальное (информационное) общество. Строится определённая типология — цивилизации выделяются по следующим признакам: · характер труда; · доминирующая сфера экономики. В аграрном обществе - аграрное производство, в индустриальном обществе — машинное производство, в постиндустриальном — сфера услуг; · структура занятости. Ресурсы рабочей силы сконцентрированы: в аграрном — в сельском хозяйстве, в индустриальном — в промышленном производстве, в постиндустриальном — в сфере услуг; · социально-политическая система. В аграрном - различные виды абсолютизма, противостояние властных структур и основной массы населения, лишенной каких бы то ни было полномочий. В индустриальном — представительная демократия в разных версиях, в этом обществе власть не сосредоточена в руках у политической элиты, присутствует и разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Формирующееся постиндустриальное общество демонстрирует такие особенности, как гражданское общество, без разнообразных ячеек гражданского общества как и без демократии невозможна социально-политическая система постиндустриального общества, поскольку на уровне властных отношений невозможно проследить все процессы самоорганизации. · стиль жизни. В аграрном обществе основной тип поселения — деревня, город представляет собой инородное образование. В индустриальном обществе — урбанизация, рост городского населения. В постиндустриальном обществе, с одной стороны — развитие мегаполисов, с другой — пригородный стиль жизни. Ведущая группа параметров — это социально-экономические и социально-политические параметры. Стадиальный подход поддерживают, подпитывают реальные процессы, происходящие в современном мире — глобализация (поскольку стадии — это ступеньки в развитии, которые проходит всё общество в целом) как процесс распространения техногенной и постиндустриальной цивилизации по всему миру (индустриализация всех тех, кто ещё не успел, и ускоренный переход в следующую фазу — фазу постиндустриального развития). Регионального подход: цивилизация — это локальное, укорененное на определённой части земной поверхности культурно-историческое образование. Когда появляется такой подход? Конец 19 в. (Данилевский, Шпенглер), 19 в. (Сорокин, Тойнби). Каким образом может строиться типология, что при этом принимается во внимание в качестве критериев в этом подходе? Это в том числе и общность социально-экономической и социально-политической жизни. Однако прежде всего это общность традиций, культуры (в рамках которой особую роль играет язык и религиозное сознание), системы ценностей, на которой базируется данная цивилизация, и того типа личности (менталитета), который характерен для неё. В рамках этого подхода можно выделить разные типы цивилизационного развития — Западная цивилизация (Европа, Северная Америка, Австралия, Южная Африка, в разных вариациях и Латинская Америка) и Восточная цивилизация (Китайская цивилизация, Индийская цивилизация, мусульманская цивилизация, буддистская цивилизация по Тойнби). Сорокин обращает своё внимание на то, что в основе каждой цивилизации лежит некий фундамент — цивилизационная матрица, она задаётся системой ценностей. Итак, система ценностей определяет сущность процессов, протекающих в рамках данного социального организма. 4)Система ценностей: 1. Западная: частная собственность как естественное право человека. Частная собственность, рождающая власть. Восточная: власть рождает собственность. Незыблемость, целостность, неотчуждаемость этой собственности на Западе — несомненная ценность, на Востоке — вовсе нет. 2. Западная: Человек — ценность; эта ценность носит название «либерализм». Отдельный индивид, свободная, автономная, самодостаточная личность задаёт приоритеты в культурном, социально-экономическом и социально-политическом пространстве. Восточная: ценность отдельной человеческой личности нивелируется, присутствует ценность некоей общности, тотальности: семьи, рода, клана и т. п. 3. Западная: государство стоит на службе общества, контуры общества и государства не совпадают. Восточная: они тождественны, государство представляет особую ценность, как и тотальность, социальная общность вообще. 4. Западная: толерантность, обеспечивающая демократические способы организации социальной жизни. Толерантность — это терпимость к другому мнению, способность соотнести собственную точку зрения с точкой зрения другого человека, социальной группы, общества в целом. Одним из первых очень наглядно выразил смысл толерантности Вольтер: «Я совершенно не согласен с мнением своего оппонента, но готов отдать жизнь за то, чтобы он имел право высказывать свою точку зрения». Восточная: отношение к мнению другого человека иное: во властных структурах — подчинение; рассмотрение различных точек зрения и критическая рефлексия не являются ценностью, акцент на сохранение и воспроизведение традиций. Государство рассматривается с одной стороны как суперценность, с другой стороны, от государства ждут решения практически всех проблем, регламентации всех актов социального действия. 5. Западная: развивается за счёт инноваций, постоянного обновления социальной жизни в самых разных её проявлениях (вплоть до крайностей — примеры из мира моды), во всех сферах жизни. Восточная: трансляция традиции, её воспроизведение. В этой типологии возникает очень интересный вопрос о Восточнославянской цивилизации, которую невозможно причислить ни к одному из двух полюсов (Запад — Восток). 6. Западная: преобладает Прометеевский тип личности, то есть деятельностный (человек действия). Восточная: созерцательный тип личности, действие только в рамках традиции, не более того, растворение в традиции. И буддизм, и даосизм, и конфуцианство, и все разнообразные философско-религиозные системы Востока в качестве эталона рассматривают тип личности, воспроизводящий традицию наиболее точным образом. Восточнославянская: — Иоанновский тип личности, своеобразие которого заключается в том, что практика его не особенно волнует. Его внимание устремлено к проблемам мирового значения, его задача не переустроить мир, а освятить его, внести в него новые смыслы. Система ценностей Иоанновского типа личности включает терпение (до определённого момента...). Ещё один подход в рамках этой же парадигмы, который всё же учитывает региональную принадлежность: Тойнби выделяет несколько «живых» цивилизаций, всего же в истории человечества Тойнби насчитал около 50 локальных цивилизаций, возникающих и исчезающих. Следующее поколение локальных цивилизаций рождается в XX столетии, и современная социальная философия, отталкиваясь от Тойнби, выделяет локальные цивилизации (современные, «живые», которые фигурируют в документах ООН, современных цивилизационных исследованиях): Западная цивилизация (Западная Европа и Северная Америка), латиноамериканская цивилизация (очень быстрыми темпами идёт модернизация, это особый регион земного шара, который демонстрирует необычайно высокие темпы индустриального развития, громадный потенциал), китайская цивилизация, индийская цивилизация, исламская цивилизация, православная (Российская, Восточнославянская) цивилизация (связанная своими историческими корнями с Византией), африканская цивилизация. Итак, современная типология может исходить из двух подходов: в качестве регионов могут рассматриваться огромные пространства земного шара или локальные области. Взаимоотношения между цивилизациями. В стадиальном подходе такой проблемы нет, но в региональном подходе проблема взаимоотношения цивилизаций весьма актуальна, что обусловлено глобализацией и в целом реалиями современного мира. Просматриваются возможные версии отношений между цивилизациями. · Кофликт, столкновение между цивилизациями. В первую очередь это столкновение Западной цивилизацией и Восточной. · Партнёрство — идеализированный тип взаимоотношений между цивилизациями (хотя есть и немногочисленные примеры — такие объединения, как Евросоюз). · Промежуточное состояние, в котором мы сейчас и находимся. Оно чревато доминированием какой-то одной цивилизации (Западной). Это доминирование наряду со столкновением (которое зачастую является реакцией на доминирование) обнаруживается в процессе глобализации. Глобализация — это доминирование одного типа цивилизационного устройства, цивилизационного развития. Вопрос о взаимоотношении цивилизаций весьма актуален, что обусловлено остротой момента, переживаемого современным обществом: попытка увидеть историческую перспективу, оценить её, соответственно выработать меры по предотвращению негативных последствий социальных процессов, принять меры для того, чтобы отношения столкновения цивилизаций в конечном счёте не переросли в военные конфликты. 27. Техника как объект философской рефлексии: основные исследовательские программы. 1) Техногенная цивилизация базируются на способе развития, основанном на потреблении окружающей среды, создании искусственной среды обитания. Сам способ существования техногенной цивилизации актуализируют интерес к средствам решения проблемы, без которых эта цивилизация не может существовать. Поэтому возникает усиливающийся интерес к феномену техники. В середине 20 века эта проблематика оформляется в относительно автономную область философского исследования: философия техники. В определение «техники» вкладываются следующие смыслы (срезы): ü артефакты – искусственно созданные человеком предметы; ü инструмент – посредник между человеком и миром; ü техносфера – нечто «противостоящее» миру природы в первую очередь; подчеркивается ее противоположность биосфере; ü техника как мощнейший фактор развития человеческого общества; ü техника – предпосылка человеческой деятельности, важнейший фактор, влияющий на развитие социума. Все эти смыслы можно свести к единому пониманию: техника – это совокупность разнообразных искусственных сооружений (артефактов), призванных выступить в качестве посредника между человеком и окружающим миром. 2)Краткая история: · В античности техника просто фиксируется в мире культуры. · Первые попытки понять специфику технознания возникают в середине 19 века. Промышленное производство становится основой экономической жизни общества. · Философия техники складывается в 50-60 годы 20 века в связи с научно-технической революцией (впервые научная и техническая революции сопрягаются в едином процессе; до этого взаимодействие между этими процессами носило весьма условный характер – «разрывы» (по времени) между теоретическим и практическим исследованиями могли быть довольно существенными). Философия техники подразделяется на Æ Онтологию техники. Это круг вопросов, связанных с анализом ее роли в жизни современного общества и в истории человечества. Обращение к технике как к феномену человеческой цивилизации. Сама техника. Æ Эпистемологию техники. В рамках ее реализуется интерес к технознанию – знанию, лежащему в основе конструирования техники, разработке новых устройств. То, как она создается. 3)Основные стратегии: Технологический детерминизм – техника и технология играют фундаментальную роль в жизни общества (позитивную (техницизм), либо негативную (антитехницизм)). 1. Техницизм. В начале 20 века возникают первые технократические концепции. · Раньше предприятием управлял владелец. Усложнение, специализация деятельности приводит к необходимости использования профессиональных знаний. Усиливается роль менеджера, знающего и владеющего социальными знаниями. · В социологии появляется концепция, согласно которой собственник отягощен своими частными интересами. Действительно может обеспечить социальный прогресс и выступить с позиции общественных проблем может как раз этот самый управляющий. Управляющий – это человек не только организатор производства, он воплощает общественные потребности наиболее адекватным образом в своей деятельности. ü концепция экспертократии. Производство становится наукоемким. Повышается статус человека, владеющего не только технико-технологической информацией, но и научной информацией.Отсюда: увеличивается ценность теоретического знания, носителем которого является эксперт. Именно он влияет на выработку перспектив технического развития в наукоемких производствах. Именно он определяет собой общественную потребность и влияет на социальный прогресс. ü Концепция культурного отставания. Техника и технология – то основание, на котором вырастают различного рода феномены духовой культуры. Тут идет какой-то текст про научную фантастику. ü Концепции стадиального развития цивилизации. Там везде в качестве основополагающего параметра выделяется техника, технология, уровень ее развития. 2. Антитехницизм. Технический прогресс не только позитивные достижения в жизнь общества, но и сопровождается определенными издержками, которые и акцентируются в антитехницизме (хотя техника все еще играет важную роль). ü Бердяев (экзистенциализм): Репрессивный характер техники и технологии. Алгоритмизация выходит за пределы промышленного производства и вносится в жизнь общества. Конвейер начинает пронизывать все сфера реальности. Человек превращается в придаток к этой машине. Отсюда: отношение к технике как к средству дегуманизации человека. ü Социально-критическая стратегия. Техника и технология обеспечивают господство над природой. Инструментальный разум в техногенном мире становится технологическим (технологический разум предполагает особый профессионализм: овладение алгоритмами не в процессе производства (как в случае с «инструментальным разумом»), а овладение профессионально значимой информации и выстраивание алгоритмизированной деятельности).Отношения к природе переносятся на внутренний мир человека и на сферу социальных отношений. Инструментальный, технологический разум превращается в репрессивный разум. Доминируют рациональные структуры психики, и человек оказывается «в железной клетке собственного разума». ü Концепция массового общества и элитаризма. Техника, возникшая в информационную эпоху, также выполняет репрессивную функцию по отношению к человеку. И человек массы демонстрирует далеко не самые востребованные в современном обществе качества (отсутствие критицизма мышления, потребительское отношения к миру, недооценка знания). Массовый человек – угроза для функционирования техногенной цивилизации. 3. Синтетические программы. Программы регуманизации техники. (Сама по себе техника – ни зло, ни благо.) ü Рассмотрение техники в широком контексте: экологическом, политическом. Ставится задача совершенствования социальных институтов и структур, влияющих на техническое развитие. ü Сама по себе, техника ничего не решает yи к каким последствиям не приводит. Последствиями чревато использование ее определенными социальными структурами. Они должны быть перестроены – гуманизированы. ü В контексте этих программ возникают этические кодексы, регламентирующие творчество в области технознания и использования техники в реальной жизни общества. ü Формируется техноэтика, в рамках которой техническим сообществом предпринимаются способы регламентации деятельности: техника должна создаваться в таком варианте и таким образом, чтобы не наносить вред человеку и его природному окружению. В оценку технологической линии помимо экономического параметра добавляются новые параметры, такие как политические, экологические, аксиологические. ü Они сопрягают деятельность с социальными проблемами и реалиями и ориентируют эту деятельность на потребности человека и общества. ü Многие технические проекты мы можем осуществить, но не осуществляем, исходя из этой «социальной экспертизы».
|