Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция постиндустриализма в современной социальной философии.






1) Концепции постиндустриального общества — это социологические и одновременно футурологические концепции, которые выделяют прогресс техники и технологии как основной фактор социального прогресса и критерий для выделения глобальных стадий развития общества.

2) Основоположником теории постиндустриального общества считается американский социолог Даниел Белл, который в 1973 году опубликовал книгу «Грядущее постиндустриальное общество». Концепция Д. Белла основывается на представлении об автономном развитии социальной жизни и культуры, материальной и духовной сфер. У каждой из них есть своя «ось» развития. «Ось», которую исследует Белл — развитие производства и виды используемого знания. В соответствии с этим общественное развитие подразделяется на 3 основных периода: доиндустриальное (сельскохозяйственное), индустриальное (промышленное), постиндустриальное общество.

В аграрном, традиционном обществе (Европа до XV ‑ XVI веков) доминирует «первичная» сфера экономики — сельское хозяйство, основанное на рутинной технике и экстенсивной технологии; основные социальные институты — армия, церковь, школа;

В индустриальном обществе (Европа с XVII ‑ XVIII веков до середины XX века, некоторые страны Восточной Европы и Азии – XX век) преобладает вторичная сфера экономики — промышленная индустрия. Главными факторами развития становятся труд и капитал, а также борьба между основными классами — пролетариатом и буржуазией; главными институтами — фирма, банк;

Термин «индустриальное общество» предложил О. Сен-Симон, идеи развивались О. Контом, Э. Дюркгеймом, Р. Ароном, Д. Беллом и др.

3)Основные идеи концепции индустриализма:

ü самые значительные перемены в обществе связаны с моментом перехода западного общества от традиционного «аграрного» общества к «индустриальному», основанному на машинном производстве, фабрике, дисциплине труда, национальной системе хозяйствования, рынке;

ü существует «логика индустриализации», которая ведет к сходству институтов обществ, идущих по пути индустриализации;

ü переход от традиционного общества к «индустриальному — это шаг по пути прогресса, который ведет к разрушению традиционных привилегий, к равенству гражданских прав, возрастанию социальной мобильности, равных возможностей, росту демократизма;

ü по мере развития «индустриального общества» снимается напряженность классовых конфликтов, расширяются политические и гражданские права, а значит укрепляется либерально-демократическое государство.

ü Капитализм усовершенствуется и, в идеале, переходит в новое общество. Социализм, как иной вариант индустриального общества, также меняется. Капитализм и социализм «конвергируют», сближаются. К. Гэлбрейт говорил, что «эти изменения ведут к «обществу изобилия», в котором экономика и производство подчинены одной цели — созданию изобилия дешевых товаров для массового потребителя».

Концепция индустриального общества в 70-х годах подверглась жесткой критике из-за разразившегося в 70-х экономического, социального и культурного кризиса (война во Вьетнаме, студенческие революции, сексуальная революция, деятельность Римского клуба и пр.), который обнаружил глубокие противоречия индустриального общества и в целом западного пути цивилизационного развития.

4)Можно выделить три основных этапа в развитии концепций постиндустриализма:

1. 50-60-е годы. Период первой «волны технократизма». В концепциях индустриального и постиндустриального общества К. Гэлбрейта, Д. Белла, З. Бжезинского, У. Ростоу преобладали техницизм, абсолютизация роли науки и техники в развитии общества, оптимизм в отношении перспектив решения западным обществом проблемы материального достатка («общество изобилия») и преодоления социально-политических противоречий. Оптимизм поддерживался высокой динамикой развития либерально-буржуазного общества, развертыванием 1-го этапа научно-технической революции (НТР).

2. 70-е годы. В аналитических докладах такого влиятельного общественного объединения, как Римский клуб (основатель — Аурелио Печчеи), прогнозируется катастрофическое сползание человечества к ряду глобальных проблем: экологической, демографической, исчерпания природных ресурсов, углубления социального, экономического, культурного разрыва между богатыми («1-й мир», «золотой миллиард») и бедными («страны третьего мира») странами, угрозы третьей мировой войны и др. В социальной мысли возрастают настроения «катастрофизма», «алармизма», пессимизма, отхода от техницизма; возрастает внимание к проблемам кризиса ценностной основы западного общества, критики основ техногенной цивилизации. Настроения поддерживаются глубоким социально-экономическим кризисом (1973 г.) западного социума.

80-90-е годы. Период второй «волны технократизма». В концепциях Д. Белла, О. Тоффлера, Дж. Несбита, Е. Масуда, Р. Арона происходит возврат к настроениям социального оптимизма на волне успехов 3-го этапа НТР (микроэлектронная революция, компьютерная революция), а также в результате бурного развития экологических проектов и решений (с 70-х по 90-е годы – так называемое «экологическое двадцатилетие»). Развиваются концепции постиндустриального и информационного общества.

5) Главные черты постиндустриального общества (США, Европа, Япония с середины XX века):

1) центральная роль теоретического знания, которое становится основой технологических инноваций;

2) создание новой интегральной технологии, позволяющей находить более эффективные подходы к экономическим, технологическим, социальным проблемам;

3) рост класса носителей знания (технических специалистов и профессионалов);

4) переход от производства товаров к производству услуг, прежде всего в гуманитарной области — здравоохранении, образовании, социальном обслуживании;

5) изменение в характере труда — труд становится взаимодействием между людьми, из процесса труда исключаются природа и искусственно созданные материалы;

6) роль женщин, которые получают надежную основу для экономической независимости;

7) наука достигает своего зрелого состояния, связь науки и технологии — основная черта постиндустриального общества;

8) ситусы как политические единицы. Ситусы — вертикально расположенные социальные единицы: функциональные ситусы — научный, технический, административный, культурный; институциональные ситусы — экономические предприятия, госучреждения, университеты и научно-исследовательские центры, социальные комплексы, армия;

9) меритократия (власть знания): в постиндустриальном обществе высокий статус и престиж обусловлены образованием и квалификацией. Иначе говоря, в постиндустриальном обществе источником власти является знание;

10) конец ограниченности благ, дефицита товаров и ресурсов при порождении новых дефицитов — информации и времени;

11) экономическая теория информации: постиндустриальное общество характеризуется не трудовой теорией стоимости, а теорией стоимости, основанной на знании.

Эти положения Д. Белл сформулировал в 1998 г. в развитие его первой книги.

6) Концепция «стадий экономического роста» У. Ростоу: основа социальных изменений — прогресс в области техники и производства, который делит развитие общества на 5 основных этапов:

1. «традиционное» общество — аграрное (до конца феодализма), с сословно-классовой структурой, властью земельной собственности, примитивной техникой;

2. «переходное общество» — период создания предпосылок «сдвига» в общественном развитии (переход к домонополистическому капитализму, XVIII век), который сопровождался ростом сельскохозяйственного производства, накоплением первоначального капитала, появлением централизованных государств;

3. «сдвиг» — период промышленной революции (условно – развитие от домонополистического к монополистическому капитализму, 2-я половина XIX века ‑ 1-я треть XX века), ведущей к накоплению капитала, быстрому росту отраслей промышленности, социально-экономическим (мировой рынок, наука) и политическим преобразованиям (буржуазные революции, становление буржуазных либерально-демократических государств);

4. «зрелость» — индустриальное общество (середина XX века), бурное развитие промышленности, НТР, возникновение новых отраслей производства, урбанизация, увеличение доли квалифицированного труда;

5. эра «высокого массового потребления» — основной проблемой общества становится проблема все более качественного потребления предметов и услуг, а не их производство; основные отрасли промышленности — сфера услуг и производство товаров массового потребления.

Концепция «3-х волн цивилизации» О. Тоффлера: история — непрерывное волновое движение; делится на 3 этапа, 3 технологические волны, разделенные между собой глобальными индустриальными революциями:

1-я волна — аграрная цивилизация. Ее главная ценность — земля и территория;

2-я волна — индустриальная цивилизация, для которой главными ценностями выступают природные ресурсы и сырье;

3-я волна — современная супериндустриальная цивилизация. Основная ценность ее – информация.

Тоффлер: с середины 50-х годов промышленное производство стало приобретать новые черты: разнообразие (типов техники, образцов товаров, видов услуг, видов труда, форм управления и пр.) расшатывает традиционные структуры индустриального общества. Разнообразие противостоит массовому, стандартному, унифицированному, единообразному — тому, что доминировало в индустриальном производстве, массовом распределении, массовом распространении товаров, услуг, стандартов. «Тиражированный продукт стоит дешевле» — лозунг индустриального производства. Тоффлер полагает, что тенденция к унификации породила контртенденцию — появился запрос на новую технологию. Таким образом, «информационный взрыв» — это порождение отживших структур массового индустриального общества. Тоффлер считал, что будущее информационное общество — возврат к доиндустриальной эпохе, но на новой технологической базе. Экономическим костяком его станет электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия.

Качественное преобразование индустриального общества в информационное общество ведет к гуманизации всех сфер жизни современного человека, поскольку повсеместное внедрение новейшей техники позволит перейти от стандартизированного массового обслуживания к максимально индивидуализированному. Богатство будет создаваться исключительно способностями и образованием. Не будет классовых противоречий и крупных социальных катаклизмов.

Концепция «информационного» общества (Е. Масуда) — разновидность теории постиндустриального общества. Общественное развитие рассматривается как «смена стадий», становление информационного общества с доминированием «четвертого» сектора экономики — информационного:

ü в экономике информация становится основным ресурсом, который можно планировать, распределять, финансировать через компьютерную базу. Развивается информационная индустрия, для которой общество готовит кадры. Крупная промышленность сменяется «малыми» формами. Массовое производство уступает место индивидуальному, гибкому;

ü В социальной сфере общество делится по профессиональному признаку. Образование становится главным «лифтом» социальной мобильности; меняется досуг, качество жизни, исчезает безработица;

ü В политике свобода доступа к информации становится основой политического процесса, что ведет к укреплению демократии, политического плюрализма;

ü В сфере культуры осуществляется поворот к личности, ее ценностям, гуманизму, экологизму, гармонии человека и общества.

Общее в концепциях:

1. развертывание технического прогресса непосредственно порождает многочисленные культурные нововведения, которые имеют огромные резервы в гуманизации взаимоотношений человека с миром;

2. развитие техники и науки осуществляются рывками, можно выделить целые эпохи в ее самодвижении; эти эпохи порождают многообразные социальные изменения — поэтому в истории человеческой цивилизации достаточно четко можно выделить несколько этапов (цивилизаций). Обобщенная схема включает доиндустриальную (аграрную), индустриальную (промышленную), постиндустриальную (информационную) стадию;

3. знание, информация и информационные технологии производят коренной, качественный переворот в жизни общества;

4. новые производственные технологии прямо обусловлены развитием фундаментального теоретического знания;

5. наука становится главным элементом развивающейся экономики, производства (непосредственной производительной силой), а потому становится все более социально обусловленной;

6. в целом социальные изменения обусловлены рядом факторов, в том числе развитием сферы культуры (наука, образование в центре), а не только сферой производства, противоречиями в отношениях собственности (как по Марксу).

Концепция постиндустриального общества приобрела множество приверженцев и серьезных критиков. Основные направления критики:

ü методология постиндустриализма характеризуется технологическим детерминизмом, который не учитывает сложного, опосредованного влияния технико-технологической составляющей на общественное развитие.

ü Вопреки претензии на принципиальную новизну постиндустриального общества, по сравнению с индустриальным обществом, но на деле это есть продолжение основных принципов индустриального общества, но на информационно-технологической стадии развития;

ü Основу концепций составляет особое понимание логики социального развития как рационального исторического выбора наиболее эффективных, выгодных социальных новаций;

ü концепции присущ линейный характер, история схематизируется, нивелируются национально-культурные особенности исторических судеб;

ü концепции присущи универсалистские притязания, как следствие — возможность субординировать общества по одному критерию. В противовес этому универсализму постмодернистская концепция истории развивает образ «ризомного развития» — хаотического, децентрализованного разнонаправленного развития человеческих сообществ;

ü идеологическая ангажированность: 1) концепции присущ западоцентризм (либеральный путь развития — единственно возможный). 2) концепции выражают интересы представителей научно-технической интеллигенции, которая стремится войти в состав правящей элиты современного западного общества;

ü американский постструктуралист М. Постер выделяет гипотетический характер концепции. Она неправомерно экстраполирует экономические изменения на все сферы общества. Экономические изменения — количественные. Качественные же происходят прежде всего в сфере коммуникационного опыта людей: возникновение электронного письма, базы данных, компьютерной сети ведут к изменению в языковых аспектах культуры. Эти реальные изменения ведут к «рассеиванию» субъекта, он становится неустойчив. Такой субъект не «вписывается» в постиндустриальное и информационное будущее как его разумный проектировщик и организатор;

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал